С апреля 2020 года, то есть с момента ввода коронавирусных ограничений, все проекты, которые требуется обсуждать на публичных слушаниях (застройка Челябинска, изменения планировки районов), проводятся без публики и без слушаний. Все предложения и вопросы принимают по почте, затем в мэрии в закрытом режиме выносят решение. Однако карантинные меры постепенно снимают, жизнь возвращается в привычное русло: театры и кино открыли, спортивные соревнования возобновили, даже личные приемы чиновников вернули. И только обсуждать будущее города с челябинцами по-прежнему не хотят, ссылаясь на ковид. Мнение известного челябинского девелопера Дениса Ни по этому поводу приводим ниже от первого лица.
Любой коммерческий проект предполагает создание ценности. В основе слова «цена» — слово «ценность»: люди платят цену, если там есть ценность. Ценность — это некоторые блага, то, что делает жизнь человека лучше.
Любой коммерческий, девелоперский проект должен создавать максимальные блага для своих потребителей — жителей города. В основе коммерческого успеха любого проекта лежат жители города (они деньги несут).
Соответственно, те проекты, которые осознанные, понятные, — там публичные слушания являются прекрасной бесплатной возможностью подготовить свой рынок и своих потребителей к появлению нового товара или услуги. Поэтому нормальные девелоперские компании и нормальные инвесторы с радостью идут на публичные слушания, дают интервью и рассказывают о своем проекте на каждом долбанном углу.
И наоборот: попытка уклониться от публичных слушаний или сделать это в ограниченном режиме — для меня говорит о том, что проект сырой. Там нет понятной рыночной идеи, не создается ценность. На публичных слушаниях, когда люди не видят для себя там благ, что сделает их жизни лучше, они задают вопросы. Но не потому, что они плохие, а потому, что инициатор недостаточно поработал над своим проектом.
Например, проект аквапарка обсуждали на днях. И там же нет возражений — все за, люди понимают, какую ценность биопозитивной среды в грязном Челябинске с плохим благоустройством, с плохим порой климатом создает этот аквапарк, понимают, что это сделает их жизнь лучше. Никто не сказал ничего против, и инвестор спокойно, открыто рассказал о проекте.
И так любой должен не чураться, а радоваться максимальному охвату на публичных слушаниях. Это возможность блеснуть своим проектом перед будущим потребителем. И очень часто бывает, что те инвесторы, которые просят провести публичные слушания в ограниченном режиме или заочно, по факту представляют плохие проекты, коммерчески не успешные.
Обратите внимание, самые сырые проекты, на мой взгляд, — это проекты, которые инициированы как раз властями. Там чаще всего никогда нет понятной коммерческой составляющей. Что такое конгресс-холл в Челябинске? Кто-то разве говорит о возвратности инвестиций? Мы говорим о символе города, о социальной значимости. Мы не понимаем, зачем это нам. И поэтому часто такие публичные слушания проходят кулуарно.
Поэтому самый большой интересант не проводить публичные слушания — это, как правило, государственные учреждения. Там надо отвечать на множество вопросов, нужно отстаивать свою позицию, особенно им. Это же не их деньги, а деньги налогоплательщиков.
Люди всегда интуитивно бьют в слабые места проектов, которые говорят, допустим, о том, что эта идея в этом месте неудачна или что-то не продумано, недоосмыслено. Но люди ж не враги, а ваши будущие потребители! Почему бы с ними не коммуницировать в понятном формате?!
Согласны с автором?