Коронавирус спутал планы не только южноуральским туристам, но и тем, кто собирался сыграть свадьбу в апреле или мае. Вероятно, повременить из-за запрета на проведение массовых мероприятий придётся и с выпускными в школах и детсадах, хоть до них ещё как минимум несколько недель. Под вопросом оказался также отдых на местных базах и в санаториях. Но деньги (и немалые) за несостоявшиеся банкеты и сорванные туры уже заплачены. Что делать, если вы хотите их вернуть, и насколько это реально — мы разобрали с юристом Львом Воропаевым в прямом эфире в нашем инстаграме. Приводим ответы на семь самых частых вопросов читателей 74.RU.
Как быть, если отпуск накрылся медным тазом, а деньги за него заплатил?
Отношения между организациями и покупателями их услуг строятся на основе закона «О защите прав потребителей». В ситуации с сорванным отдыхом или торжеством он будет на стороне граждан. В докоронавирусные времена всё было просто: не выполнил условия договора — будь добр вернуть деньги и заплатить штраф в положенный срок. Но беспрецедентные меры и режим, в котором мы оказались из-за COVID-19, внесли коррективы.
— На самом деле сейчас всё не так просто, как это было бы в обычное время, когда не было «карантинной войны». Деньги по закону гражданин вернуть может, но, к сожалению, в сложившихся обстоятельствах это будет длительный процесс, который может занять от нескольких месяцев до года, — говорит юрист Лев Воропаев. — Сейчас многие люди обращаются к юристам по поводу возврата средств за турпоездки, потому что там суммы возврата значительные. Но судебной практики по таким спорам, к сожалению, пока нет, потому что суды у нас, как и большинство граждан, практически не работают [из-за самоизоляции], гражданские споры сейчас поставили на паузу. Конечно, есть разница в условиях, которые предоставляли те или иные организации на свою услугу, и в введённых для них ограничениях. Если, например, туроператорам закрыли возможности вывоза туристов за границу решением правительства Российской Федерации, то по определённым компаниям ограничения связаны с решением местных властей, поэтому к разбору каждой ситуации необходимо индивидуально подходить.
Но общие правила для всех в ситуациях с возвратом средств всё же есть. Юрист советует первым делом вступить в переговоры с продавцом услуги, чтобы найти решение с минимальными потерями для обеих сторон.
— Если устные переговоры не позволяют достичь какого-то компромисса, то необходимо обратиться к ним в письменном виде — подать соответствующую претензию с требованием возврата денег. Самый лучший способ подачи такой претензии — это заказное письмо, — говорит юрист. — На конверте обязательно укажите, что это претензия. И попросите оператора [на почте] внести такую запись, чтобы потом при дальнейшем обращении в суд вы смогли доказать факт обращения в организацию с претензией. С описью я бы это письмо не отправлял, потому что вопрос вручения таких почтовых отправлений специфический — бывает, что их не доставляют адресатам, в отличие от заказных отправлений.
Компания игнорирует претензии — что делать?
По закону «О защите прав потребителей» ответить на претензию компания обязана в течение десяти дней.
— Если организация не отвечает на письмо, есть два пути: либо обращаться в суд, либо продолжать ждать ответа. Но с судами, к сожалению, сейчас ситуация тоже длительная, потому что они в большинстве своём гражданские споры пока не рассматривают в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом. Поэтому быстрое получение денег в нынешней ситуации невозможно. Но в любом случае, если других вариантов нет и организация на претензию не отвечает, то нужно обратиться в суд, — комментирует Лев Воропаев.
А если фирма предлагает вариант решения, но он меня не устраивает?
— В открытом доступе есть информация, что большинство авиаперевозчиков сейчас предоставляет так называемые ваучеры, которыми возможно воспользоваться позже для перелёта в любую точку. Я думаю, лучше воспользоваться этим предложением. Потому что, во-первых, у нас сейчас вопрос с ростом стоимости доллара возник. Возможно, что позже вы не сможете за эту же сумму приобрести билет. Во-вторых, из-за самой процедуры в сложившейся ситуации. Скорее всего, вам будут отказывать в возврате средств, как это делают сейчас туроператоры. В этой ситуации тоже можно направить претензию и обратиться в суд, но я бы всё-таки пробовал решить это миром, потому что даже через судебную процедуру раньше чем через полгода, а то и через год вы свои деньги не вернёте, — рассуждает Лев Воропаев. — То же самое касается пансионатов и организаций, деятельность которых приостановлена из-за распоряжений местных властей. Если вас не устраивает предложение, которое делают вам на том или ином этапе, то другого варианта, кроме как написать претензию, дождаться на неё ответа и обратиться в суд, к сожалению, нет. Здесь приходится выбирать из двух зол меньшее. Либо вы соглашаетесь на те предложения, которые они вам делают, либо вы идёте в суд и пытаетесь получить свои деньги максимально оперативно, насколько это возможно в сложившейся ситуации.
Пандемию расценили как форс-мажор. На руку ли это покупателю?
— Верховный суд указал, что пандемию действительно можно рассматривать при определённых ограничениях как обстоятельство непреодолимой силы. Но это тоже в каждом конкретном случае должно разбираться отдельно, и суд должен устанавливать все обстоятельства при разрешении этого дела. Нельзя говорить однозначно, что при обращении в суд у вас будет установлен форс-мажор в связи с пандемией, потому что, как указал Верховный суд, в каждой ситуации эти обстоятельства ещё необходимо выяснить, — уточняет юрист. — Но я считаю, что это не в плюс для граждан, потому что форс-мажор снимает ответственность организаций за несвоевременное исполнение тех или иных обязательств. То есть гражданин не сможет ни компенсировать свои убытки, ни взыскать штрафные санкции. В сложившейся ситуации мне кажется, что суды будут отказывать во взыскании штрафа и морального вреда, потому что вины организации за несвоевременный возврат денежных средств может быть не установлено. Я думаю, что организации будут всячески доказывать отсутствие их вины в сложившейся ситуации.
Сколько нужно денег для возврата потерянных средств?
— По закону «О защите прав потребителей» исковые заявления не облагаются госпошлинами. Кроме того, плюс для граждан, что они могут подать иск по месту своего жительства. И издержки могут быть связаны только с расходами на услуги юриста. Но если вы сами способны изложить исковое заявление в достаточной степени ясности, я думаю, и эти издержки не потребуются, — комментирует Лев Воропаев.
Есть ли шансы вернуть 100 процентов платы за сорванный тур?
— В этой ситуации следует обращаться с претензией к туроператорам, а не к турфирме, где вы приобрели путёвку. Но туроператоры будут указывать, что они понесли определённые издержки и что они действовали абсолютно осмотрительно и добросовестно в этой ситуации. И поэтому вот эти издержки, которые связаны с организацией тура, они будут перекладывать на вас как на потребителя. Я думаю, что суд, исходя из конкретных обстоятельств, будет принимать решение об уменьшении суммы, которую вы заплатили за тур. Это, конечно, не 100 процентов — каждая ситуация уникальна. Но, я думаю, что всё-таки суммы будут уменьшать.
Выпускной в конце июня. Стоит ли ещё подождать или уже начинать переговоры с рестораном?
— Я сильно сомневаюсь, что мы к концу июня можем справиться [с пандемией] и правительство разрешит на всей территории проводить массовые мероприятия. Поэтому я думаю, что в переговоры однозначно стоит вступить уже сейчас. По крайней мере, начать их и обозначить, какие альтернативы вам могут предложить, если банкет всё-таки не состоится.
Ранее мы разобрали, можно ли вернуть деньги за невозвратные авиабилеты. А «Ростуризм» объяснил, как российским туристам добиться выплат за туры и билеты, если путешествие пришлось отменить из-за коронавируса.
Губернатор Алексей Текслер продлил действие режима самоизоляции в Челябинской области до 31 мая. Об этом он заявил после обращения президента Владимира Путина к нации.
Массовые мероприятия запрещены в регионе с 28 марта. До 1 июня санаториям и базам отдыха нельзя принимать постояльцев. А с 12 мая на Южном Урале ввели обязательный масочный режим. За его нарушение южноуральцам и их работодателям может грозить крупный штраф. Мы подсчитали, во сколько обычной семье обойдется соблюдение таких мер.
Все о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
Столкнулись с проблемами при возврате средств из-за пандемии коронавируса? Расскажите нам об этом на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.