На месте автостоянки рядом с пересечением Университетской Набережной с улицей Косарева построят пятиэтажное здание. Заказчик — компания «Транснефть-Урал». В четверг, 23 марта, проект представили на публичных слушаниях в Доме архитектора. Жители соседних жилых комплексов выступили против него. Они боятся шума и грязи во время возведения объекта, пробок и нехватки солнечного света на первых этажах. А самое главное — опасаются, что одним зданием дело не ограничится.
Стройка в 50 метрах от дома
На слушаниях шла речь о планировке территории в границах Университетской Набережной, Косарева, береговой линии реки Миасс и Северо-Крымской в Калининском районе. Проект предусматривает возведение административно-офисного здания площадью 7,6 тысячи квадратных метров. Общая площадь застройки участка — 1,9 тысячи квадратных метров.
Сейчас офисные сотрудники компании «Транснефть-Урал» работают в двухэтажном здании на улице Барбюса, 120.
— Максимальная высота здания — не более пяти этажей, пока рассматривается 4–5. Также планируется подземная автостоянка на 40 машин, — рассказала специалист МУП «Архитектурно-планировочный центр» Екатерина Епимахова, представлявшая проект. — Проектом предусмотрено изменение красных линий, оно согласовано с комитетом дорожного строительства. Учтены все требования законодательства.
По ее словам, в проекте планировки территории предусмотрены земельные участки как для строительства здания, так и для размещения спортивной площадки и благоустройства набережной.
Замначальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска Сергей Самсонов отметил, что проект «Транснефти» будет рекомендован только после утверждения правил землепользования — они разрабатываются одновременно.
«Транснефть-Урал» — региональное подразделение федерального нефтедобывающего холдинга «Транснефть». В июне 2022 года АО «Транснефть-Урал» и МУП «Архитектурно-планировочный центр» заключили договор на выполнение комплекса инженерных изысканий и разработку документации по планировке территории.
Жители соседних домов, пришедшие на слушания, высказали массу претензий.
— Мы против строительства этого объекта. Это нарушение наших прав. Как может здание стоять рядом с рекой, в санитарной зоне? Оно же будет ее загрязнять. Нам администрация не может сделать ни набережную, ни красивую детскую площадку. А здание есть возможность поставить! — возмутилась Екатерина Андронова, проживающая на улице Братьев Кашириных. — Объект пятого класса опасности, их вообще надо строить только за городом. Говорят про здание, но вы ж знаете, сначала здание построят, потом еще что-нибудь. И потом уже будет поздно жалобы писать. А стройка тут меньше, чем в 50 метрах от жилого дома.
Вице-спикер гордумы, председатель публичных слушаний Иван Горнов заметил, что по градостроительным нормам рекомендуемая зона — 40 метров.
Главный архитектор города Павел Крутолапов спохватился, что жильцов смущает формулировки в документации и, собственно, наименование застройщика — «Транснефть-Урал».
— Тут будет именно офисное здание. Вместо незаконной автостоянки, которая находится в пойме реки Миасс, появится административное здание, — сказал Павел Крутолапов.
Откуда взялся нефтепровод
Когда в середине марта объявили публичные слушания по этой территории, на сайте горадминистрации был опубликован один из документов по строительству приемо-сдаточного пункта линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС). Жители домов на Университетской Набережной и Братьев Кашириных тут же забили тревогу.
— Напротив нашего дома собираются построить приемо-сдаточный пункт ЛПДС. Это неотъемлемая часть магистрального нефтепродуктопровода «Уфа — Петропавловск». От промышленного сооружения до дома — 100 метров, с другой стороны река, — сообщили взволнованные читатели 74.RU. — Планировали строить набережную, а в итоге объявлены слушания на промышленный комплекс.
Как выяснил 74.RU, тот самый приемо-сдаточный пункт ЛПДС планируют строить не на Северо-Западе, а в Советском районе, недалеко от поселка Новосинеглазово. Том документации, указанный в сообщении о публичных слушаниях на Университетской Набережной, был опубликован ошибочно, подтвердили 74.RU в пресс-службе городской администрации.
Пробки и машины во дворах
Жильцы первых этажей высказали опасения, что новостройка загородит им солнечный свет. Их соседи по дому недовольны тем, что лишатся автостоянки.
— А куда поедут все эти машины, которые сейчас ставят на автостоянке? По дворам? — развела руками еще одна жительница дома напротив стройки.
Также жильцы боятся шума и грязи, которыми обычно сопровождается строительство крупных объектов.
— Стройка ухудшит условия нашего проживания. Шум, грязь и пыль будут попадать в квартиры и в водоем. Транспортный поток здесь и так большой, будут пробки, — перечислила будущие проблемы Елена. — Вода — это всегда центр притяжения в городе. Где-то искусственные водоемы сооружают и делают набережные. А у нас есть река, есть место для набережной. Зачем тут строить офисные здания? Может, пора руководствоваться не только интересами бизнеса, но и жителей?
Городская администрация занимается проектированием фрагментов набережной, для этого «разработана дорожная карта», заверил Павел Крутолапов.
— Действительно, набережной Миасса не уделялось внимания много лет. Сегодня мы занялись этим вопросом, есть проектные предложения, подвижки. И проектирование набережной как раз идет в том направлении, о котором вы горите. Работа будет продолжена, — сказал главный архитектор Челябинска.
По градостроительным документам, земельный участок относится к рекреационной зоне интенсивного общественного пользования — там должны быть расположены тематические парки, набережные, скверы.
— Как эта стройка связана с зоной пользования? Застройщик говорит про 4–5 этажей, а в зоне А1.5 можно строить только трехэтажные? — перешла на язык проектировщиков участница слушаний Татьяна Гаврилова.
Тут выяснилось, что все нюансы по инсоляции будут учитываться при разработке проектной документации. А показатели высотности допускают отклонение от предельных параметров — это согласовывается на отдельных публичных слушаниях.
— Получается, мы сейчас должны одобрить проект, который в дальнейшем потребует очередных отклонений и согласований? — с грустью заметила представитель активных жителей.
По итогам общественных обсуждений проект рекомендовали рассмотреть на комиссии в городском управлении по архитектурно-градостроительному проектированию. После этого власти Челябинска примут окончательное решение по застройке этой территории.
А Павел Крутолапов пригласил недовольных жильцов записаться к нему на прием и пообещал подробно рассказать им о планах по благоустройству Челябинска и в том числе набережной.
И снова о набережной
Как возведение очередного офисника впишется в планы городских властей по благоустройству набережной Миасса, так никто из участников слушаний и не понял. Напомним, два года назад чиновники поделились планами обустройства 100-километровой набережной Миасса в Челябинске — по обе стороны реки. Как сообщал тогда куратор соучастного проектирования, партнер Development Pro Вахтанг Чикаберидзе, в результате на карте появилось более 120 объектов, которые могут построить вдоль реки. Общая длина набережной — 115 километров.
К обустройству набережной власти намерены привлечь разные потоки инвестиций, тогда же сообщил Павел Крутолапов. По его словам, набережная вдоль реки Миасс фигурировала во всех генеральных планах Челябинска, но так и оставалась недооцененной и нереализованной доминантой города. Объединять разные участки будет набор требований. Но сроки обустройства всей 100-километровой набережной городской реки до сих пор неизвестны.