В оживленных местах начали появляться надписи, которые призывают прохожих задуматься о здравом смысле, микрозаймах, бизнес-коучах, культуре потребления и первых поцелуях. Все они выполнены в одной стилистике — белый текст на черном фоне. В интернете проект называется «Что важно?», автор — аноним. И это неудивительно — большинство художников, работающих в направлении паблик-арта, скрывают свое настоящее имя. С одной стороны, чистый прагматизм: никому не хочется получить штраф за вандализм. Но, с другой, это придает загадочности, которая только подогревает интерес публики (как в случае с Бэнкси). Мы поговорили с челябинским концептуалистом на условиях анонимности и узнали, как рождаются фразы для плакатов и какие идеи в них закладывает автор.
Вторжение искусства в городскую среду принято называть паблик-артом (или стрит-артом). Художник не рассчитывает на подкованную публику, а взывает к неподготовленному зрителю. Поэтому язык, который использует автор, максимально упрощен (он доступен и зачастую понятен абсолютно всем). Нередко это культурное проявление граничит с вандализмом. Направление довольно широкое: включает в себя скульптуры, инсталляции, танцы, уличные перформансы, роспись зданий и размещение надписей. Главный критерий: арт-объект должен находиться в пространстве города.
«Я люблю текст, в нём невероятная глубина»
Мимо наклеек «Что важно?» большинство пройдут мимо, даже не моргнув. Черно-белые послания хоть и расклеены в центре Челябинска, в самых оживленных местах, но выглядят весьма ненавязчиво, как будто автор призывает к диалогу только самых внимательных и пытливых. Плакаты появляются на трансформаторных будках, ограждениях, скамейках, дорожных знаках и остановках общественного транспорта. Большая часть — весьма миниатюрна: размером примерно с тетрадный лист.
Уличный художник то призывает к чему-то, то приводит цитату из книги или песни, то просто «выдает» спонтанные мысли: «Оттянись сегодня. Завтра взрослая жизнь», «Собирай рюкзак. Мы едем на Алтай», «Срочно! Потеряны 12 граммов чистой маминой любви», «Живите по ветру, побольше комплиментов дамам, больше музыки, улыбок, лодочных прогулок, домов отдыха, рыцарских турниров и прочей чепухи», «Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько неповторимо».
— Наверное, мое творчество — это баланс между городской средой и диалогом с прохожими, — объяснил свой замысел автор работ. — Место в городе рождает работу, а работа рождает диалог с горожанами. Я получаю удовольствие от того, что делаю. О какой-то высокой миссии не буду говорить — пусть об этом скажут мои работы. Я люблю текст и всё, что с ним связано, в нём невероятная глубина.
«Назвать мои высказывания вандализмом чистой воды нельзя. Я бы предпочел определение "культурный вандализм": я же не пишу три буквы на заборе»
«Я говорю иронично, с усмешкой, о серьезном»
Всё началось в июне этого года — на столбе появился первый стикер «Что важно?». С тех пор подобных фраз родилось несколько десятков. Анонимный собеседник признаётся, что сам выбор места занимает немало времени. Кстати, в соцсетях художник раскрывает локации: снимает видеоподсказки, в которых показывает, что находится рядом с той или иной работой. Например, одна из последних работ — «Кнопка вызова здравого смысла» — появилась возле ЮУрГУ и напоминает обычный дверной звонок. Видимо, именно там многим не помешает воспользоваться гаджетом.
«Диагнозы не ставлю, за шкирку никого из болота не вытягиваю. Просто записываю мысли, и что-то из них потом становится новым плакатом»
— Бывает, место рождает текст, бывает наоборот: подыскиваю место под конкретную наклейку, — говорит наш собеседник. — Есть и такие арт-объекты, которые я размещал без привязки к городскому пространству, так как текст был просто забавный. Я говорю иронично, с усмешкой, о серьезном. Сейчас в заметках телефона у меня много всего такого.
«Стрит-арт долго не живет. Я принимаю эти правила»
Есть послания с социальным подтекстом. Например, ловко переделанная песня группы «Руки Вверх!»: «Любишь микрозаймы больше, чем меня, о микрозаймах ты вздыхаешь зря, о микрозаймах все твои мечты, но о здравом смысле позабыла ты!» Сатира на современных коучей личностного роста превратилась в немного жуткую выдуманную цитату маньяка Чикатило: «Авторская распаковка личности. Нащупаю и достану ваши внутренние резервы».
— Кто-то из современных тренеров — инфоцыгане, кто-то, может, и правда помогает. Тут кто что увидел, — объясняет автор проекта «Что важно?».
Нередко работы тут же срывают или закрашивают, и мысли художника растворяются в городской среде. Впрочем, это не бьет по самолюбию плакатиста.
— Ну содрали и содрали. Понимаю, что стрит-арт долго не живет, и принимаю эти правила, — рассуждает он. — Да и Челябинск — пока не самый передовой город в плане отношения к уличному искусству. Если сравнивать с тем же Нижним Новгородом или Екатеринбургом, там своя история, там стрит-арт стал уже частью культурного кода, отношение жителей и ЖКХ к нему более лояльное. Не зря же эти два города делят право называться столицами стрит-арта в России. У нас постепенно появляется много муралов на фасадах панелек в новых районах и не только. Но они, как по мне, больше для «быстрого благоустройства». Это, конечно, тяжелая работа на подъемнике с краской на высоте. Много труда и времени у художников уходит на это.
«Я уважаю труд и смелость граффитистов. Но мне этот жанр не особо по душе: слишком навязчивый и как будто чрезмерно пытается понравиться — не мое»
Наш собеседник так и не стал раскрывать своего имени. Всё общение проходило в атмосфере строжайшей секретности, впрочем, художник не исключил, что рано или поздно может выйти из тени.
— Я понимаю анонимность как возможность прожить несколько жизней в одной. Не хочу пока лишать себя такой возможности. А что будет со временем — самому интересно, — делится он.
Другой художник, работающий в направлении паблик-арта, наделал немало шума, когда закрашивал чужие работы символом кораблика.
Разглядеть что-то интересное на улицах Челябинска стараются создатели проекта «Палитра без времени».
Посмотрите также на самые обсуждаемые граффити города.