14 апреля среда
СЕЙЧАС +7°С

«Мы не сторонники кого-то "убивать"»: Алексей Нечаев — о транспортной реформе и интересах к ней Пумпянского

В Челябинске намерены обновить трамваи, пустить их в новые районы и заменить старые троллейбусы на новые

Поделиться

В этом году министр Алексей Нечаев принимает от мэрии управление городским транспортом Челябинска. Решение проблем ляжет на его плечи в <nobr class="_">2022-м</nobr>

В этом году министр Алексей Нечаев принимает от мэрии управление городским транспортом Челябинска. Решение проблем ляжет на его плечи в 2022-м

Поделиться

Вот уже несколько лет в Челябинске обсуждают транспортную реформу. Мэрия сделала попытки создать план развития автобусного, трамвайного и троллейбусного движения. Но этих усилий оказалось недостаточно для того, чтобы город избавился от некогда прилипшего звания «столицы ржавых пазиков». Решать накопившиеся в этой сфере проблемы со следующего года начнет Министерство дорожного хозяйства и транспорта региона. Концепция практически готова, на фоне прежних документов она выглядит не только очень масштабной, но и очень дорогостоящей. Предварительно вложения оценивают в 21 миллиард рублей. Где собираются брать деньги на обновление транспорта, строительство новых трамвайных путей, как будут бороться с маршрутками и какой интерес к городскому транспорту Челябинска проявляет миллиардер Дмитрий Пумпянский? Мы поговорили об этом с главой ведомства Алексеем Нечаевым.

— Алексей Сергеевич, я думаю, вы не будете спорить, что Челябинск давно утонул в транспортных проблемах. И наверняка вы помните: когда губернатор Алексей Текслер пришел на свою должность, первое, что он сделал — объехал профильные предприятия и потребовал разработать концепцию развития этой отрасли. Но мэрия сорвала все сроки и провалила работу. Поэтому городской транспорт передали под управление вашего министерства? Или были еще какие-то причины?

— Когда Алексей Леонидович начал обсуждать эту историю, транспортную концепцию уже разрабатывали. И ее в итоге сделали, но на фоне текущей ситуации и текущих возможностей города. Мы же понимали, что этого недостаточно.

— Чего не хватало, долгосрочной стратегии?

— Именно. В том документе речь шла только про то, чтобы транспортные предприятия перестали приносить убытки и начали получать прибыль. Вот и вся история. Сама идея разработки была узкая — в пределах существующих реалий.

По словам министра, все предлагаемые решения по изменениям в транспортной сфере имеют математические обоснования

По словам министра, все предлагаемые решения по изменениям в транспортной сфере имеют математические обоснования

Поделиться

Мы же предложили создать малую челябинскую агломерацию. И не просто предложили, а доказали конкретными расчетами, что она нужна для развития Челябинска и пригорода — Сосновского района, Копейска. Границы между нами уже давно размыты. Но сейчас, чтобы попасть в Челябинск из пригорода, нужно добраться до определенной остановки, потом сделать пересадку, а быть может, и не одну. Человек один раз платит 25 рублей, второй, третий... И на обратном пути столько же. Мы хотим, чтобы была одна цена, какая-то средняя. Чтобы было комфортно и быстро. Пока, на первом этапе, речь идет об увязке трех муниципальных образований. А вообще, в перспективе — семи. К трем основным добавятся еще Коркино, Красноармейский район, Еткуль, Еманжелинск.

— Планы большие. Но нужны будут и большие ресурсы, чтобы их осуществить. Челябинск по-прежнему называют столицей ржавых пазиков. Где возьмем столько денег, чтобы взять и решить проблемы, копившиеся годами, а потом еще и на голову вперед прыгнуть?

— Вы знаете, мы в прошлом году получили ЧКИ — частную концессионную инициативу. Это было в тот момент, когда мы рассчитывали закупить автобусы по программе «Чистый воздух».

Частная концессионная инициатива подразумевает такую схему: коммерческая компания предлагает властям реализовать тот или иной проект, который находится еще в стадии идеи, через концессию. То есть заключить договор о создании или реконструкции гособъекта за счет частного инвестора, который потом сможет собирать доход в свою пользу. Если других претендентов нет, концессионное соглашение подписывается без проведения конкурсных процедур. Если другие желающие есть, инициатору придется участвовать в конкурсе и доказывать свое экономическое превосходство.

Пазики обещают убрать с челябинских дорог уже давно. Пока эту борьбу маршрутчики выигрывают

Пазики обещают убрать с челябинских дорог уже давно. Пока эту борьбу маршрутчики выигрывают

Поделиться

К нам пришел участник и сказал: «Я готов». Он хотел создать некую базу, где бы содержали автобусы, проводили плановые технические осмотры, уборку. Предполагалось заключить государственно-частное партнерство. Но было очень много подводных камней и мы эту историю не стали развивать, поэтому особо и не анонсировали.

— А электротранспортом тот инвестор не хотел заниматься?

— По электротранспорту другая история. Есть намерения у потенциальных предприятий тоже заявиться. Что они предложат — надо смотреть, считать экономику.

— Речь о Дмитрии Пумпянском? Говорят, он проявлял некий интерес к челябинскому транспорту.

— Он и проявляет его. Я этого не скрываю.

Миллиардер Дмитрий Пумпянский — президент Группы «Синара» и председатель совета директоров «Трубной металлургической компании». По данным РБК, холдинг «Синара-Транспортные Машины» (входит в Группу «Синара») в 2020 году приобрел 49% петербургского предприятия «Вагонмаш». Предполагается, что «Вагонмаш» станет одной из ключевых производственных площадок совместного предприятия «Синара-Шкода» (СП), ориентированного на проектирование, производство, ввод в эксплуатацию, продажу и сервисное обслуживание современного городского транспорта: электропоездов для метро, трамваев, троллейбусов и электробусов.

Дмитрий Пумпянский хотел бы заняться развитием электрического транспорта в Челябинске

Дмитрий Пумпянский хотел бы заняться развитием электрического транспорта в Челябинске

Поделиться

— А что он готов предложить?

— Мы знаем о его желании зайти к нам, но официального письма, официального обращения к правительству Челябинской области в части рассмотрения частной концессионной инициативы пока не было.

Алексей Нечаев не против участия частных инвесторов в развитии транспортной отрасли Челябинска

Алексей Нечаев не против участия частных инвесторов в развитии транспортной отрасли Челябинска

Поделиться

По вопросу концессии мы отказались от варианта передачи всех автобусных перевозок в концессию, чтобы не монополизировать отрасль, сохранить конкурентный рынок перевозок. При этом рассматриваются варианты концессии как на обновление инфраструктуры электротранспорта, так и на строительство и обслуживание трамвайных веток.

— Губернатор сказал, что на этот год понадобится 1,3–1,4 миллиарда. Сумма кажется слишком большой. Их из бюджета возьмут или как раз-таки привлекать будут со стороны бизнеса?

— Это больше вопрос к Министерству финансов, я комментировать такое не могу. Скажу лишь, что когда обсуждали этот вопрос с губернатором, ему описали обстановку и планы, и он принял это решение о покупке трамваев. Думаю, что до конца года они [новые вагоны] точно появятся в Челябинске.

Только в этом году Челябинску пообещали 30 новых трамваев, а вообще в планах властей — обновить депо до 200 вагонов

Только в этом году Челябинску пообещали 30 новых трамваев, а вообще в планах властей — обновить депо до 200 вагонов

Поделиться

— На какие маршруты поставят 30 новых трамваев?

— Просчитывая количество необходимых новых вагонов, мы опирались на сегодняшнее состояние подвижного состава.

Сейчас у нас «за бортом» порядка 130 трамваев. Они полуживые. Те трамваи, которые закупят — это не какой-то дополнительный транспорт, а транспорт, который заменит вагоны, вышедшие из строя.

— То есть куда их поставят — не можете сказать?

— Мы рассматриваем наиболее оптимальные варианты выпуска новых вагонов на маршруты, например, самые загруженные, самые популярные у жителей.

— А вообще сколько у нас на линии должно быть трамваев?

— Ежедневный выпуск по рабочему дню — 160 вагонов, это фактическая цифра. А должно быть, если я не ошибаюсь, порядка 180.

Всего на сегодня 283 вагона имеется. Из них только один трамвай в возрасте до 5 лет.

Трамваи для Челябинска не закупали очень и очень давно

Трамваи для Челябинска не закупали очень и очень давно

Поделиться

— А город вообще готов к новым трамваям? Инфраструктура тоже вся изношена, не начнут ли они сходить с рельсов? Ну, и если посмотреть на наши остановки, они же не предполагают комфортную посадку в низкопольный трамвай. Весь смысл потеряется, если не начать заниматься параллельно этой работой.

— Да, в Челябинске пока нет таких трамвайных остановок, чтобы в одной плоскости зайти. Мы с 2021 года начинаем эту работу. В ближайшее время определим пул остановок.

Что касается трамвайных путей, мы сделали расчет на 10 километров. Взяли основные трассы — на улице Цвиллинга, Свердловском проспекте, улице Труда, Первой Пятилетки, проспекте Победы.

На карте уже обозначили участки, на которых будут ремонтировать трамвайные пути

На карте уже обозначили участки, на которых будут ремонтировать трамвайные пути

Поделиться

— Ремонт начнется уже в этом году?

— В этом году, однозначно. В порядок приведут до 10 километров. Для большей протяженности нужна проектная документация. Но, к сожалению, прежнее руководство ее не готовило. Надо разрабатывать.

И хотим еще стрелки посмотреть, сделать их автоматическими, чтобы вагоновожатые перестали выходить на улицу для их передвижения.

— В какие микрорайоны будут продлевать трамвайные пути?

С учетом транспортной стратегии, которую разрабатывал ЮУрГУ, с учетом заселения города мы понимаем, что нужно делать ветку на Северо-Запад. Условно говоря, параллельную ветку проспекту Победы, как вариант — на улице Братьев Кашириных.

Кроме того, мы говорим про продление проспекта Победы в сторону Новоградского проспекта, это «Парковый-2». И еще история была в части строительства ветки в створе на улице Энгельса. Когда-то трамвайная ветка уже шла по улице Труда с разворотным кольцом на Энгельса. Там парковая часть, люди выходили и шли кататься на лыжах. Мы хотим довести ветку до моста на улице Северо-Крымской и вывести ее на Братьев Кашириных. Варианты есть, будем смотреть и обсуждать каждый.

— С учетом застоя прошлых лет эти планы кажутся нереально масштабными. Как скоро вы сможете их выполнить?

— В этом году ближе к III-IV кварталу сделаем техническое задание на проектирование. Думаю, сам проект начнем [разрабатывать] в следующем году.

Идей много, сейчас их нужно оформить в проекты, но, к сожалению, на это понадобится немало времени

Идей много, сейчас их нужно оформить в проекты, но, к сожалению, на это понадобится немало времени

Поделиться

— А отыгрывать контракт на выполнение работ, соответственно, еще позже будете?

— Да, наверное, через годик.

— Почему такой интерес именно к трамваям, почему с них решено начать?

— Интерес есть во всех направлениях, и к троллейбусам тоже. Основные троллейбусные магистрали остаются. Мы, наоборот, сторонники того, чтобы не рубить их нитку.

— На существующих троллейбусах мы далеко не сможем уехать. Они тоже нуждаются в обновлении, причем давно.

— К сожалению, да. Ситуация не лучше, чем с трамваями. Но для ее решения есть различного вида программы, в которых мы можем участвовать, в том числе и программа «Безопасные и качественные дороги». Будем подавать заявку на получение федеральных денег на обновление троллейбусного парка.

От троллейбусов в Челябинске отказываться не намерены. Когда их обновят — вопрос пока открытый

От троллейбусов в Челябинске отказываться не намерены. Когда их обновят — вопрос пока открытый

Поделиться

— Когда в ЮУрГУ проводили презентацию новой транспортной концепции, говорили, что маршрутки будут естественным образом выдавливаться с рынка. В первую очередь благодаря развитию городского общественного транспорта. Но, честно признаться, в это слабо верится.

— Понятие «маршрутка» — обиходное, мы такой транспорт называем автобусами малой вместимости. Да, они должны исчезнуть как вид. И в первую очередь благодаря техническим требованиям, которые мы предъявляем в рамках конкурса к претендентам на тот или иной маршрут. Наша задача — привлечь автобусы среднего и большого класса.

— Я правильно понимаю, что частные перевозчики останутся, просто их подвижной состав будет иметь более цивилизованный вид?

— Совершенно верно. Мы не сторонники кого-то «убивать».

Алексей Нечаев считает, что избавиться от маршрутчиков можно. А если они не идут на контакт, можно включить и административные ресурсы

Алексей Нечаев считает, что избавиться от маршрутчиков можно. А если они не идут на контакт, можно включить и административные ресурсы

Поделиться

— Но ситуация, тем не менее, накаляется. Чувствуете ли вы, что некоторые частные перевозчики очень воинственно к вам настроены? Они готовы оплачивать негативные материалы в СМИ про новую транспортную концепцию, например.

— Когда мы организовывали рабочую группу по нашей агломерации, перевозчики не хотели в ней участвовать. А когда мы показали результаты, у них возникли вопросы и претензии: здесь не так и там не так. Да, первый блин, может быть, и был комом, с серьезными замечаниями. Но всё будет доработано.

Конечно, я вижу напряжение предпринимателей. Возможно, кто-то из них уже чувствует, что работает последний день.

Сейчас еще и цены поднимают. Для меня это вообще непонятно: а взамен-то что?

— Поднятие цен — саботаж?

— Я считаю, да.

— А рычаги воздействия на них какие-то есть?

— Только административные, у администрации Челябинска. Мэрии нужно проверить, соответствует ли работа перевозчиков свидетельствам и маршрутным картам. Какое количество у них автобусов, с каким интервалом они ходят и так далее. На это всё надо обратить внимание.

— Вслед за повышением цен в маршрутках не будет ли удорожания проезда в городском общественном транспорте?

— Нет.

— В Челябинске меняют автобусную инфраструктуру. Закрывают вокзал во Дворце спорта «Юность» и снова начинают отправлять рейсы от «Синегорья». Я знаю, что еще одну автобусную станцию строят на ЧТЗ. Но пока официально власти этот вопрос не комментировали. Есть у вас интерес к этому новому объекту?

— Да, там столько слухов и историй! (Улыбается). Это идея бизнеса — сделать вместе с нами какую-то комфортную точку. Она нам интересна, в том числе, учитывая закрытие вокзала во Дворце спорта «Юность».

Здание будущего автовокзала находится уже в высокой степени готовности

Здание будущего автовокзала находится уже в высокой степени готовности

Поделиться

Если инвестор доделает свой автовокзал и заявит, что он готов сотрудничать, мы рассмотрим вопрос и, возможно, официально закрепим эту точку. Пока же в детали не погружались, потому что самого вокзала еще нет.

— А кто инвестор? Вы же наверняка знаете.

— Да, это бизнесмен, который у нас в городе работает. Фамилия у меня сейчас в голове крутится, но вспомнить не могу. Не буду врать.

— Мы с вами сегодня уже говорили про улицу Братьев Кашириных, что там, возможно, появятся новые трамвайные пути. А как же тросовые разделители, которые установили в прошлом году? Их будут демонтировать? Какая-то двойная работа и двойные затраты получаются.

— Трамвай необязательно должен идти по проезжей части, линию можно разместить и вдоль дороги. В Ленинском районе есть такие участки. Что касается улицы Братьев Кашириных, да, она широкая — по четыре полосы. Чтобы запустить там трамвай, помимо путей надо построить еще и остановки, обустроить пешеходные зоны для подхода к ним.

По мне лучше, чтобы люди садились в транспорт все-таки с тротуара, а не шли на середину проезжей части. Но, конечно, всё будет зависеть от проектных решений.

— А в целом вы как относитесь к идее ставить тросовые разделители на дорогах? Понятно, что за их установку в Челябинске не вы отвечаете. Но интересно услышать ваше мнение как эксперта.

— Практика и статистика показывают, что происходит очень много смертельных аварий из-за выезда на встречную полосу. Уже прошло определенное время с момента установки разделителей, можно посмотреть, каким образом повлияла эта история на безопасность дорожного движения. Я думаю, что результаты будут очень неплохие.

Кто-то говорит, что это неправильно, не надо устанавливать барьерные ограждения, не надо затягивать город в серые заборы. К сожалению, на той же улице Братьев Кашириных невозможно разместить разделительную полосу, на которой будут расти деревья. Из-за нее вместо четырех полос останется три, а на каких-то участках — и вовсе одна-две полосы. И к чему это приведет? Мы просто очень сильно зажмем поток.

Разделение потоков — это история про безопасность дорожного движения. И лучше, как говорится, распрощаться с металлом, чем с жизнью.

Среди челябинцев противников таких разделителей гораздо больше, чем сторонников. Дорожники же едины во мнении: барьеры нужны, чтобы сохранять людям жизнь

Среди челябинцев противников таких разделителей гораздо больше, чем сторонников. Дорожники же едины во мнении: барьеры нужны, чтобы сохранять людям жизнь

Поделиться

— Вы сами на чем ездите? На личном транспорте?

— Сейчас я езжу на личном. Очень редко, но бывает, что в выходные езжу на автобусе.

— А чаще пользоваться общественным транспортом хотели бы? И ставите ли вы цель лично перед собой, чтобы автомобилисты пересели в автобусы, трамваи, троллейбусы?

— Да, конечно. Я со студенческих лет всегда на общественном транспорте ездил. Больше всего нравились трамвай и троллейбус. А потом появились эти маршрутки... И сейчас я, бывает, слышу от друзей, что они покупают женам машины, потому что в маршрутках ездить невозможно. Друзья просят [закупить] большие автобусы. И недавно такие появились. Один мой знакомый зимой только ими и пользуется. Ставит машину на прикол и добирается на работу на общественном транспорте, тем более что недалеко ехать — три остановки всего. По его словам, это и быстро, и комфортно.

Алексей Нечаев не исключает, что когда общественный транспорт обновят, он и сам станет чаще им пользоваться

Алексей Нечаев не исключает, что когда общественный транспорт обновят, он и сам станет чаще им пользоваться

Поделиться

Как пересадить наших автомобилистов на общественный транспорт? Наверное, нехорошо это говорить, но вообще-то мы должны создать для них некие неудобства. Дороги надо разгружать. Сколько бы мы ни делали полос, через год-два они все заполняются. А в машине в основном сидит один человек. Уберем хотя бы одну машину — уже легче будет. Поэтому мы думаем о выделенках для общественного транспорта, о платных парковках в центре города. Но надо аккуратно подходить к этому вопросу. Будем стараться.

По теме (23)

оцените материал

  • ЛАЙК13
  • СМЕХ9
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ7
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...