Строительство областного центра детской хирургии в Челябинске, которого с нетерпением ждут тысячи маленьких пациентов и их родители со всего региона, рискует серьёзно затянуться. Проект нового здания должны были представить уже к концу этого года. Но, как выяснил 74.RU, работу над ним приостановили по решению Минстроя. Причина паузы не в деньгах (на объект из федеральной казны готовы дать около пяти миллиардов рублей), а в отсутствии земли. Уже выделенный участок не подходит по параметрам, а в поисках альтернативы чиновники засматриваются на городской бор. Рассказываем подробности в нашем материале.
Шанс от Матвиенко
О планах на строительство центра детской хирургии ещё два года назад рассказывал Сергей Кремлёв, занимавший в то время пост министра здравоохранения региона. Тогда же называлось предполагаемое место под него — недалеко от детской областной больницы. Чиновник при этом оговаривался: этот современный центр появится, только лишь если наш регион попадёт в федеральную программу.
В 2019 году федеральные власти дали Южному Уралу добро на строительство. В частности, поддержку оказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, к ней за помощью обращалось челябинское областное отделение Российского детского фонда. Вместе с ним в обсуждении будущего строительства сейчас также участвуют другие региональное организации, в том числе фонд помощи онкобольным детям «Искорка».
В пресс-службе Челябинской областной детской клинической больницы 74.RU подтвердили, что медучреждение включили в федеральный проект «Развитие детского здравоохранения». В рамках него появится новый корпус для размещения хирургических подразделений и онкогематологического центра для детей. Строительство запланировано на 2021 год.
Этим летом региональный Минстрой провёл аукцион на выполнение проектно-изыскательных работ для строительства хирургического корпуса ЧОДКБ. На это в региональном бюджете предусмотрели 40 миллионов рублей. На деле вышло дешевле — фирма «РегионПроект», которая выиграла контракт, снизила цену до 28,4 миллиона рублей. Готовый проект компания должна была сдать в четвёртом квартале 2019 года. Но к середине декабря, по данным портала госзакупок, работы у подрядчика так и не приняли.
Проектировщик должен был продумать размещение огромного пятиэтажного здания на 300 коек на участке в 33,5 тысячи квадратных метров и учесть множество таких нюансов, как тёплые переходы к уже существующим корпусам и поликлинике и другие. Строить объект планировалось на кусочке земли между поликлиникой и основным зданием детской областной больницы, при этом потребовалось бы снести трёхэтажный административный корпус. Это оговаривается в медико-техническом задании, разработанном ЧОДКБ и согласованном Минздравом. Но в задачи, поставленные заказчиком, подрядчик не вписался — вместить современный корпус на выделенном куске земли даже с предполагаемым сносом здания оказалось нереально.
— В ходе проектирования объекта выяснилось, что в связи со стесненными условиями посадка здания по условиям, оговоренным в медико-техническом задании, на площадке проектирования невозможна. Рассматривались несколько вариантов посадки здания. В настоящее время проектирование объекта приостановлено, — прокомментировали 74.RU ситуацию в Минстрое.
В ведомстве уточнили, что вопрос с выделением земельного участка сейчас решается с администрацией Челябинска. В самой мэрии нашему журналисту ответили, что никаких запросов из Минстроя о выделении места под строительство хирургического центра пока не получали.
Руководитель «РегионПроекта» Николай Дубовой рассказал, что изначально им для проектирования предлагали несколько вариантов земельных участков в районе медгородка, но ни один из них не подошёл.
— Мы рассматривали разные варианты планировок, технологического процесса. Рассматривали вариант [строительства] как двух корпусов со связкой, так и одного корпуса. Корпусов может быть хоть три, хоть пять штук, если они взаимосвязаны между собой. Ни один из этих вариантов у нас не уместился на заданный земельный участок, — прокомментировал Николай Дубовой. — У объекта большая площадь по медико-техническому заданию, соответственно, эту площадь надо размещать. Здание не может быть выше 28 метров — это примерно пять-шесть этажей. Значит, оно должно быть в плане очень большое. Такого земельного участка не было. Все варианты мы обсуждали с заказчиком. Но пока заказчик не предоставил нам земельный участок, который бы соответствовал каким-то примерным наброскам, поэтому заказчик взял паузу до принятия решения. Сроки, до какого периода приостановлены работы, нам не обозначили.
«Больницу парализует на два года»
И в Минстрое, и в Минздраве, и в самой детской областной больнице подчёркивают: земельный участок под строительство в настоящий момент не определён. Как и где расположится будущий хирургический центр, до сих пор непонятно.
В то же время в одном из сообществ экоактивистов в соцсетях появилась информация об уже планируемой вырубке под это строительство четырёх гектаров в городском бору в районе улицы Блюхера. Такие выводы они сделали, заметив на этом участке специалистов, которые проводили картографическую съёмку. Официально информацию о вырубке нам не подтвердили ни в Минэкологии, ни в Главном управлении лесами по Челябинской области.
По данным 74.RU, около двух месяцев назад в местное лесничество из Минэкологии поступило письмо с требованием посчитать деревья в квартале недалеко от улицы Блюхера. В Министерстве экологии области нам уточнили, что речь идёт об учёте для возможной последующей санитарной рубки. Во время неё под топор точечно по всему бору пускают больные и опасные деревья. В региональном управлении лесами добавили, что на 2020 год в Шершнёвском лесничестве в рамках санитарной очистки запланировано вырубить 25 гектаров, в том числе 4,6 гектара вдоль тропинок, по которым ходят люди.
Впрочем, предположения о возможном строительстве больницы на территории городского бора не беспочвенны. Этот вопрос действительно поднимался при обсуждении участков под будущий хирургический центр. Речь шла о территории рядом с областной детской больницей. По некоторым данным, часть участка занимает валежник.
Председатель челябинского отделения Российского детского фонда Вячеслав Скворцов подтвердил журналисту 74.RU, что сейчас рассматривается два основных варианта размещения нового медучреждения: один — со сносом помещений на земле детской областной больницы, а второй — с выходом за пределы этой территории.
— Начать сносить [здание] внутри самой больницы — это значит вообще остановить здесь лечебный процесс. Года на два парализовать всю областную детскую больницу. Проблема в том, что этот корпус нельзя построить в отдалении от существующих больниц — областной и онкологического центра, — потому что планируется задействовать уже имеющиеся в них ресурсы и оборудование, — комментирует Вячеслав Скворцов. — Возникают ситуации, когда ребёнка нужно перевезти из одного отделения в другое. А представьте себе больного, которого даже на пять минут нельзя оставлять [без врачей], а тем более ещё везти на машине через весь город. Технологически в другом месте это вообще бессмысленно строить. Тут же находится вертолётная площадка, и больного ребёнка санавиацией с любой точки области сюда могут привезти и будут лечить по принципу «одного окна». Мы должны обеспечивать транспортную доступность — буквально транспортировку через тёплые переходы и коридоры, чтобы это было мгновенно, потому что [тяжелобольной] ребёнок ждать не будет, когда его довезут в другой конец города. Поэтому волей-неволей корпус надо размещать где-то в первичной близости, даже не за пределами дороги и улицы Воровского или Блюхера. Он должен примыкать к территории детской областной больницы. К счастью, там есть площадки, которые можно задействовать.
Определиться с участком под хирургический центр в Челябинске необходимо как можно скорее. В федеральном бюджете под его создание запланировали около пяти миллиардов рублей, но чтобы эти средства не «сгорели», строительство должно начаться в срок — уже в 2021 году. От региональных властей требуется предоставить землю и проект. Вопрос находится на особом контроле у зампреда Совета Федерации Галины Кареловой.
Решать проблему с возможным выходом строительства на особо охраняемую территорию в Челябинске чиновники хотят комплексно. По данным 74.RU, сейчас разрабатывается концепция развития челябинского городского бора, которая предполагает наведение в нём порядка, обновление леса за счёт посадки деревьев и увеличение его территории минимум на 50 гектаров. Не исключено, что в рамках обсуждения этой концепции поднимут и вопрос границ охраняемой территории. Карту, по словам участвующих в дискуссиях представителей общественных организаций, уже скоро планируют представить на суд челябинцев.
В год по 8000 операций
Тем временем строительства и открытия хирургического центра в Челябинске с нетерпением ждут тысячи маленьких пациентов и их родители по всей области. На сегодня Южный Урал находится в аутсайдерах по предоставлению хирургических услуг малышам. И дело не столько в кадрах, которые в нашем регионе есть, сколько в остром дефиците койко-мест по этому профилю.
Хирургические отделения в детской областной больнице ютятся в неприспособленных помещениях или разбросаны по разным этажам. Из 610 койко-мест огромного медучреждения под эти цели выделена всего 151 койка в шести отделениях: детском, гнойной хирургии, ЛОР, нейрохирургическом, травматолого-ортопедическом, офтальмологическом и отделении анестезиологии и реанимации. Поток пациентов в них колоссальный. Только за прошлый год здесь провели около восьми тысяч операций, в том числе 590 по линии высокотехнологичной медпомощи.
— Хирургический корпус находится в здании, реконструированном после длительного периода нахождения в недостроенном виде. Изначально оно строилось как роддом. Все отделения испытывают острейший дефицит площадей, — так обосновывают необходимость расширения в ЧОДКБ.
В специальном корпусе больницы к шести действующим отделениям добавятся новые подразделения для внедрения современных методов трансплантации органов, хирургии новорождённых, детской урологии, челюстно-лицевой хирургии, оперативного лечения врождённой сосудистой патологии и многие другие. Особенно из них ждут открытия онкогематологического центра.
— Мы несколько лет уже этот вопрос поднимаем. На строительство онкоцентра выделены деньги — это просто счастье! Сейчас нужны дополнительные детские врачи-онкологи, так как нагрузка у них огромная, — рассказывает руководитель совета движения помощи онкобольным детям «Искорка» Евгения Майорова. — В онкологическом отделении, которое находится в старом хирургическом корпусе, реально тесно и не хватает мест. Во всём мире онкологические отделения выстраивают так, что это не только койка, на которой лечится ребёнок, это среда, которая помогает семье выстоять и не сойти с ума. Когда речь зашла, что будет проект нового корпуса с онкогематологическим отделением, мы просили, чтобы социальную инфраструктуру в нём тоже продумали: и образовательную, и для приёма пищи, и для игры. Дети, которые годами лечатся в онкоцентре, они там живут. И от того, какие это будут условия, во многом зависит, как они с этим справятся. К сожалению, для некоторых этот онкоцентр будет последним местом, где они живут. И поэтому мы должны для всех детей сделать максимум, что мы можем.
По словам Евгении Майоровой, соседство хирургического корпуса с основным зданием областной больницы и онкоцентром очень важно для ослабленных химиотерапией маленьких пациентов:
— Нельзя построить детский онкоцентр отдельно где-нибудь, потому что проблемы с лечением онкобольных детей носят системный характер. Если ребёнку капают химиотерапию, чтобы убить раковые клетки, то параллельно страдают, к сожалению, и сердце, и другие органы. Иногда бывает так, что дети погибают не от химии, а от того, что организм с ней не справился. И очень важно, чтобы все аппараты медицинские, специалисты высокого уровня были в шаговой доступности. Никто не успеет доехать до ребёнка в другом месте, поэтому всегда детский онкоцентр находится в составе областной больницы, в которой есть все специалисты, всё оборудование и так далее. Если строить его отдельно, то нужно завести туда всех-всех врачей. Но это нереально, да и не нужно.
Нехватка мест особенно остро стоит для маленьких пациентов, проходящих лучевую терапию.
— Когда ребёнок только начинает лучевую терапию, его, конечно, надо понаблюдать в стационаре, потому что никто не может сказать, как организм отреагирует на неё. Но так как мест не хватает, то всех челябинских пациентов, как правило, сразу отправляют на амбулаторное лечение, чтобы освободить места тем, кто из области или проходит химиотерапию. И если вдруг ребёнку дома становится плохо, родители его сами везут в стационар под наблюдение. Такая же ситуация при пограничных анализах, когда вроде лучше бы понаблюдать, но приходится отпустить, потому что мест нет, — уточняет зам председателя «Искорки» Татьяна Просвирнина.
На подготовительные работы к строительству нового хирургического центра у региональных властей остался год. Как минимум половина из этого потребуется на разработку проекта и его госэкспертизу. Вероятно, выделение участка предстоит согласовать ещё на публичных слушаниях, и решать организационные вопросы, чтобы не лишиться финансирования, чиновникам и руководству детской областной больницы придётся в крайне сжатые сроки.
Есть инсайды о строительстве центра детской хирургии или других важных объектов в Челябинске? Расскажите нам об этом на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74.