В Челябинске завершился прием заявок от кандидатов на пост мэра: конкурс состоится 7 ноября. Наиболее вероятным претендентом считается Алексей Лошкин. Журналист Артем Краснов порассуждал о том, чего он ждет от нового главы администрации. Приводим его мнение от первого лица, а в конце публикации предлагаем вам пройти опрос о наиболее острых проблемах города.
Если бы меня разбудили ночью (допустим, едким запахом гари с балкона) и спросили, что больше всего волнует челябинцев, я бы ответил так. Судя по вашей обратной связи, это три вечных кита: экология, общественный транспорт и ЖКХ. Но коллеги мне тут же напомнили, что два из трех пунктов выведены из зоны ответственности мэра. Экологией и общественным транспортом в основном занимаются областные структуры. Этот наш будущий мэр, похоже, неплохо устроится — он еще в должность не вступил, а нам уже предъявить нечего. Но мы попробуем.
Сама сфера ЖКХ в Челябинске настолько запущена, что может перевесить две другие боли: число коммунальных аварий и домов без отопления как будто кратно больше, чем в прошлые годы. И будущий мэр должен нырнуть в эту тему, так сказать, с головой, иначе его погрузят туда наши доблестные комментаторы.
Хотя какой спрос с мэров за коммуналку, когда деньги и люди строем уходят, и кто и за чей счет должен углубляться в эти фекальные дебри — не очень понятно. Как я сказал, парень хорошо устроится: куда ни кинь — везде бронебойное оправдание.
Но про экологию и транспорт я всё же напомню, пусть для мэра это и пометки на полях. В первые пять лет губернаторства Алексея Текслера мы увидели четыре больших проекта: по два на каждую тему. Челябинск стал переходить на новые автобусы и троллейбусы — раз. Затеяли стройку метротрама — два. Город попал в участники проекта «Экология/Чистый воздух» — три. Объявлено о грядущем переносе ЧЭМК за пределы города — четыре.
Но давайте признаем: после первого рывка наступил застой. Челябинск опять скатывается к любимому сценарию переноса всех великих свершений куда-то в будущее, так и не достигнув несгораемых сумм. У города ведь не было недостатка в недостроях и прожектах: вспомним хотя бы высокоскоростную магистраль или саммиты ШОС и БРИКС. Теперь по пунктам:
1. Зеленые автобусы и красные троллейбусы ездят, но стоящие на остановках люди по-прежнему волком воют. А втиснувшись в транспорт, они воют еще сильнее. Обновление техники убито хроническим неумением эффективно ее применить.
2. Метротрам-спаситель должен был прийти к 2024 году, а теперь обещают только к 2026-му, да и то одну ветку. Такими темпами мы получим еще одно полумертвое полуметро. Выполнение изначально заявленных сроков — первый признак серьезности проекта. Когда сроки даже примерно не выполняются, проект обычно мертвый.
3. С проектом «Чистый воздух» всё забуксовало. Точнее, не так: формально Челябинск выполнил большую часть программы, так что гарь, которой мы дышим последние дни, — это и есть тот самый «чистый воздух». С помпой презентованная программа оказалась лукава и манипулятивна, и декларированное снижение почти не коснулось металлургических предприятий (нарисовали красивые цифры по другим статьям). Челябинску нужен радикально новый экологический проект и уже сейчас.
4. Перенос ЧЭМК сразу казался котом в дымном мешке и пока оправдывает это представление. К 1 марта должны были остановить электродный цех, но что-то пошло не по плану. За прошедшие восемь месяцев мы не узнали ни одной новой детали об этом проекте. Вопросы прежние: что, где, когда, а еще куда и за чей счет?
Челябинск сейчас похож на шарик, который пульнули вверх, но недостаточно. Перевала он не достиг, скорость потерял и, неровен час, покатится обратно в тину постсоветской апатии. И хотя мэр не имеет прямого влияния на федеральные мегапроекты, очень важно либо добиваться всё же их исполнения в срок, либо компенсировать возникший дефицит собственными инициативами.
Есть у Челябинска и сильные стороны. По-прежнему всё неплохо с автомобильной инфраструктурой, по крайней мере, на фоне сравнимых мегаполисов. Бывают накладки с разметкой или знаками, но это рабочие моменты. Идет несколько перспективных строек: студенческий кампус, РМК-Арена, футбольный манеж (правда, не без приключений). Снесли наконец жутковатый недострой на Кашириных. Сделали новую набережную, а «ребра левиафана» обнесли забором (видимо, под возможную стройку дворца бракосочетаний, но тут конкретики мало).
Но многие из подобных начинаний так и ходят в подающих надежды. Челябинску остро не хватает проектов, во-первых, доведенных до конца, во-вторых, достаточно дерзких, чтобы поменять восприятие города. Мегаполис тащит назад груз его имиджа как города промышленного, грязного, мрачного, и пока мы не увидели коренного перелома. Из десяти необходимых шагов мы сделали первый и как будто успокоились. Мрачный имидж Челябинска создает эффект замкнутого круга: люди не верят в него, уезжают сами или отправляют детей в Екатеринбург и Питер. Можно ли это изменить? Я убежден, что да: город богатый, живой, удачно расположен, плюс тут живем мы, прекрасные люди. И если вспомнить историю, изначально Челябинск даже не металлургический город. Это промышленное лобби убеждает всех, что смог у Челябинска в ДНК, но нет: сию заразу он подцепил во времена индустриализации. Но с тех пор прошло почти сто лет, и сейчас Челябинску нужно новое видение будущего, постферросплавное.
Я понимаю, что мэр — это больше про решение текущих проблем с текущими трубами. И что снегопады будут занимать его сильнее, чем абстрактные думы о будущем. Но позиция главы влияет на динамику города, его имидж, его настроение, по крайней мере, так должно быть. Я буду расстроен, увидев кабинетного мэра. Хочется видеть не человека-функцию, а горожанина с расширенными полномочиями, который воспринимает город своим. И пусть полномочия не так широки и пусть время досталось тяжелое, но Челябинску нужен глава, способный протолкнуть город на ступень выше.
Вот только сумеют ли власти выбрать правильного человека из 29 (или сколько их там?) кандидатов?
Проблемы в какой области вы считаете наиболее острыми в Челябинске? Можно выбрать несколько ответов