В Челябинске запустили программу «дорожный рывок», на которую тратят миллионы рублей. Но, кажется, выгоду от этого получают только автомобилисты. А вот пешеходы продолжают передвигаться в унизительных и даже опасных условиях, считает журналистка 74.RU Людмила Орлова. Она отмечает на тротуарах засилье высоких бордюров и объясняет, почему их быть не должно. Приводим ее мнение от первого лица.
Дороги умеют делать, а тротуары — нет
В Челябинске отличные дороги. Я серьезно! Вообще, в нашем городе всё сделано для машин — хороший асфальт на проезжей части, развязки, парковки. Но только ты выходишь из машины — начинаются мучения.
Не понимаю, почему у чиновников и строителей возникают какие-то сложности, когда речь идет о тротуарах. Они могут сделать удобный подъезд для машин, состыковав вровень асфальт и плитку, и тут же, совсем рядом, соорудить 10-сантиметровое препятствие на тротуаре. Вы же умеете делать хорошо — вот, в метре сделали просто расчудесно (такой пример можно наблюдать у дома на улице Сони Кривой, 49Б). Почему умеют делать дороги без лестниц, но не получается то же самое провернуть с тротуарами — я не понимаю.
Пока ты молодой, здоровый, то не замечаешь эти препятствия, для тебя это всего лишь шаг. Но этот же шаг сильно усложняет жизнь маме с коляской, человеку в инвалидном кресле, пенсионеру.
Причем во многих местах высоких бордюров не должно быть априори — это предписано всевозможными нормативными документами. Но часто их игнорируют, а страдают люди (некоторые терпят неудобства и даже не задумываются об этом).
Как-то я заметила за собой, что стала неосознанно выбирать длинный и приятный маршрут в угоду короткому, но бордюристому. И я не одна такая.
Например, у дома № 34 на проспекте Ленина есть несколько провалов тротуара диаметром около метра. Люди обходят эти пологие ямы. Не ступают в них, даже если сухо. Даже если тесно. Обходят, как прокаженные места. Еще люди не любят лестницы — присмотритесь: если есть пологий спуск, то они пойдут по нему, а не по ступенькам (и это сильно бесит велосипедистов и людей с колясками).
А потом я стала передвигаться по городу на велосипеде, и тогда выбор маршрута стал осознанным.
Для меня стало главное, чтобы было меньше:
машин на дорогах (и не ехать по тротуару);
бордюров (вы бы попробовали запрыгнуть на тротуар у администрации! Даже шагнуть на него сложно);
подземных переходов (вы таскали на себе тяжелый велик?).
Думаю, мамы с колясками мыслят в такой же парадигме.
В этом году мэрия Челябинска отыграла контракт на замену асфальта на проспекте Ленина, пообещав, что на тротуарах в районе улиц 3 Интернационала и Российской вместо лестниц сделают человеческие, удобные спуски. За это отдали 78,2 млн рублей. И что мы видим? Ничего не изменилось, спуск как был узким, неудобным, крутым — таким и остался. На что потратили деньги, если всё так же, как и было? А вы ведь тоже можете оказаться в коляске.
И так нормальный асфальт на Ленина у бизнес-дома «Спиридонов» заменили. А вот тротуары почему-то остались нетронуты. Вернее, их на этом участке вообще нет. Там паркуются машины, а пешеходы вынуждены протискиваться между ними.
Чуть дальше, в сторону центра, тротуары есть, но они в ямах и кочках.
Прямо сейчас проводят ремонт на улице Тимирязева. Возле областного перинатального центра и так всё в бордюрах, как вы думаете, их стало меньше? Надеюсь, у подрядчика не примут работу.
Отдельно о велодорожках
Вы знали, что в Челябинске есть своя велостратегия — документ, который уточняет, где, в каком количестве и в какие сроки должны появиться велодорожки? В управлении архитектуры нанимали специалистов, встречались с горожанами, презентовали результат. Тем временем люди, которые должны реализовывать эту задумку — в Комитете дорожного хозяйства — считают документ бесполезным (это мне лично заявил один из замов председателя КДХ).
Хотя на том же проспекте Ленина очень нужна велодорожка / велополоса.
«Да ты достала со своим велосипедом! Только мешаешь всем», — скажете вы. Замечу, что пешком я добираюсь от дома на работу за 36–40 минут. На велосипеде — 15–20, на общественном транспорте — 27–35. На такси — 17–25 минут. Велосипед — это быстро и экологично, а еще я не занимаю место ни на дороге, ни в общественном транспорте. Нужно продвигать средства индивидуальной мобильности, давать им инфраструктуру, чтобы в городе было меньше пробок и загазованности 7–9 месяцев в году. В интересах автомобилистов — чтобы больше людей ездили на великах или самокатах по специальным дорожкам, ходили пешком. Будет больше свободного места на полосах и парковках.
Но пока у нас, увы, даже в тех местах, где стараются прокладывать велодорожки, въезд на них перерыт торчащим на сантиметр-два бордюрчиком (например, на улице Свободы). Кстати, безбарьерная среда в новых общественных пространствах вообще достаточно спорная история, потому что въезд в сквер всегда через бордюр, без понижений (например, на набережную у «Мегаполиса»).
Люди часто предлагают что-то запретить вместо того, чтобы найти оптимальный вариант решения проблемы. Я считаю, что это крайность. Не нужно запрещать бордюры — они выполняют важные функции. Но нельзя, чтобы бордюры или ступеньки становились преградами на пути людей с разными физическими данными.
А чиновникам я бы предписала на каждую приемку объекта ехать на легоньких инвалидных креслах. Если к концу инспекции взмокли и устали — пусть строители переделывают всё в соответствии с нормативами, которые прописаны в техзадании.
Согласны с автором?