Кинотеатру «Знамя» 2 января исполняется 115 лет. Это старейший из работающих сейчас в Челябинске залов — принимать посетителей здесь начали задолго даже до широкоформатной пленки, что уж говорить про цифровые технологии. За век с небольшим кинотеатр успел пережить смену названия (его открывали как «Люкс»), несколько технологических революций и даже смену деятельности — был период, когда в историческом здании на улице Кирова занимались совсем не показами фильмов. Подробности и ностальгические фото — в нашем материале.
Открытие электротеатра «Люкс» состоялось 2 января 1910 года. И пусть вас не смущает странная для современного времени формулировка «электротеатр». В то время фильмы могли показывать с помощью газовых или керосиновых ламп, приводя пленку в движение в ручном режиме, а вот здание на Кировке было передовым — с использованием электричества.
— В подвальном помещении электротеатра находился свой собственный электрогенератор, который обеспечивал энергией освещение, вентиляцию и подъемные кресла, — рассказывает о схеме работы сайт «Знамени».
По одной из версий, здание с самого начала строили непосредственно для показа фильмов. По другой, кинозал оборудовали уже после возведения.
— Все кинотеатры до революции были частные. Этим занимались предприниматели, они на этом деле зарабатывали, — объясняет краевед Юрий Латышев. — Здание нынешнего кинотеатра «Знамя» строил Бейвель, и строил он его как доходный дом. Бейвель не предполагал, что на первом этаже будет кинотеатр, но кто-то ему предложил такой вариант. Организовала этот кинотеатр мещанка Дарья Евстигнеевна Соболева. Это было арендованное помещение.
Прокатные фильмы «Люксу» предоставляла фирма «Братья Каплун». Жанры были самые разные, на любой вкус. Репертуар обновлялся два раза в неделю, билеты стоили от 9 до 50 копеек в зависимости от места. Кстати, сами кинопоказы обычно не длились часами из-за особенностей технологий того времени.
— Ленты были небольшие, — объясняет Юрий Латышев. — Уже позже, в советское время, когда везде были кинопленки, каждая часть могла быть, допустим, 10 минут. Чтобы не прерывался сеанс, ставили второй кинопроектор. И получалось, что сначала один кинопроектор крутился, затем автоматически подключался второй, и в это время в первом меняли пленку. Зритель даже ничего не замечал. А в самом начале, когда был всего один кинопроектор, соответственно, сеанс прерывался. Зрители смотрели фильм минут 8−10, потом перерыв, потом другой фильм ставят.
Во время вынужденных перерывов, чтобы зритель не заскучал, публику могли развлекать артисты (местные или гастролирующие). А еще в электротеатре «Люкс» был буфет — там торговали соками, горячим кофе или чаем, восточными сладостями и сушками. Всё это поставлял торговый дом купцов Валеевых, расположенный чуть выше по улице.
— Сначала все фильмы были документальные, например «Прибытие поезда». Потом уже стали делать и игровые фильмы — приключенческие, любовные. Еще нюанс — фильмы тогда были немые, не было звука. И чтобы зрителям было веселее, обычно в кинотеатре был тапер. Он играл музыку, которая более-менее соответствовала показываемому на экране, — рассказывает Юрий Латышев. — Кинотеатр существовал до 1917 года, до революции. Потом его закрыли, по крайней мере, в 1918 году он уже не упоминается.
Кинотеатр после революции национализировали, здание начали использовать под другие задачи. Так, в 1920-е годы на втором этаже размещалась контора Челябинского окружного союза потребительских обществ. В 1930–1940-х помещение бывшего кинотеатра использовали под различные торговые заведения.
Только осенью 1957 года в здании на улице Кирова вновь начали показывать фильмы. Кинотеатр открылся уже под названием «Знамя», и основой репертуара стали хроника и документальные фильмы.
— Тогда было популярно снимать документальные фильмы. Допустим, известный был фильм про чудеса, был фильм о Вьетнаме, показывали «Обыкновенный фашизм» — знаменитый документальный фильм. Таких фильмов было много, существовала специальная киностудия в стране, которая занималась съемками документальных фильмов. Они были полнометражные, час-полтора примерно, — рассказывает Юрий Латышев. — И, конечно, были еще сборники — сборники каких-то новостей, которые показывали перед каждым сеансом. Например, «Советский Урал» — его готовила Свердловская киностудия. Обычно сборник традиционно начинало какое-то политическое событие, потом какая-то производственная новость, затем шли культура и спорт.
Такие сборники новостей перед основным киносеансом показывали довольно долго, пока необходимость в них не отпала с развитием телевидения.
— Телевидение в Челябинске появилось в 1958 году, и это время была всего одна программа. Потом уже, когда сделали ретрансляторы, началась трансляция московских передач, фильмов, — объясняет Юрий Латышев.
После 1957 года работа «Знамени» уже не прерывалась. Фильмы там показывали постоянно, в конце 1990-х — начале 2000-х годов провели техническое переоснащение, в конце 2010-х добавили комфорта для зрителей.
— В 2015 году впервые за 105 лет в кинотеатре открылся гардероб, — сообщает сайт «Знамени». — В конце 2020-го был сделан генеральный ремонт. Теперь в зале каждого посетителя ждут новые удобные кресла и диваны. Обновили 3D-систему и установили новый экран.
Ставку на документальное кино в кинотеатре давно уже не делают. В прокате — все основные новинки: и «Атака титанов», и «Моана-2».
Что еще посмотреть интересного про Челябинск
Отдыхали по путевкам! Как выглядел Парк Гагарина при советской власти (уникальные снимки).
Что на дне Шершней? Фото мест, которые затопили для создания водохранилища.
По Комсе гулял ветер, а за «тройкой» удили рыбу: как застраивали Северо-Запад Челябинска.
Первые лоточники, храм без крестов и чистота — это всё про Челябинск 80-х. Смотрим фото и ностальгируем.
По этапу — до Сибири. Сидел ли Сталин в пересыльной тюрьме Челябинска.
От небоскреба до руин: как челябинский элеватор вошел в топ самых жутких мест России.