На пересечении улиц Цвиллинга и Коммуны появился шлагбаум и будка охранника: оставить здесь машину бесплатно больше не получится, хотя еще недавно заезжать в тупичок рядом с пешеходной Кировкой автомобилисты могли абсолютно свободно. Деньги взимает некий ИП Евсеев: 40 рублей в час (так указано в чеке). Разбираемся, законно ли появилась платная парковка на городской земле.
Пешеходная часть улицы Кирова, как и прилегающие к ней территории (в том числе та самая парковка), находятся в ведении муниципального учреждения «Горсад имени Пушкина».
— Это наша территория, — подтвердил директор учреждения Игорь Клеин. — Там наше всё: наш шлагбаум, сами поставили, сами на этой территории работаем. У жителей этого района въезд во внутренние дворы был через эту парковку. Она хаотично наполнялась, и там происходили ежедневные разборки их с автомобилистами, которые заставляли проезд. Были случаи, когда там больных на носилках выносили на улицу Цвиллинга, через всю парковку тащили, потому что скорая не могла туда заехать. Люди не могли выехать из внутреннего двора, машины царапали: шли бесконечные звонки — и нам, и в администрацию.
После появления шлагбаума и платной парковки ситуация стала намного лучше, уверяет Клеин.
— А сейчас кто уже только не поблагодарил! К тому же везде по городу — 50 рублей, у нас меньше — 40, — добавил он. — Мы пока еще не посчитали, сколько удастся зарабатывать благодаря этой парковке, но все деньги пойдут на улучшение территории Кировки. Представляете, каждый день какие-то вопросы: там плитка провалились, там дерево сломалось, что-то покрасить, еще что-то сделать — подмести, пропылесосить. Всё это затраты.
По поводу ИП в чеке Игорь Клеин витиевато объяснил, что предприниматель осуществляет на их парковке охрану.
В открытых источниках по госзакупкам нет информации о том, что ИП Евсеев Евгений Игоревич когда-либо участвовал в торгах на муниципальную землю или оказание услуг. Как нет данных, указывающих на то, что МАУ «Горсад имени Пушкина» заключало с предпринимателем какие-либо договоры. Юристы считают, вопросы вызывает сама процедура, на основании которой на муниципальной земле появилась частная платная парковка.
— Земельный участок, на котором расположилась платная парковка, относится к единому земельному участку для эксплуатации пешеходной зоны улицы Кирова, каких-либо прав аренды (для возможного расположения парковки) на указанный земельный участок Росреестром не зарегистрировано, — разобрался в ситуации адвокат Роман Сигунов, к которому мы обратились за консультацией. — Также в настоящий момент на территории Челябинска действует «Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Челябинска», утвержденный решением Челябинской городской думы от 26.05.2020 № 9/6. Согласно ему решение о создании парковок (в том числе платных. — Прим. ред.) принимается путем принятия правового акта администрацией города Челябинска вместе со схемой расположения парковки и иными характеристиками. В настоящий момент на официальном сайте администрации города отсутствуют какие-либо акты о создании подобных парковок на дорогах общего пользования, а ранее действующее постановление «Об утверждении перечня мест расположения на территории города Челябинска платных парковок (парковочных мест) для организованной стоянки транспортных средств», включавшее в себя территорию улицы Коммуны, признано утратившим силу.
Антимонопольная служба заинтересовалась сомнительной стоянкой, ведь ранее, в 2018 году, они уже выявляли нарушения, связанные с размещением здесь парковки.
— Мы проверим данную ситуацию на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, — заявили в челябинском УФАС в ответ на наш запрос. — Ранее у нас было разбирательство по этой парковке, и основной претензией было то, что МАУ «Горсад имени Пушкина» прописало в своем уставе такой вид деятельности как организация автопарковок. Мы требовали это исключить. В том числе по итогам предыдущей проверки было выявлено создание преимущественных условий отдельным хозсубъектам при предоставлении доступа к муниципальным ресурсам в целях осуществления предпринимательской деятельности. А это нарушение закона о конкуренции.
Прежнюю платную парковку, также непонятно на каких основаниях собиравшую деньги на этом участке, закрыли больше года назад. С тех пор въезд был свободен для всех, пока там не появился ИП Евсеев. Связаться с ним нам не удалось: на стоянке номер предпринимателя предоставить отказались.
До этого, в 2019 году, в Челябинске перекрыли доступ к еще одной парковке рядом с Кировкой — той, что возле бывшего здания Главпочтамта, а ныне Седьмого кассационного суда. Тогда в челябинской мэрии обещали подыскать ей замену.
Кстати, еще в 2017 году городские власти планировали создать восемь тысяч платных мест для парковки машин, был найден инвестор. Но в 2019 году, когда Наталья Котова заступила на должность врио мэра, договор с компанией расторгли.
Но идея упорядочить парковочное пространство города за счет платных мест не забыта. В марте 2021 года о таких планах в интервью 74.RU рассказывал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.