А как вам паровоз на фоне домов? Городская железная дорога начиналась у вокзала и шла в сторону центра города
День железнодорожника отмечают в России 7 августа. И для Челябинска это не просто один из профессиональных праздников. Благодаря строительству железной дороги уездный город сразу же вырос и со временем занял лидирующее положение в своем регионе. Накануне праздника мы заглянули в запасники Центра историко-культурного наследия Челябинска и Объединенного госархива и нашли для вас самые интересные кадры.
Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII века. Тогда первые лежневые дороги были проложены на железоделательных заводах, шахтах и рудниках
В Челябинск первый поезд прибыл в 1892 году по строящейся Самаро-Златоустовской железной дороге, которая стала участком будущей Транссибирской магистрали
В том же году началась история Челябинского переселенческого пункта. Город стал перевалочным пунктом для крестьян-переселенцев из центральных губерний России, которых недостаток земель для ведения сельского хозяйства в родных краях заставлял срываться с места и ехать за Урал
Для размещения переселенцев поставили два временных дощатых барака с земляным полом и легкие в сборке киргизские юрты. Кому не нашлось места под крышей, строили шалаши или ожидали поезд на перроне
Со временем Челябинск стал центром уже трех дорог: Самаро-Златоустовской, Западно-Сибирской и Пермской, а затем получил неофициальное название «Ворота в Сибирь»
15 октября 1896 года была официально открыта железнодорожная линия Екатеринбург — Кыштым — Челябинск
Вот, к примеру, железнодорожный мост через Кыштымский пруд
Дорога длиной 255 верст (272 километра) представляла собой уральскую соединительную ветвь Транссибирской магистрали
12 мая 1940 года в Челябинске начали строить детскую железную дорогу, и к началу лета 1941-го она была уже практически готова. Открытие не состоялось из-за Великой Отечественной, в годы войны детская дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены
Торжественное открытие состоялось только летом 1949 года. На тот момент протяженность детской дороги была около 700 метров, она соединяла две тупиковые станции
Одна из них — имени Павлика Морозова
А это — митинг 20 апреля 1960 года. В тот день паровоз «Красный коммунар» стал памятником возле ДК железнодорожников
Старое здание вокзала в Челябинске было построено в конце октября 1892 года, реконструировано в 1935-м, но к концу 1950-х справляться с потоком пассажиров стало сложно
Встал вопрос о строительстве нового здания, занимался этим институт «Киевгипротранс»
5 ноября 1965 года новое здание железнодорожного вокзала было введено в эксплуатацию
Единовременная вместимость здания была до 6 тысяч пассажиров. За сутки он мог принять до 50 тысяч человек