Все новости
Все новости

Решил по-тихому. Челябинец замерил уровень шума в квартире и начал кампанию за снижение скорости в городе

Открытым остается вопрос, насколько актуальна проблема ночного воя от транспорта

Шум автомобилей в бетонных мешках жилых районов становится проблемой. Согласны?

Поделиться

В редакцию 74.RU обратился житель центра города Алексей, который уже несколько лет атакует запросами чиновников и требует решить проблему ночного шума вдоль оживленных дорог, в частности, проспекта Ленина, улиц Российской и Кашириных, Комсомольского проспекта... Поводом стало задокументированное превышение уровня шума в его собственной квартире, расположенной во дворах, а для домов, выходящих на магистрали, говорит Алексей, она характерна тем более. Наш журналист Артем Краснов выслушал аргументы читателя, но при этом остался не до конца убежден, заслуживает ли эта проблема общегородского внимания. Расскажите нам, мешает ли вам шум автотранспорта и как бы вы решали проблему?

К посылам Алексея я отнесся с некоторым скепсисом по ряду причин. С одной стороны, город — место в принципе громкое, и трудно ожидать тишины, если живешь вблизи крупных магистралей. С другой стороны, не совсем понятно, как с этой проблемой справляться. Уровень шума зависит от скорости автомобиля, поэтому торможение потока является одной из возможных мер, равно как и шумозащитные экраны или зеленые насаждения вдоль домов. Но у каждого решения есть и обратная сторона, и если одни челябинцы согласны успокаивать поток, другим хочется ездить побыстрее. В городе, который регулярно травят ночным смогом, проблема шума кажется не самой первостепенной из экологических забот.

Впрочем, Алексей считает подобные рассуждения попыткой оправдать чиновничье пренебрежение проблемой.

— Когда они расширяют дороги, тот же проспект Ленина, превращая его в десятиполосную автомагистраль, они почему-то не думают о том, что она проходит под окнами домов, где люди живут по полвека, — рассуждает он. — Куда деваться людям? И почему люди должны терпеть явные нарушения?

Он настаивает, что повышенный уровень шума столь же опасен, как и пресловутые выбросы, особенно в ночное время. В подтверждении своих тезисов он провел несколько исследований, в том числе заказал Роспотребнадзору измерение шума в своей квартире недалеко от проспекта Ленина. Так, например, эквивалентный уровень звука в ночные часы составил 38 децибел при нормативе 30 децибел, и это при том, что окна не выходят на сам проспект.

Непосредственно на проспекте Ленина уровни шума еще выше, что Алексей выяснил в ходе собственных измерений шумомером. В отдельных случаях интенсивность достигает 105 децибел, хотя чаще пики укладываются в диапазон 70–80 децибел. При проезде мотоциклов шумометр показывал до 90–92 децибел. В любом случае это достаточно шумно, и хотя такой звук «размазан» по частотному диапазону и воспринимается менее остро, чем истошный крик, например, его воздействие на психику вполне различимо. Так, для территорий, прилегающих к жилым кварталам, в ночное время допустима громкость в пределах 60 децибел, днем — до 70 (СанПиН 1.2.3685–21).

— Когда мы говорим, что проблема не важна, мы просто развязываем руки чиновникам, чтобы они моли ничего не делать при явном нарушении нормативов! — говорит Алексей.

Проспект Ленина гудит и днем, и ночью

Проспект Ленина гудит и днем, и ночью

Поделиться

Он подчеркивает, что проблемой автомобильного шума озабочен весь развитый мир, а в последние годы — Москва. Там, например, вводят ограничения скорости до 50, 40 и даже 30 км/час в местах, где много жилых домов и переходов, что увеличивает в том числе и безопасность движения. Подобные же меры Алексей предлагает для центральных улиц Челябинска, по крайней мере, по ночам:

— Нужно установить ограничение в 40 км/час (60 км/час с учетом нештрафуемого порога) на дорогах, прилегающих к жилым домам, — продолжает он. — В дневное время скорость на таких дорогах в любом случае лимитирована плотностью потока и, по моим замерам, составляет лишь чуть больше 20 км/час. В ночное время скоростной лимит обеспечит хорошую пропускную способность (пробок всё равно нет), при обеспечении безопасности и комфорта жителей. Если есть возможность ограничить скорость только в ночное время, можно использовать и такой способ. Я хочу подчеркнуть, что предлагаемые мной меры никак не ущемляют интересы автомобилистов, потому что общая скорость движения в городе не снизится, а безопасность и комфорт возрастут.

Для контроля скорости Алексей предлагает увеличить количество средств автоматической видеофиксации, а вот идею ставить лежачие полицейские считает вредной: они только раздражают водителей.

Алексей неоднократно обращался к чиновникам, но системного решения вопроса пока не увидел. Каждая служба реагировала в узком ключе своих полномочий: ГИБДД согласилась провести разовый контроль соблюдения Правил и наказала семь водителей по части 1 статьи 12.5 КоАП за управление неисправным автомобилем — штрафы составили 500 рублей. Администрация губернатора переадресовала вопрос управлению дорожного хозяйства, которое отчиталось о планах по установке новых комплексов фотовидеофиксации. Роспотребнадзор провел замеры уровней шума в квартире Алексея, обнаружил превышения, но практического выхода не предложил, указав в ответе, что для ликвидации проблемы нужно установить ее причины и наметить пути решения. Позже ведомство выдало администрации Челябинска предостережение о недопустимости нарушений, и комитет дорожного хозяйства исследовал возможность снижения скорости на улице Российской и проспекте Ленина, а также установку шумозащитных экранов и высадку зеленых насаждений. Все рецепты были признаны нереализуемыми, например, высадку деревьев, по данным администрации, исключают идущие вдоль дорог коммуникации.

Алексей считает такую позицию лукавой.

— Когда им нужно расширить дорогу под окнами людей, почему-то все сложности отступают на второй план. А потом люди должны жить с этой реальностью, терпеть выхлопы и шум, а чиновники говорят, что ничего сделать нельзя. Проблема шума является недооцененной: он сильно влияет на здоровье людей, на качество сна и отдыха, что показано множеством исследований. Но в Челябинске этому не уделяют никакого внимания. Я считаю, что пора внести эту проблему в повестку и найти решение, тем более развитые мегаполисы уже давно показали, что проблему можно победить.

При этом те же шумозащитные экраны и зелень вдоль дорог Алексей не считает эффективными средствами и акцентирует внимание на снижении скорости, как рецепте простом и действенном. Он настаивает, что на пропускной способности городских улиц это не скажется: скорость в самые сложные часы лимитирована пробками, а не знаками ограничения.

Ранее мы рассказывали, что на проспекте Ленина запустили «зеленую волну», хотя не все челябинцы заметили изменения.

В Челябинске объявлен беспрецедентный конкурс на строительство метротрама (аж 50 млрд рублей), но ряд экспертов считает, что деньги в буквальном смысле будут спущены в трубу.

Жителей города по-прежнему волнуют выбросы, но есть риск, что решение этой проблемы будет отложено до лучших времен.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК33
  • СМЕХ7
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter