В Челябинске надеются улучшить экологию к 2020 году, сократив количество вредных выбросов на треть. В первую очередь проблему попытаются решить с помощью закрытия свалки, модернизации промышленных предприятий, ликвидации Коркинского разреза и строительства метро. Об этом заявил 16 мая руководитель управления Росприроднадзора по Челябинской области Виталий Курятников.
Для очистки воздуха создали целую программу, которая должна позволить снизить объём загрязняющих веществ на 30%.
— В первую очередь в программе — закрытие городской свалки. Но снижение выбросов будет не быстрым, а постепенным, — предупредил Виталий Курятников. — Вторая часть плана — это работа с ООО «Мечел-Кокс». Это самое крупное предприятие на территории Челябинска, которое вносит наибольший вклад в загрязнение воздуха. Если у «Мечел-Кокса» не будет снижения по ряду причин, мы будем страховаться и работать точечно с другими заводами.
Закрытие свалки было запланировано на 1 июля. Осталось полтора месяца. Получится ли уложиться в сроки?
— Закрытие свалки — существенное продвижение в вопросе снижения выбросов. Во-первых, её доля составляет 20–22 процента от всего объёма выбросов в городе. Во-вторых, она источник формальдегида, который является проблемным для Челябинска, — заметил руководитель управления Росприроднадзора. — Возможно, срок закрытия будет сдвинут с 1 июля. Но мы постараемся сделать так, чтобы дата была приближена к этому числу.
Ещё один сложный объект, требующий особого внимания, — это Коркинский разрез. Как заявил Виталий Курятников, эту проблему он знает давно и пытается решить её с 2012 года.
— Я уже тогда понимал, что такое сложное сооружение мы поддерживаем искусственно, потому что нет решения этой проблемы. Аналог этому — метро, наверно, — заявил он. — Я накопил для себя широкий перечень аргументов в пользу ликвидации разреза. Пока достаточно проработанная перспектива — это рекультивация с привлечением Томинского ГОКа, но пока таких решений нет. Если не получится рекультивировать с помощью технологий, которые предлагает ГОК, мы вернёмся к первоначальному варианту, как это предусмотрено законом. Альтернативы существуют.
Само метро, по мнению чиновников, тоже способно повлиять на ситуацию. И Росприроднадзор настоятельно рекомендовал региональным властям включить строительство подземки в комплексный план по улучшению экологии.
— У метро и экологии нет прямой связи, это скорее комплексная мера. Тут нет абсолютизма. Если мы решим, что вопрос транспорта можно решить другим способом, давайте используем альтернативу. Её пока нет, а со снижением автомобильных выбросов надо что-то делать, — добавил руководитель регионального управления Росприроднадзора.
Опасения челябинцев по поводу мелкой пыли от Томинского ГОКа Курятников развеять не смог.
— Я пока воздержусь от высказываний на этот счёт. Действительно, есть опасения, что очень мелкая пыль будет доходить за пределы санитарно-защитной зоны Томинского ГОКа. Доводы не убедительны, мы не отрицаем, что так может быть, и готовы рассмотреть этот вопрос, — заявил представитель надзорного ведомства. — Но всё-таки реальное влияние можно будет оценить только после того, как объект построят. Другого пути нет.
Проект горно-обогатительного комбината Виталий Курятников предложил активно обсуждать на площадке Общественной палаты области.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Пресс-служба губернатора Челябинской области