RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

739мм 40%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Город летопись «Самолет из Челябинска бомбил ледяной затор»: история живописного моста, построенного вместе со штрафбатом

«Самолет из Челябинска бомбил ледяной затор»: история живописного моста, построенного вместе со штрафбатом

Через месяц переправе в Усть-Катаве исполнится 80 лет, но даже закрытая на ремонт она впечатляет

Особенность конструкции моста — стальные тросы, которые поддерживают его над рекой без дополнительных опор

В Челябинске к сентябрю должен появиться первый в истории города вантовый мост. Мало кто знает, что в 260 километрах от мегаполиса, в Усть-Катаве, в далеком 1944 году построили сооружение по схожей технологии. Мост назвали Брянским в память о совместном труде местных тружеников и работников эвакуированного Брянского машиностроительного завода. В начале апреля 2024-го его закрыли на ремонт: деревянный настил пришел в негодность, да и огромные арки нуждаются в покраске. Но даже в таком виде мост надолго цепляет взгляд. Приводим несколько любопытных фактов о том, как, кто и почему его построил.

На другом берегу Юрюзани для рабочих эвакуированных заводов построили несколько бараков, и со временем там появился большой новый район Усть-Катава

Усть-Катав — живописный город на западе Челябинской области с населением 20 тысяч человек. Со всех сторон его окружают горы, в центре — завод и пруд, который создали для промышленных нужд два столетия назад. Еще здесь протекают две реки — Катав и Юрюзань, которые делят город на несколько частей. Во время Великой Отечественной войны сюда эвакуировали несколько заводов, и население резко выросло — существующий до 1940-х хлипкий мостик без перил решили заменить на более надежную конструкцию. За рекой поселили основную часть новых жителей.

Изучению истории Брянского моста несколько лет посвятил научный сотрудник местного историко-краеведческого музея Анатолий Соколов. В музее рассказали, что он хоть и не застал строительство, но наиболее подробно описал его историю в своей статье.

— В августе 1941 года в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами Брянского машиностроительного завода имени Кирова № 13. Эвакуированы в Усть-Катав были и брянские рабочие с семьями, — пишет Соколов. — Их расселяли по разным местам. На правом берегу реки Юрюзань в срочном порядке были построены двухэтажные дома-времянки. Здесь образовался тогда микрорайон «Стадион». Иных рабочих расселили в Шубино (поселок на этой же стороне реки — Прим. ред.)

Краевед указывает в статье, что столбы-пилоны с арками для моста смонтировали в 1940 году, а активное строительство развернули только в мае 1943-го, после утверждения проекта управлением капитального строительства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Летом 1944-го работы завершили досрочно. Строителям моста объявили благодарность, а семь человек даже получили премии.

В начале по мосту ездили машины, автобусы и даже грузовики, но в 1977 году его сделали только пешеходным

Считается, что Брянским мост назвали в память о брянских специалистах машиностроительного завода. Но историк Соколов пишет, что состав строителей моста был довольно разношерстым. В разгар войны на тяжелые работы выводили штрафников с фронта.

— Мост строился не только эвакуированными из Брянска, но и прибывшими в Усть-Катав жителями Средней Азии, да и, наверное, коренными устькатавцами. Вообще, по воспоминаниям старых горожан, Брянский мост возводился, в основном, разного рода военными штрафниками (штрафбатниками) из узбеков, туркмен и иных жителей Средней Азии, которых устькатавцы снабжали едой, — пишет автор в статье.

Мост соединяет два берега уже 80 лет

По окончании строительства мост несколько раз едва не снесло паводком. Он оказался прочнее, чем многие дома в городе и даже цеха УКВЗ, вспоминали жители Усть-Катава в разговоре с журналистом 74.RU. Но наиболее подробно это описал бывший сотрудник музея.

— Во время весеннего наводнения 1946 года чуть ниже Брянского моста образовался мощный затор льда. Вызывали даже самолет из Челябинска бомбить затор. Под напором двинувшегося льда Брянский мост буквально выгнулся, а его заклепки начали трещать. Лед двинулся валом под мост. Через пять минут затора уже не было, — заключил Соколов.

С 1944 по 1977 годы по Брянскому мосту ездили легковушки и даже грузовики, но в конце 1970-х его сделали только пешеходным. В 2019 году на сооружении смонтировали подсветку, потратив на нее 150 тысяч рублей, а также видеонаблюдение, чтобы защитить исторический объект от вандалов. Этим летом Брянскому мосту исполнится 80 лет, и его закрыли на ремонт до 1 мая.

Мост оказался устойчив к природным стихиям. Вода в реке Юрюзань несколько раз доходила до металлического пролета

В горнозаводской зоне Южного Урала много интересных достопримечательностей. К сожалению, не все они в хорошем состоянии. Например, в паре часов езды от Брянского моста, в поселке Пороги, разрушается уникальная гидроэлектростанция. Осенью прошлого года предпринимательница превратила один из ее объектов в колоритное кафе и намерена построить там глэмпинг.

Большой репортаж журналиста 74.RU Артем Краснова, куда, кроме Усть-Катава вошли Юрюзань и Катав-Ивановск, мы публиковали в 2020-м году.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE9
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления