С самого момента пожара 22 июня специалисты спорят, должна ли была быть молниезащита, или, как ее еще называют, громоотвод, на доме в микрорайоне «Залесье». Да и помогла бы вообще такая система в случае с грозой? Судя по всему, разные документы, на которые опираются застройщики, предусматривают разные требования. Впрочем, региональные власти уже пришли к заключению и готовы приступить к восстановлению дома.
— Если говорить о молниеотводах, то в соответствии с требованиями проектирования и строительства здания до 30 метров не оборудуются молниеотводами, — объяснил вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль. — Три этажа плюс крыша — там максимум высота 15 метров, это в два раза ниже.
В правительстве подсчитали, во сколько обойдется новая крыша, — 8 миллионов рублей. Финансовое бремя ляжет на областной фонд капремонта. Но, похоже, новый вариант кровли также не предусматривает защиты на случай грозы.
— Если люди хотят, они как собственники жилья могут это сделать. Но по закону отсутствие молниеотводов не является нарушением строительных правил, норм, — уточнил Сергей Шаль. — Так как была объявлена чрезвычайная ситуация в Сосновском районе, то в силу закона фонд регионального оператора капремонта имеет право и намерен выполнить ремонт крыши в полном объеме. Предварительно предложено и, как я понимаю, уже одобрено жителями решение о том, что новая крыша будет выполнена из металла, оценка проведена предварительная — около 8 миллионов рублей будет стоить такой ремонт (это всё вместе: и стропильная часть, и покрытие металлочерепицей). Крыша будет отремонтирована за счет «общего котла» капремонта. Уточню, это никак не скажется в будущем на ремонте подвала или фасада. Всё, что положено, все работы по дому будут вестись в полном объеме в соответствии с графиком, то есть кровля будет сделана дополнительно. Гражданам отдельно счета выставляться не будут, они будут платить, как и раньше, по минимально установленному взносу. Сейчас мы ждем собрания собственников, чтобы они приняли это решение уже официально. Затем незамедлительно фонд капремонта заключит контракт с подрядчиком, и работы будут выполнены в течение полутора-двух месяцев, возможно, и раньше. Сейчас весь периметр крыши полностью закрыт пленкой. То есть чем раньше мы приступим к ремонту, тем меньше рисков дальнейшего ущерба будет для имущества дома.
То, что молниезащиты могло и не быть по проекту, подтвердил независимый строительный эксперт Дмитрий Непомощев.
— Это застройка третьего этажа, и там более мягкие нормы, чем на высотках. Молниезащита там не обязательна, — поделился мнением специалист. — Спасла бы она или нет — еще вопрос. По сути, молния — это электрический разряд в воздухе, плазма с температурой выше 20 тысяч градусов: воспламенение происходит, даже если соприкосновения нет. По идее, молниеотвод должен обеспечить транзит разряда в землю, но произойдет это или нет, стопроцентной гарантии не даст никто. На многоэтажках всегда устанавливают молниезащиту. И крыша там делается не с деревянным основанием, а с цементной стяжкой, на которую наплавлен битум. Эта стяжка сдерживает распространение температуры вниз и отбирает часть энергии пламени на прогрев, тем самым сдерживая скорость распространения пламени. То есть на высотках такой сценарий, как в «Залесье», практически нереален.
Другой стройэксперт, Денис Главинский, указывает, что в «Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений» четко прописано: система отвода разряда должна была быть однозначно, несмотря на этажность.
— Это предусмотрено и федеральным законом о безопасности зданий и сооружений (ФЗ-384), что проектирование, строительство и эксплуатация должны быть безопасны и в том числе должны быть предприняты меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан и сохранность имущества, — заверил Денис. — Есть руководящий документ, и по нему молниезащита должна быть в любом случае. Возможно, проект застройки не проходил госэкспертизу по каким-либо причинам. Нормы по молниезащите могли обойти и не запроектировать ее. Хотя на самом деле, если говорить в процентном соотношении, это менее процента от стоимости объекта. Это дешевле, чем любая инженерная система, например, отвод ливневых вод с кровли здания. И уж точно дешевле, чем новые крыша и перекрытия жилого многоквартирного дома. И сейчас уже получается, что если даже нормы позволяют обойти законодательство, то законы природы доказывают, что система молниезащиты должна быть предусмотрена на любом. Чтобы избежать последствий ударов молнии, делается контур заземления, ставится молниеотвод. В таком случае если молния ударяет, то разряд просто уходит в землю и позволяет избежать чрезвычайных происшествий.
Как сообщили в МЧС, причиной пожара в заключении экспертизы значится грозовой разряд, попавший в кровлю. Уточнения смогут дать не раньше конца июля.
— Время расследования продлевали именно из-за расследования по строительным конструкциям дома. Процессуально сроки увеличены, чтобы все экспертизы на здании были проведены, — объяснили в ведомстве.
Молния попала в многоквартирный дом в микрорайоне «Залесье» (поселок Западный) вечером 22 июня. Здание мгновенно загорелось, людей эвакуировали. Все детали ЧП мы собрали в онлайн-репортаже.
В результате пожара пострадало две трети крыши. Масштаб случившегося виден с высоты птичьего полета. Мы спросили у строителя, возводившего этот микрорайон, почему огонь распространился так быстро.