Город истории «Оттенки страны, где распались серп и молот»: пара из Челябинска создала палитру цветов-воспоминаний

«Оттенки страны, где распались серп и молот»: пара из Челябинска создала палитру цветов-воспоминаний

В подборку вошли краски СССР — «Игра во дворе», «Гараж за домом» и «Ленин на площади»

Полина Шульгина — специалист по колористике, она решила показать цвета постсоветской России

23-летний фотограф и колорист Полина Шульгина вместе с супругом Алексеем работает над ностальгической цветовой гаммой. В ней — те оттенки, которые встречаются как на улицах Челябинска, так и в любом другом городе страны. Все они родом из СССР: до боли знакомый цвет подъезда, отпечатавшиеся в подсознании тона детской площадки и гаражей за домом, привычные красные полоски заводских труб. Это палитра, потерянная в вакууме лет и не имеющая точной географии. Как родилась идея систематизировать цветовые ассоциации и что из этого вышло — в истории Полины.

Такие оттенки можно встретить в любой точке страны. Например, «Гаражи за домом»: в СССР их красили одной и той же краской

«Палитра любого города России»

— У меня есть такие моменты, которые закрепились еще с детства, когда мы с родителями жили в Миассе. Сам по себе Миасс — застрявший во времени город. Мы ходили по нему, и мне говорили: «Смотри, ты еще не родилась, а здесь уже стоял этот забор». Потом, когда мы переехали в Челябинск, я стала замечать такие же предметы и в нем.

«Меня зацепила мысль, что есть вещи, которые не зависят от времени: они были, есть и, скорее всего, будут в неизменном виде»

Синий баскетбольный щит встречается едва ли не на каждой старой детской площадке

Недавно мы вместе с мужем Алексеем начали работать над проектом «Палитра без времени»: хотели сделать подборку цветных артефактов Челябинска. Но потом подумали, что интереснее сформировать универсальную палитру, подходящую для всех постсоветских городов. Человек из какого-нибудь абстрактного Саратова может на нее посмотреть, прочитать название цвета и подумать: «У меня в городе тоже такое есть». Получилась палитра любого города России, оттенки страны, где распались серп и молот. Здесь важно то, что их сделало такими время, и этот отпечаток истории делает гамму более интересной для восприятия.

Практически все тона в ностальгической палитре — приглушенные

«Ленин на площади», «Труба завода» и «Бетонный блок»

Мне кажется, в нашей палитре самым универсальным получился цвет «Труба завода»: где бы мы ни были в разных городах страны, везде красные полоски на трубах одинаковые. Тот же «Бетонный забор» можно встретить хоть где: достаточно просто идти — рано или поздно уткнешься в грязно-белое ограждение.

«"Ленин на площади" — это цвет камня, из которого делались все советские памятники. Он получился суперточный»

Одна из самых удачных находок — «Ленин на площади», считает Полина. Цвет вышел очень точным

На самом деле это уникальная история. В СССР была очень строгая стандартизация всего. Если в Советском Союзе выпускали краску под названием «зеленая», можно было не сомневаться: она абсолютно одинаковая на всех заводах, которые ее производят.

Сейчас такого уже нет: если искать более современные цветовые артефакты, то там оттенки могут отличаться даже от партии к партии на одном предприятии.

«Трубы завода» вышли ярче других: их регулярно подкрашивают, поэтому краска не успевает выцветать

Раньше использовались только самые недорогие в производстве красители. Например, вот — тот зеленый, которым красили подъезды и коридоры больниц, он по большей части одинаковый. Его было недорого производить (зеленый пигмент — один из самых доступных). А во-вторых, он был очень универсальным благодаря своей полумасляной основе. Им покрывали детали машин и станки на заводах.

«Зеленую дверь» авторы проекта «Палитра без времени» обнаружили в Металлургическом районе, как и большую часть гаммы

Позже после падения железного занавеса появились дешевые красители. В страну начали ввозить дешевые химические пигменты из Китая: они супернасыщенные, неоновые, как дешевые детские игрушки из пластика, как половина Fix Price. Это яркий маркер современности.

«Палитра, которая получилась у нас, — приглушенная, мне эти цвета кажутся благородными»

Я не идеализирую Советский Союз, но в плане дизайна, цветов тогда всё делали на совесть. СССР начал изучать воздействие цветов на психику человека раньше, чем в Европе. Тогда даже выпускали книги из разряда «Как окрашивать цеха на производстве, чтобы увеличить продуктивность работников».

Чтобы определить итоговый цвет, колористы использовали компьютерную программу: она смешивает все цветные пиксели исходной фотографии в один тон

«Основные цвета приметили в Металлургическом районе»

Работа над «Палитрой без времени» будет продолжаться: мы хотим собрать полный спектр — от красного до черного. А потом издадим книгу-альбом небольшим тиражом, чтобы люди смотрели и ностальгировали. Нам на это потребуется еще месяца два-три. Сейчас у нас 50 картинок, их мы собирали пять дней подряд по три часа, очень много ходили пешком, детально исследовали улицы.

В Советском Союзе использовали дешевые красители, но очень стойкие. Оттенков было ограниченное количество
Под каждым цветом «Палитры без времени» указана геолокация: по ней можно найти место, где было сделано фото

Мы специально привязали к каждому цвету геолокацию: можно вбить координаты в навигатор и прийти прямо к тому месту, где было сделано исходное фото. Думаю, что кому-то захочется посмотреть вживую на объекты. В нашей коллекции есть настоящие редкости: например, найти советскую зеленую дверь не так просто. Кстати, основные цвета мы приметили в Металлургическом районе, это наиболее сохранившийся нетронутый жилой массив.

Полина увлекается фотографией, где колористика — основа основ

Названия, которые мы дали тонам, — это проявление постиронии (состояние, при котором границы серьезности и иронии оказываются размытыми. — Прим. ред.). Если взять институт Pantone, то он использует всегда что-то очень возвышенное, например, там есть цвет «Бедра испуганной нимфы». Это, конечно, звучит очень красиво, но представить сложно.

Институт Pantone — исследовательский центр, который занимается экспериментальной работой с цветом и определяет его влияние на моду, дизайн интерьера, рекламу и кино. Также Pantone два раза в год оглашает самые модные цвета с уникальными названиями и выбирает оттенок года — воплощение ключевых проблем и ценностей. Оттенок года сразу же становится ориентиром для флористов, архитекторов и дизайнеров.

Полина и ее муж хотят собрать всю гамму от красного до черного
У каждого цвета есть свой числовой код, по нему легко найти официальное название цвета

«У нас названия простые: любой сходу представит и сам оттенок, и вспомнит, откуда он: "Двери университета", "Городской пляж", "Окно с решеткой"»

Вы когда-нибудь задумывались, какого цвета двери в вашем университете?

Краски Челябинска


На самом деле Челябинск — серый, хоть я и пытаюсь оспорить этот стереотип своим проектом, но на деле оказывается, что это действительно так. Это не негативно, как многие думают. Серый цвет не цвет грусти, он нейтральный, этот тон не нагружает глаза. На его фоне лучше читаются маленькие цветные пятна.

«Серый никак не влияет на психику человека, не делает нас депрессивными. Но он неинтересный: глазу не за что зацепиться»

Екатеринбург в этом плане чуть интереснее, потому что там сохранилось больше старых зданий из красного кирпича. А в Челябинске практически вся застройка безликая — она тянется из отдаленных районов вплоть до центра.

Челябинск не блещет яркими красками, как выяснили Полина и Алексей в ходе эксперимента

Недавно мы рассказывали, как 19-летняя студентка художественного училища Маргарита Латифьянова превратила подъезд пятиэтажки в картинную галерею.

Почитайте также вдохновляющую историю уральца, который оставил работу в Москве, чтобы писать пейзажи в Челябинске.

Знаете истории интересных людей в Челябинске? Поделитесь ими — напишите нам.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления