![«Ярмарка» без тщеславия: с ростом цен челябинцы переключились с обычных магазинов на «нищемаркеты» В дискаунтеры покупатели чаще всего идут за туалетной бумагой, консервами, рыбой, крупами и стиральными порошками | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/92/43/fc9243ebc9978e550b40b5ce71888728/656x369_1:5723_ebc974cba1c31e2a69f313a833d4dac8@1920x1080_0x4MScRk10_7992589097244162743.jpg.webp)
— Давно сюда хожу, еще с открытия: здесь намного дешевле, чем в других местах, — говорит женщина на крыльце «Светофора».
Магазин располагается в центре Челябинска — неподалеку от «Зеленого рынка» и цирка, хотя это скорее исключение, чем правило для дискаунтеров. В основном такие торговые точки находятся на окраинах или в промзонах, там, где дешевле аренда, а значит, меньше наценка. Проходим внутрь, особого ремонта нет: бетонный пол, тусклое освещение, узкие длинные ряды, где даже двоим посетителям с тележками порой не разойтись. Коробками заставлено всё от пола до потолка — сказывается экономия на складах. Сами товары лежат на палетах, здесь нет никакой аккуратной «магнитовской» выкладки. Ценники распечатаны на обычных листах и приклеены на скорую руку — мятые и кривые. Вместо холодильников в конце магазина — отдел с резиновыми жалюзи и кондиционерами, внутри — рыба, мясо, колбаса и сыры. Покупатели идут постоянным потоком, без перерывов.
Жесткие дискаунтеры — магазины самообслуживания с максимально простым оформлением торгового зала. Главное преимущество — низкие, на 10–20% ниже среднерыночных, цены. По сути, это магазины-склады — помещения, оборудованное рядами стеллажей, где торговля ведется преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры, коробки), их площадь — от 650 м2. Товарооборачиваемость очень высока, а эксплуатационные расходы сведены к минимуму: нет необходимости в комплектовочных и экспедиционных помещениях, дорогостоящем подъемно-транспортном и погрузочно-разгрузочном оборудовании, штате кладовщиков, складских работников, грузчиков. Ритейлеры между собой называют такие магазины «нищемаркетами». В Челябинске к ним относят красноярские сети «Светофор»-«Маяк» (23 магазина), а также екатеринбургский «Доброцен» (9 филиалов).
«Здесь намного дешевле»
![Торговые залы в них заставлены коробками так плотно, что порой разойтись двум покупателям с тележками тяжело | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/17/67/82/176782373dce8814550fe737556fb1c4/656x369_1:5723_af9750006cc760c56eeac357fe723dc9@1920x1080_0xSG99rLOf_2100415897264768004.jpg.webp)
Первое, что встречаем при входе, — пустые палеты. Спрашиваем: «Наверное, здесь был сахар?», но нет.
— Сахара у нас в принципе не было и нет, — говорит администратор. — Здесь лежал стиральный порошок: только выложили — уже всё пусто. В последнее время сметают всё подряд. Те, кто раньше брал по одной упаковке, теперь берут по две. Это бросается в глаза: люди опасаются, что следующая партия придет уже с подорожанием.
![Многие приходят сюда за бытовой химией, говорят, она значительно дешевле, чем в обычных магазинах | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/ed/f3/fbedf3c0c694566e81dacef0e512dbb5/656x369_1:5723_5b066c33ed1449b26f5654a7cc6511d8@1920x1080_0xjOXVACxC_2072468918959100973.jpg.webp)
И действительно, многие заглядывают в такие супермаркеты ради бытовой химии, подтверждает покупательница.
— Например, я покупаю стиральный порошок шесть килограммов: обычно он стоит 700 рублей, а здесь за 200 с лишним можно взять. Ополаскиватель пять литров — он стоит 200 рублей, — делится выгодными находками Ольга. — Обычно возьмешь химию и продукты на неделю, по итогу — меньше 1000 рублей выходит.
![Вместо холодильников в «нищемаркетах» есть отдельная комната с кондиционерами: там всё скоропортящееся | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/39/ba/77/39ba77e04172b2aa46c83d17271c0878/656x369_1:5723_47583eb1c1ffc5dc45ba7ecd60a21858@1920x1080_0xRGM6I0cK_5834012920877089863.jpg.webp)
Даже в обеденное время в будний день покупателей довольно много. Большинство здесь — постоянные клиенты, ходят по рядам, не мешкая, и наметанным глазом выбирают нужные позиции, потом — на кассу. Есть те, кто попал сюда первые — в основном молодые пары. Они внимательно изучают товар, прицениваются и проверяют — не подделки ли? Берут понемногу и с долей недоверия.
— Нам просто по пути было, пока только мороженки взяли. Дешевле тут или нет, пока не поняли, — признаются парень с девушкой.
![Зачастую выкладка товара выглядит небрежно: рыбу и мясо продают прямо из коробок | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/74/50/d07450b8efa689f1e006ff6f9b9a33af/656x369_1:5723_29cb8e552316e9118c929ef1d89678ab@1920x1080_0xVWXBS0Mj_7590173331741023810.jpg.webp)
![Такие магазины появились в Челябинске относительно недавно — в прошлом году | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/07/19/63/07196380b00a5c4296794f208d09cbaf/656x369_1_29c716897fc64f2a890d864a17256556@1920x1080_0x1otC6GBb_0465272666570091661.jpg.webp)
«Есть товар невозможного качества»
Одни магазины выглядят чуть чище и светлее, другие — чуть хуже. «Маяк» в ТК «Набережный», что неподалеку от «Светофора», кажется немного презентабельнее собрата. Хотя везде упор сделан на большие пачки: печенье в огромных коробках, макароны в пятикилограммовых пакетах, подсолнечное масло в пятилитровых бадьях. Ремонт в зале свежее, внутри больше света и ряды просторнее. Возможно, это заслуга предшественника — SPAR, который еще недавно находился там.
Опытные покупатели советуют: сметать всё с полок — не лучшая идея, надо подходить к выбору с умом — изучать состав и сроки годности, а еще обращать внимание на внешний вид.
![«Маяк» в ТК «Набережный» занял место, где раньше был SPAR | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/07/03/d7/0703d7ef79383139cb26c4ce9a5ff09b/656x369_1_b4ee2f01adf9f12eec02b103cfabcc2d@1920x1080_0xi04rl39u_2448870493866853987.jpg.webp)
— Здесь всё же подешевле, чем в обычных супермаркетах, поэтому сюда и ходим, — признается женщина, выбирая замороженную рыбу. — Жизнь заставляет сюда ходить, сами понимаете. Но всё подряд здесь не беру, потому что есть качественный товар, а есть — невозможного качества. Мы рыбу часто здесь покупаем, я стараюсь все цены запоминать и сравнивать. Муку, томатную пасту, консервы, творожные сыры точно можно брать здесь, но, бывает, что в обычном магазине цена ниже, чем здесь.
Многие челябинцы рассказывают, что активно пользовались скидками в магазинах у дома, но с недавних пор некоторые акции отменили. Экономия в «нищемаркетах» по сравнению со стандартными супермаркетами в среднем составляет 30–40%, подсчитывают завсегдатаи, поэтому стараются делать основные покупки именно здесь.
![Основные покупатели — пожилые люди: пенсии едва хватает даже на основные продукты | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/56/62/88/566288de84027364d50773b1b5834774/656x369_1:5723_444f26d3fdae71fa517140d69cd0e4ac@1920x1080_0xRoBo79st_3773622546773679239.jpg.webp)
— Каждое 14-е число месяца давали 15% скидку от ценников на полках. Сейчас этих акций нет, скидки отменили. Экономия в принципе всегда нужна, а сейчас — особенно. На данный момент прожить на пенсию тяжеловато, рост цен идет большой, поэтому сюда и хожу, — поделился пенсионер Владимир.
Одни посетители выходят с полными пакетами — закупаются на неделю-две, другие сводят покупки к минимуму: берут пару товаров — и сразу на кассу.
— Стыдно сказать, но мы с подругой водочку купили. В мире такое творится, стресс надо как-то снимать, — рассказывают две женщины, выходя из магазина. — Сейчас придем домой и снимем.
![Акцент сделан на большие упаковки: макароны продают по 5 кг. Если посчитать цену за 1 кг, выходит вполне экономно — 52 рубля | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/f9/12/69/f91269d0c4a9e497c0e1b8b89f650e60/656x369_1:5723_0c218622c88643fb450d661fef3b38b0@1920x1080_0xhkrRXrEn_3432845412734523373.jpg.webp)
Что происходит в магазинах
Недавно в Челябинске открылись магазины сети «ВкусВилл», где сделан акцент на продуктах для правильного питания, мы изучили ассортимент товаров.
Кроме того, мы следим за тем, как меняются цены на продукты: корреспондент 74.RU регулярно ходит в магазин у дома.
Но если стоимость хлеба, яиц и молока еще как-то удается контролировать, то другие товары, сильно зависимые от санкций, резко подорожали. Взлетели цены на средства для стирки и бытовую химию, корма для домашних животных, офисную бумагу. Эксперты считают, что российские покупатели вообще рискуют остаться без акций и спецпредложений. Подробнее об этом — в нашем материале.