26 ма€ 2008 года в поле р€дом с посЄлком –ощино под „ел€бинском упал грузовой јн-12. “рагеди€ унесла жизни дев€ти членов экипажа, которые до последнего делали всЄ, чтобы увести терп€щее бедствие воздушное судно от населЄнных пунктов. ¬месте со спасател€ми, которые одними из первых оказались на месте крушени€, 74.ru попыталс€ реконструировать событи€ того дн€. ѕодробности – в нашем материале.

ќстанки упавшего под –ощино јн-12 разбросало по полю на сотни метров
ќстанки упавшего под –ощино јн-12 разбросало по полю на сотни метров

јн-12 авиакомпании «ћоскови€» 26 ма€ прибыл в аэропорт „ел€бинск из московского Ѕыково и после небольшого перерыва отправилс€ в ѕермь. —пуст€ минуту после взлЄта командир авиасудна запросил у диспетчера разрешение на возвращение. Ќо до посадочной полосы самолЄт не долетел, упав в 11 километрах от аэропорта – в распаханном поле возле поселка –ощино в —основском районе. —емь членов экипажа и два сопровождавших их техника в результате крушени€ погибли.

ѕо данным межгосударственного авиационного комитета (ћј ), причиной авиакатастрофы стали неполадки бортовой электросети. Ѕортовые самописцы зарегистрировали перебои в системе электроснабжени€ самолета ещЄ до его взлЄта. ¬о врем€ старта приборы показали отказ генераторов двух двигателей, но бортрадисту всЄ же удалось их включить.

¬ 20:03 по местному времени јн-12 взлетел и начал набирать высоту. Ќо уже спуст€ минуту на высоте 400 метров над землЄй на панел€х загорелись сигналы об открытии створок шасси и сработала сигнализаци€ о близости земли. ќба предупреждени€ были ложными. ¬ это же врем€ сопровождавшие самолЄт инженеры сообщили о задымлении в грузовой кабине.

– ƒавай заходим, наверное, или… ¬сЄ, запрашиваем, – распор€дилс€ командир воздушного судна. – «аходим налево, назад.

”целевший хвост самолЄта на месте катастрофы было видно издалека
”целевший хвост самолЄта на месте катастрофы было видно издалека

Ёкипаж рассчитывал приземлитьс€ в аэропорту „ел€бинска в течение п€ти минут, но одна за другой стали отказывать системы самолЄта. “ем временем дым из грузового отсека начал проникать в кабину. «аход на посадку выполн€лс€ в сложных метеоуслови€х: в „ел€бинске весь день моросил дождь, была сильна€ облачность.

ќт удара самолЄт разорвало на тыс€чи осколков
ќт удара самолЄт разорвало на тыс€чи осколков

¬о врем€ третьего разворота на высоте 400 метров над землЄй и скорости 380 километров в час экипаж вывел јн-12 в левый крен. “огда же произошло самопроизвольное выключение двух левых двигателей.  ак вы€снитс€ позже, из-за отказа подачи топлива. ѕилоты пытались выровн€ть сильно накренившийс€ самолЄт и, как предположил ћј , отвлеклись от контрол€ высоты полЄта. ”видев землю в последние секунды полета, командир авиасудна инстинктивно пот€нул штурвал на себ€, но было поздно. ќколо 20:11 самолЄт исчез с экранов локатора. ќборвав провод находившейс€ на его пути линии электропередачи, јн-12 левым крылом коснулс€ земли и, рассыпавшись на части, загорелс€. –азлившеес€ топливо загр€знило 2,2 гектара почвы.

ѕервыми на место прибыли местные пожарные. ¬след за ними примчались сотрудники ѕоисково-спасательной службы региона и сотрудники √” ћ„— по „ел€бинской области. ќни организовали ограждение и охрану от посторонних места крушени€ до прибыти€ следственно-оперативной группы, а после оказывали им помощь в поисках фрагментов самолЄта и тел погибших.

– “уда никого и близко не пускали, всЄ закрывали сотрудники ‘едеральной службы безопасности, – вспоминает в разговоре с 74.ru местный житель ≈вгений. – ƒорога на –ощино была закрыта. ќбломки самолЄта ещЄ с трассы были видны, напротив элеватора «ћакфы». ќн горел, в небе огромный чЄрный столб дыма был. Ћюди, живущие в коттеджах неподалеку от места катастрофы, рассказывали, что у них дрожали стекла, когда самолет ударилс€ о землю.

»скать тела погибших, документы, фрагменты самолета по всему полю спасател€м пришлось до утра. Ќа помощь им прислали курсантов летного училища и учебного центра ‘едеральной противопожарной службы. –аботы шли несколько дней.

—пасатели несколько дней собирали фрагменты самолЄта и тел погибших
—пасатели несколько дней собирали фрагменты самолЄта и тел погибших

√лава региональной противопожарной службы √еннадий ¬едерников в то врем€ работал первым заместителем руководител€ √” ћ„— по „ел€бинской области. ќн возглавил группу федеральных сил министерства чрезвычайных ситуаций и помогал организовать доступ следователей к останкам тел погибших членов экипажа јн-12.

– —ложнее всего в эмоциональном плане было тем, кто работал на месте трагедии сразу после крушени€ и до утра, – рассказывает он. – Ќа следующий день прибыла комисси€ из ћосквы. ѕомню, выдавали им резиновые сапоги, чтобы можно было ходить по полю. —лава богу, что самолЄт упал в чистом поле и не нанес урона ближайшим домам и заводу. ≈сли бы он с большей высоты падал, возможно, были бы другие последстви€.

√еннадий ¬едерников возглавил группу сил ћ„— на месте крушени€ јн-12
√еннадий ¬едерников возглавил группу сил ћ„— на месте крушени€ јн-12

√руппу спасателей, оперативно брошенную на ликвидацию последствий авиакатастрофы, по стечению обсто€тельств собрали за несколько часов до крушени€ самолЄта. ¬ тот вечер на хребте “аганай они должны были искать потер€вшихс€ туристок. —разу после сообщени€ о падении јн-12 вместо леса их отправили на поле в –ощино.

—тарший смены ѕоисково-спасательной службы региона »ван Ўвец оказалс€ в числе первых прибывших на место трагедии.

– Ќа крушение самолЄта мы ехали впервые.  ак это всЄ выгл€дит, никто не знал, – вспоминает спасатель. – ћы ехали и думали, найдЄм или нет то место, куда упал самолЄт. Ќо ещЄ на трассе ћ-5, не сворачива€ к –ощино, заметили столб дыма. ј на обочинах дороги за происход€щим наблюдали автомобилисты.

ѕо данным ћј , во врем€ полЄта у јн-12 отказали два двигател€
ѕо данным ћј , во врем€ полЄта у јн-12 отказали два двигател€

Ѕольше всего, по словам »вана Ўвеца, в тот день запомнились масштаб катастрофы и плохие погодные услови€, в которых пришлось работать.

– ’одить по полю было практически невозможно. ћоросил дождь, и там така€ гр€зища была – ноги прилипали, вытащить невозможно. ” кого-то даже при попытке выт€нуть ногу сапог в гр€зи осталс€, – рассказывает он. – ‘рагменты самолЄта были раскиданы на очень большой площади. ќбойти всЄ это сразу было сложно. ” нас была задача искать пострадавших. Ќо там металл-то был в клочки порван и по всему полю рассе€н! ѕоэтому, как это ни печально, искали мы фрагменты тел, а также черные €щики, обознача€ их вешками. Ќочью фонар€ми подсвечивали территорию. ’отели сначала фарами подсветить, но на поле даже на уазике не смогли проехать – побо€лись просто посадить его там.

—пасатель »ван Ўвец одним из первых оказалс€ на месте трагедии
—пасатель »ван Ўвец одним из первых оказалс€ на месте трагедии

— пол€ расследование перенесли на территорию чел€бинского аэропорта. ƒл€ этого фрагменты самолЄта нужно было последовательно загрузить в машину и доставить в Ѕаландино.

– ќстанки самолЄта аккуратно разрезали, стропили, с помощью автокранов загружали в машины таким образом, что в аэропорту куски смогли снова разложить дл€ комиссии, – рассказывает начальник мобильного поисково-спасательного отр€да ѕ—— области Ёдуард Ѕахарев. – ‘рагменты были крупногабаритными и нестандартными, они не помещались ни в одну машину. “олько кабина у јн-12 высотой в два этажа. ѕоэтому работа была трудоЄмкой. Ќужно было грамотно всЄ распилить, остропить, подн€ть. ѕри подн€тии эти куски разрушались.

ѕо данным авиакомиссии, уровень износа упавшего јн-12 на момент катастрофы составл€л почти 98,5%. —амолЄт был выпущен в марте 1968 года и пережил шесть ремонтов, последний из которых прошЄл в 1992 году. «а 40 с небольшим лет эксплуатации авиасудно отлетало 42 тыс€чи 817 часов из максимально допустимых 43,5 тыс€чи часов и выполнило чуть более 14,8 тыс€чи посадок из возможных 15,2 тыс€чи. ƒо списани€ «на пенсию» этому самолЄту оставалось три мес€ца.

Ќа место крушени€ јЌ-12 прибыл глава –остранснадзора √еннадий  урзенков
Ќа место крушени€ јЌ-12 прибыл глава –остранснадзора √еннадий  урзенков

“рагеди€ под „ел€бинском заставила –остранснадзор пересмотреть отношение к мелким авиаперевозчикам с воздушным парком менее п€ти судов. –уководитель ‘едеральной службы по надзору в сфере транспорта √еннадий  урзенков, вылетевший на место крушени€ по поручению министра транспорта »гор€ Ћевитина, тогда за€вил о сокращении количества таких компаний.  роме того, на всех самолЄтах типа јн-12 перед полетом стали особенно тщательно провер€ть электросеть.

ѕозже, проанализировав действи€ пилотов разбившегос€ јн-12, авиационный комитет признал их адекватными и профессиональными.

– Ќа јн-12 отказ четвертого мотора не шутки. Ёто же «мускулолЄт», даже исправный, – комментирует событи€ штурман аналогичного авиасудна. – ѕри отказе без удачного флюгировани€ его может и перевернуть. Ќа автопилоте с отказом он не летает. “ак что парни летели и заходили врукопашную с серьезным отказом. ћоЄ им уважение.

Ўтурман компании «„елјвиа» ¬иктор Ѕагин считает, что трагедии можно было бы избежать, если бы самолЄт не зацепил провод ЋЁѕ.

– ѕроблема была в серьЄзном отказе на самолЄте, в результате осталс€ один двигатель, – комментирует ¬иктор Ѕагин. – ѕогода была отвратительна€, сложные услови€, плоха€ видимость. ќни уже развернулись, чтобы сесть в Ѕаландино, но маленько не хватило им ни высоты, ни скорости. ¬еро€тно, они предполагали, если не дот€нут, посадку в поле. » она бы получилась, если бы самолЄт при плохой видимости не задел контактный провод высоковольтной линии.

¬ 2009 году указом президента экипаж разбившегос€ јн-12 посмертно награждЄн ќрденом ћужества
¬ 2009 году указом президента экипаж разбившегос€ јн-12 посмертно награждЄн ќрденом ћужества

¬ 2009 году указом президента за мужество и профессионализм, про€вленные при исполнении служебного долга в экстремальных услови€х, пилот-инструктор 1 класса јнатолий —ережкин, второй пилот 2 класса јлексей ¬олков, штурман-инструктор ќлег —евасть€нов, бортмеханик јлександр ѕашков, бортрадист ¬иктор “юменцев, бортрадист ёрий Ѕогдан, бортоператор јндрей ћакаров, инженер ёрий “юков и инженер √ригорий Ѕондаренко посмертно награждены «ќрденом ћужества».

ћедали вручили семь€м дев€ти погибших сотрудников авиакомпании «ћоскови€»
ћедали вручили семь€м дев€ти погибших сотрудников авиакомпании «ћоскови€»

– Ёкипаж јн-12 в услови€х задымлени€ кабины при последовательных отказах систем, приборов и двух двигателей, выйд€ из облаков на высоте около 100 метров, сделал всЄ возможное, чтобы отвести самолЄт от столкновени€ со здани€ми фабрики «ћакфа» и строени€ми жилого поселка –ощино „ел€бинской области, – подчеркнул министр транспорта »горь Ћевитин, вруча€ награды семь€м погибших.

«а полгода до этого на месте крушени€ самолЄта вблизи посЄлка –ощино установили пам€тник героически погибшему экипажу јн-12.

Ќа месте крушени€ јн-12 спуст€ год установили пам€тник
Ќа месте крушени€ јн-12 спуст€ год установили пам€тник

ќтметим, авиакатастрофа породила в „ел€бинской области множество слухов. “ак, со ссылкой на неофициальные источники обсуждалось, что јн-12 был перегружен, и на его борту помимо членов экипажа находились четыре инкассатора, которые перевозили крупную сумму денег дл€ √ознака. ѕосле крушени€ эти деньги €кобы пропали. —амолЄт действительно перевозил спецгруз, но на момент вылета из чел€бинского аэропорта был пустой. Ќа сегодн€ подтверждено, что 9,5 тонны специального груза он доставил из аэропорта Ѕыково в „ел€бинск, а в ѕермь перегон€лс€ порожн€ком.

ƒобавим, на сегодн€ участок земли, который когда-то оказалс€ загр€знЄн разлившимс€ топливом, вновь распахивают и активно засеивают. ѕравда, сам совхоз «Ќовое поле», которому он когда-то принадлежал, в 2012 году ликвидирован из-за банкротства. јвиакомпани€ «ћоскови€» в 2011 году также объ€вила себ€ несосто€тельной и прошла процедуру банкротства.