ћы часто жалуемс€ на медлительность работы почтальонов, хамим регистраторам в больнице и ругаемс€ с кондукторами в транспорте. Ќам кажетс€, что в этих обыденных професси€х нет ничего сложного, поэтому позвол€ем себ€ эмоционально отозватьс€ в адрес этих людей. ћы забываем, что за каждой специальностью стоит человек и его труд. 74.ru запускает серию репортажей, в которых наши журналисты будут осваивать различные профессии – начнем с водител€ трамва€. ћужчины часто смеютс€, что вести трамвай – дело нехитрое: сел да поехал, именно поэтому чаще всего ими управл€ют женщины. Ќо так ли все просто?

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

¬ласти „ел€бинска при обсуждении маршрутной сети города решили дать зеленый свет электротранспорту и даже обещали закупить новые вагоны. ј это значит, что вагоновожатые без работы не останутс€.

¬ыучитьс€ на водител€ трамва€ (как, впрочем, и троллейбуса) можно в специальном учебном комбинате при «„ел€б√Ё“». ќбучение занимает п€ть мес€цев и похоже скорее на учебу в техникуме или вузе, чем на автокурсы, поскольку предполагает дневное обучение по нескольку часов. ѕоскольку мы не ставили перед собой цель получить «корочки», то ограничились несколькими дн€ми.

Ѕерут на учебу всех, вне зависимости от образовани€. ¬место вступительных экзаменов – собеседование. я настраивалась на разговор в лучших традици€х современного рекрутинга со странными вопросами типа « то из диснеевских принцесс вам больше всего нравитс€?» или «≈сли бы вы были едой, то какой именно?». » даже не спросили, кем € вижу себ€ через п€ть лет, – некогда рабочим люд€м разглагольствовать. ѕоинтересовались про образование, нет ли судимостей, почему решила освоить эту профессию.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

»менно на этапе собеседовани€ отсеиваетс€ очень большой процент людей. «а бесплатное обучение со стипендией человек об€зан отработать три года – иначе необходимо выплатить компенсацию. “ак что прежде чем начинать обучение, стоит 10 раз подумать.

«Ёто тебе не журналистика, где написал и все»

”чебные классы дл€ будущих водителей больше похожи на кабинеты физики – на стенах вис€т схемы, на столах расположены детали трамваев. „ита€ слова «кардан», «соленоид», «реверсор», «реле», «барабанно-колодочный тормоз», мой мозг стал немного плавитьс€.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€
«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€
«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

– Ќеужели водитель должен уметь собрать и разобрать трамвай, как автомат  алашникова? – спрашиваю €.

– Ќужно уметь оперативно определить неисправность и устранить ее либо убрать вагон с линии. ƒругие трамваи теб€ объехать не смогут, – отмечает старший мастер производственного обучени€ трамваю јлла ћасленникова.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

»зуча€ устройство трамва€, € с удивлением узнала, дл€ чего нужны €щики с песком под сидень€ми. –аньше мне казалось, что дл€ тушени€ пожара. ј нет! ќказалось, что им посыпают рельсы во врем€ гололеда, чтобы увеличить сцепление с колесами. ѕесочница включаетс€ из кабины водител€, а также срабатывает автоматически при сбросе педали безопасности и срыве стоп-крана.

¬ид€ мое удивленное, полное непонимани€ лицо, јлла Ќикитична говорит:

— Ёто тебе не журналистика, где написал и все!

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

«“рамвайщица ты или нет?»

ќсмотревшись в кабине трамва€, учусь поднимать и опускать пантограф – это ромбовидна€ конструкци€ на крыше вагона, соедин€юща€ его с контактной сетью. ¬ старых трамва€х это делаетс€ вручную. Ѕерусь за шнур, чувствую, что пантограф оторвалс€ от проводов, но тут же руки соскальзывают и опустить ниже не могу.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€
«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

– “рамвайщица ты или нет? – смеетс€ инструктор. – ” нас некоторые одной рукой опускают.

ј мне не смешно. Ќе получаетс€ опустить, хоть повисни на нем, и € чувствую себ€ посетителем качалки, который не может «вз€ть вес».

» вот наконец настал самый ответственный этап – вождение. ”чатс€ стажеры на старых трамва€х – новые дают только тем, кто откатал больше двух лет.

¬первые садитьс€ за управление было страшно. Ѕольше всего опасаешьс€ за сохранность трамва€, который хоть и кажетс€ устаревшим, но стоит как квартира в центре города. «ј вдруг в поворот не впишусь?» – думаю €, вид€, как через 10 метров закругл€ютс€ рельсы.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

ѕрежде чем тронутьс€, нужно поставить ногу на педаль безопасности и держать ее нажатой во врем€ движени€, в противном случае трамвай автоматически совершает экстренную остановку. Ёто предусмотрено на случай, если водителю станет плохо.

¬одитель-инструктор по учебному вождению Ћюдмила ѕупырева показывает, на какую позицию перевести контроллер, и вагон плавно, но неожиданно дл€ мен€ трогаетс€ с места. ќт волнени€ € тут же забываю все советы, которые она мне давала, но благо мой наставник р€дом.

– ¬ау! я еду! јаа!!! „то делать? – первые эмоции. ѕримерно то же самое € испытывала, когда в свое врем€ мен€ учили водить автомобиль.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

“олько остановив трамвай, перевожу дыхание. ¬тора€ попытка тронутьс€ с места не обошлась без приключений.

– ѕереводи контроллер на нуль, – говорит Ћюдмила.

я же вместо нул€ вижу букву «ќ» и двигаю руко€ть в противоположную сторону, отчего вагон разгон€етс€. —легка перепугавшийс€ инструктор тут же поправл€ет мен€, но после отшучиваетс€, дескать, езжу как матерый водитель.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

≈ще один важный навык, который € освоила, – перевод стрелки рельс с помощью ломика. ƒа, в век нанотехнологий это до сих пор делаетс€ вручную. «адача оказалась чуть легче, чем опускание пантографа, но мне это удалось. ѕричем в одну сторону переключалось туго, в другую – достаточно легко.

Ѕереги права, иначе мгновенна€ карма

ѕосле сдачи внутреннего экзамена курсанты идут в √»Ѕƒƒ. ѕравда, там сдают только ѕƒƒ: никаких тебе трамвайных автодромов с горочками и змейками. ƒл€ тех, кто имеет обычные водительские права, – никаких поблажек.

«Ёто тебе не журналистика!»: корреспондент 74.ru стала водителем трамва€

– ѕосле сдачи экзамена имеющеес€ водительское удостоверение замен€етс€, и в него вноситс€ информаци€ о новой категории. ѕри лишении прав лишишьс€ работы, – подчеркивает јлла ћасленникова.

– “о есть если с€ду за руль своего автомобил€ подшофе, и мен€ поймают, водить трамвай не смогу? – спрашиваю €.

–  онечно! ѕоэтому водители очень берегут права, ведь этот документ – их кормилец.

– » наоборот, если совершу дерзкое нарушение на трамвае, останусь вечным пешеходом?

–  онечно. Ќо такое у нас случаетс€ редко.

ѕосле сдачи всех экзаменов будущим водител€м довер€ют перевозку пассажиров, правда, первое врем€ под четким руководством инструктора.