В городе обсудили новые правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Документ довольно важный (запомните эту аббревиатуру), хоть и не на слуху: именно он определяет, где в городе место для парков, где будут жилые дома, где можно возвести офисные центры, а где заниматься промышленным производством. Правила подчиняются Генплану города, но почему-то его разработку начали без утвержденной градостроительной концепции. Да и аншлага на обсуждении в пятницу вечером, 23 июля, не случилось: в зал Дома архитектора, где обычно проводят публичные слушания, пришли от силы человек 30. Для встречи выбрали новый формат дискуссии, озаглавив ее «Хороший ПЗЗ», хотели выслушать мнения архитекторов, девелоперов и проектировщиков. Однако спикеры так и не определились, что такое хорошо, а что такое плохо, и как помочь Челябинску стать лучше. Рассказываем, почему дискуссия получилась смазанная и какие замечания высказали эксперты.
Правила землепользования и застройки (сокращенно ПЗЗ или ПЗиЗ) — это нормативный документ, в котором устанавливаются территориальные зоны и их градостроительные регламенты. В них прописаны такие параметры, как высотность, плотность, объемно-пространственные характеристики застройки. Правила принимаются муниципалитетом. То есть если Генплан определяет цель развития города, то ПЗЗ являются механизмом ее достижения. Сейчас в Челябинске действуют ПЗЗ от 2012 года.
Первой слово берет заместитель главного архитектора Челябинска Ольга Никитина. Она говорит о принципе, который должен лечь в основу новых правил землепользования и застройки.
— ПЗЗ — это баланс между гибкостью правил и предсказуемостью результата, — очертила свое видение Никитина. — Мы понимаем, что отсутствие правил — это анархия, вакханалия, тогда же как сильно жесткие перемудренные правила могут стагнировать территорию и заставить бизнес уйти. Поэтому установленные правила должны быть гибкие и адаптивные, при этом неизменные в краткосрочной перспективе и с однозначными трактовками. На карте должна быть логика: то есть не должно быть такого, чтобы сосед взял и построил вдруг 24-этажное здание там, где не было ничего выше 5 этажей.
В зале перешептываются: правила гибкие, но неизменные, адаптивные, но предсказуемые, если Никитина и не противоречит сама себе, то как минимум объясняет как-то уж слишком размыто. Заместитель главного архитектора перечисляет то, что уже прописано в техзадании новых ПЗЗ: необходимо определить границы исторической застройки (на текущий момент их не существует), общественно-деловую зону приблизить к центральным улицам, повысить пешеходную доступность, сделать среду сомасштабной человеку. Иллюстрируя провальность прошлого документа, Ольга Никитина демонстрирует офисный центр «Челябинск-сити», который появился в зоне двухэтажной застройки.
— Второго «Челябинск-сити» не будет. На сегодня у нас уже составлено техническое задание к ПЗЗ, мы его сейчас согласовываем с экспертами из Высшей школы экономики, — подытожила зам главного архитектора. — Мы планируем в августе провести открытый конкурс на разработку новых правил землепользования и застройки, и с сентября начнется работа над документом. Новые ПЗЗ планируем утвердить к концу 2022 года (3–4-й квартал). Если у кого-то есть желание посмотреть и дать обратную связь, я призываю вас войти в рабочую группу. Мы собираем команду, которая будет понимать, что Челябинск должен быть комфортным и развивающимся. Мы все должны подойти с неравнодушием.
Звучит предложение сделать правила землепользования и застройки понятнее для простых челябинцев. И, действительно, сейчас документ представляет из себя карту города, которая выглядит как разноцветное лоскутное одеяло. На ней выделены четыре основные зоны — зеленая (А), деловая (Б), жилая (В) и промышленная (Г). Внутри каждой идет разделение — какие здания и с какими параметрами допустимы (этажность, назначение). Но подчас разобраться в обозначениях могут только узкие специалисты.
— Сейчас правила сложные и непонятные, к тому же ненаглядные, — делится мнением Анастасия из архитектурной студии «Эшер» и вносит предложение. — Можно, например, сделать два варианта — один проще, для простых челябинцев, другой — уже подробнее, для специалистов-строителей.
В дискуссию включается архитектор Сергей Кузнецов, который был одним из авторов правил землепользования, действующих в Челябинске на данный момент. Он указывает на слабые места новых разработчиков.
— Вот заявленная тема — «Хорошие ПЗЗ», то есть подразумевается, что есть хорошие, а есть плохие, — замечает Кузнецов. — Но не бывает плохих или хороших правил, это не граддокумент, это просто инструмент. ПЗЗ — как молоток, которым удобно гвозди заколачивать, они должны быть удобными. ПЗЗ — это инструмент реализации тех целей, которые закладываются Генеральным планом развития Челябинска. На данный момент у нас есть разработанный Генплан? Нет, мы его уже полтора года не можем утвердить. Но ведь надо начинать именно с градостроительного плана, его разрабатывать и утверждать, а уже потом правила застройки.
На это Ольга Никитина возражает, что одно другому не мешает.
— Обновленный Генеральный план сейчас на стадии утверждения. Мы решили запараллелить эти два процесса на той стадии, на которой они сейчас находятся, — объясняет заместитель главного архитектора города.
Экс-директор «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко тоже пришел на обсуждение, он из зала обрушивается с критикой: экономические интересы застройщиков при таком подходе могут сыграть решающую роль и помешать развитию города.
— Всё градостроительство хотят свести к земельным отношениям и интересам застройщиков, но это неправильно, — высказывается Павлюченко. — Нельзя отдавать ПЗЗ на разработку тому, кто просто выиграл конкурс. Нельзя развязывать руки строителям и проектировщикам. В регламенте должен быть акцент на развитии города, а не на частных интересах фирм.
Чувствуя повысившийся градус дискуссии, Ольга Никитина завершает встречу. Она уточняет, все замечания будут внесены в протокол, а потом, возможно, попадут и в техзадание к правилам землепользования и застройки. Это обсуждение — первое и пока носит установочный характер, комментируют организаторы, далее они намерены собирать общественников еще. Правда, не уточняют, насколько регулярными будут эти встречи и когда состоится следующая. Архитектор Сергей Кузнецов уже на выходе из зала делится своим мнением насчет таких мероприятий.
— Сюда должна приходить глава города и обсуждать этот документ с нами, а так всё это не имеет смысла, — подводит итог дискуссии Кузнецов.
Новый Генплан Челябинска обсуждали на публичных слушаниях еще в августе 2019 года. Тогда он вызвал много споров, и на тот момент врио губернатора Алексей Текслер заявил о необходимости отправить документ на доработку. Чуть позднее власти Челябинска получили 425 жалоб и обращений по Генеральному плану развития города. Он сейчас находится на стадии доработки и утверждения городской думой.
Всё о новом Генплане Челябинска и спорах вокруг него — в материалах 74.RU.