RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

ю-в.

748мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Игорь Лопаткин, заместитель главы администрации Челябинска по социальному развитию: «На то мы здесь и сидим, чтобы помогать людям»

Игорь Лопаткин, заместитель главы администрации Челябинска по социальному развитию: «На то мы здесь и сидим, чтобы помогать людям»

Всего несколько месяцев назад Челябинск знал Игоря Лопаткина как директора драматического театра имени Наума Орлова. При нем театр перестал быть убыточным. Еще раньше театралам хорошо был известен актер Игорь Лопаткин, который был занят во многих любимых зрителями спектаклях. Мы говорили с гостем нашей редакции о его новой жизненной роли – шесть месяцев назад Игорь Владимирович был назначен заместителем главы администрации города по социальному развитию.

«Дедовщины» не встретил

Ваше согласие работать в администрации Челябинска для многих стало сюрпризом. Легко ли было принять предложение?

– Приглашение и для меня было полной неожиданностью. Но я практически сразу согласился, потому что хорошо знаком с Сергеем Викторовичем Давыдовым и мне нравится работать с этим человеком.

Как вы познакомились?

– Сергей Викторович, что не может не радовать, очень любит театр. Он всегда приходил на все премьеры, и мы общались в антрактах после спектакля, я делился с ним проблемами. Сложности были и в связи с недофинансированием, и по привлечению внебюджетных средств. Он со вниманием ко всему относился и старался помочь.

Вы в команде мэрии – человек новый. Как вас встретили, не было дедовщины?

– (Смеется.) Да, команда сложившаяся. Причем здесь работают профессионалы высокого уровня. Когда меня представляли, я попросил помочь мне войти в курс дела. И первое время мне все помогали с открытой душой и хорошим отношением. Никто никогда не подшучивал надо мной, никакого пренебрежения я не встретил. Хорошо приняли.

Человеку творческому трудно влезть в «шкуру» хозяйственника?

– Эту «шкуру» я примерил еще в театре и, видимо, во мне увидели некий потенциал хозяйственника. А руководить большим театром, скажу, процесс очень непростой. Творческие люди – особая каста, где каждый считает себя талантливым, гениальным (и правильно считает), поэтому настроить такой коллектив так же нелегко, как самый сложный музыкальный инструмент – орган. Нужно уметь выслушать каждого, найти к каждому особый подход... Хотя мне было немного легче, чем человеку со стороны, возглавить драмтеатр, так как я с 15 лет работаю в этом коллективе. Я пришел в студию при театре, когда ее набирал Наум Юрьевич Орлов, и в этом коллективе вырос.

Вы – ученик Орлова, что заложил Наум Юрьевич в ваш характер, за что вы ему особенно благодарны?

– В первую очередь, порядочность. Еще он научил дорожить словом и отвечать за свои поступки. Поэтому я сегодня могу любому человеку смотреть в глаза, не испытывая стыда. Если не могу что-то сделать, не буду никогда этого обещать, не привык обманывать. Этому нас учил Наум Юрьевич.

До того как стать директором театра драмы, вы же бизнесом занимались?

– Зарплата актера не велика, и мало кто работает только в театре. Все стремятся подрабатывать. И я изыскивал такие возможности. Никакой работы не боялся. Недалеко от театра был магазин элитной итальянской мебели, когда приходили фуры, нас приглашали. И мы с репетиции по очереди бегали и разгружали мебель.

Как Наум Юрьевич к этому относился?

– Нормально. С пониманием.

Мэрия не конвейер

В должности заместителя главы администрации вы уже полгода. Что вам показалось самым сложным?

– Сначала эта должность меня напугала. Но чем больше я вникал в курс дела, тем больший интерес появлялся к этой работе. Здесь не конвейер, нет монотонности. Каждый день что-то новое, и к решению каждого вопроса нужен творческий подход. Ни одна ситуация не похожа на другую.

Самой большой отдачи требуют встречи с конкретными людьми, которые со своими бедами приходят ко мне на прием. Но эти затраты окупаются, когда ты видишь, что человек уходит удовлетворенный. По глазам это видишь. Стараемся каждому помочь, сделать все, что от нас зависит.

Помните, какой документ вы подписали первым, войдя в этот кабинет?

– Не помню, потому что меня ждала пачка бумаг. И так каждый день.

Нас сложно сравнивать с Москвой, где есть специальные соцпроекты. Но, возможно, и Челябинск когда-нибудь создаст такие проекты для ветеранов, пенсионеров?

– Все зависит от наполняемости бюджета – под одним «богом» ходим. Сергей Викторович ко всем нашим предложениям относится с интересом и вниманием, мы строим планы, разрабатываем программы, они принимаются. Если будут деньги – дай Бог, чтобы были, – то и культура не должна по остаточному принципу финансироваться, и бюджетные организации. Если финансовая ситуация позволит, то все программы, которые мы принимаем сейчас на будущий год, будут выполнены.

А проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны сегодня в городе закрыта?

– У нас сейчас есть несколько ветеранов, которые ищут вариант квартиры. Более того, социальный дом, который был для них построен, сегодня почти пуст. Перед юбилеем Победы ветеранам были предоставлены квартиры и они выехали из этого дома. На сегодня в социальном доме порядка 40 свободных квартир. Готовится постановление городской думы о расширении списка людей, которые, оказавшись в трудной ситуации, могли бы воспользоваться правом поселиться в этом доме. Те же погорельцы, ветераны труда... Уже проведено заседание социальной комиссии гордумы, где внесены предложения расширить список.

Какая, на ваш взгляд, социальная проблема требует незамедлительного решения в ближайшее время?

– Жилье для молодых семей. Эта программа создается на три года и сейчас мы завершаем работу над предыдущей программой. Молодым семьям предоставляются субсидии из трех источников – федеральный, областной и муниципальный – в размере 45% от стоимости жилья. Собрав необходимые документы, молодая семья может попасть в эту программу. В финансовом плане текущий год был трудным. В 2011-2013 годах финансовые потоки из трех источников будут в разы увеличены. В следующем году мы планируем включить в программу 170 семей.

Какие программы планируются в сфере культуры?

– Работники девяти ведущих творческих коллективов Челябинской области благодаря губернаторскому гранту получают дополнительные средства. Основываясь на этом опыте и понимая, насколько это важно, мы хотим разработать свой – муниципальный – грант для работников культуры.

Будут ли пересмотрены решения администрации Челябинска в пору кризиса, когда «Уральский диксиленд», биг-бэнд Станислава Бережнова перестали быть муниципальными?

– «Уральский диксиленд» сегодня работает под филармонией и относится к областному министерству культуры. Биг-бэнд Станислава Бережнова сейчас укрупняется, в него войдет оркестр автомобильного училища, и они станут ГУКом – самостоятельным подразделением, как оркестр «Малахит» Виктора Лебедева.

Изменится ли бюджет театра «Манекен» в сторону увеличения?

– Мы продолжаем финансировать «Манекен» согласно нормативным актам. Я не вижу ничего страшного в том, что этот театр стал финансироваться по общим правилам. «Манекен» работал без плана, в то время, как все театры страны работают по плану: есть определенное количество спектаклей, зрителей, премьер. Из этого складывается бюджетное финансирование. И привлечение внебюджетных средств – тоже плановые показатели. Сейчас «Манекен» в той же ситуации, в которой находятся все театры, – нужно зарабатывать деньги для того, чтобы ставить новые спектакли. Драмтеатр в мою бытность директором вообще не получал денег на новые постановки, а по плану мы должны были ставить пять больших спектаклей, детские и спектакли на малой сцене.

Труппе драматического нужна творческая жесткость

Сегодня у драмтеатра есть художественный руководитель, его пригласили вы. Почему выбор пал на Линаса Зайкаускаса?

– Мне его порекомендовали, и я начал с ним общаться через Интернет. Мы сначала переписывались. И он мне понравился творческой жесткостью, я бы так сказал. В театре нужна твердая рука. А потом он пригласил на свою премьеру в Польшу. Я увидел, как он проводит репетиции, пообщался с актерами, они отзывались очень хорошо о Линасе. Мне также очень понравилось, что на премьеру его спектакля приехали художественные лидеры из Польши, Словакии, Чехии, Германии. Это характеризовало его как творческого организатора. Таким образом, мы перешли ближе к делу – начали оговаривать условия контракта. Сошлись в цене.

Он оказался человеком скромным?

– Наверное, ему хотелось большего. Но с меня трудно получить больше, пока я не увижу, как человек проявит себя здесь. Мы заключили контракт на год, через год должны были все посчитать: сколько денег ушло на постановки, сколько получено прибыли... Если нас все устраивает, то контракт продлевается еще на год.

Это коммерческий подход к искусству?

– А как без этого?

Сегодня актеры драматического театра не приходят в этот кабинет, чтобы поплакаться в жилетку?

– Я бываю у них на репетициях. И мне нравится, как Линас их ведет. Он все делает правильно, труппа за время отсутствия худрука подраспустилась, ему по силам собрать ее.

А премьеры уже посмотрели?

– «Кавказский меловой круг» я смотрел несколько раз. Первый раз в театре у Михаила Исааковича Рабиновича – худрука Уфимской русской драмы, которого очень уважаю и считаю своим старшим другом. Когда я принимал театр, то ездил к нему частенько за советом. В Уфе этот спектакль также поставлен Линасом Зайкаускасом. Потом смотрел его постановку на дисках. И вот теперь – на нашей сцене. Это европейский театр. Он трудно продаваем. Но такой спектакль в репертуаре должен быть обязательно и, на мой взгляд, такие работы очень дисциплинируют труппу. Сейчас должен приехать московский критик, отсмотреть три премьеры в постановке Линаса и дать оценку.

А вам не хотелось бы сохранить за собой какую-нибудь роль на сцене драмтеатра?

– Не теребите больное. Мне хотелось остаться хотя бы в одном спектакле. К примеру, в «Вишневом саде» на малой сцене. Я работал в нем более 10 лет. Но мне был задан вопрос: «Как ты себе это представляешь»? И действительно, как? У меня ненормированный рабочий день, в любой момент я нужен здесь. Театр не может подстраиваться под меня, отменить спектакль невозможно.

Как родилась идея посадить в Челябинске вишневый сад?

– Она давно проговаривалась. А потом я пришел в администрацию, и идея стала общей. Написали положение, связались с Горзеленстроем. Надо было правильно выбрать место, с учетом состава почвы, чтобы деревья прижились и были под защитой. В конечном итоге вишневый сад появился в парке Победы. Вишни посажены в самом центре сада и хорошо защищены другими деревьями от вымерзания. Мы же посадили не тычки маленькие, а настоящие деревья – более двух метров каждое. И организационно прошло все замечательно – собрались все театры, все друг друга увидели. Я с дочерью приехал на это мероприятие. У нас ежегодно выделяются деньги на озеленение парков, скверов, газонов, и мы продолжим эту традицию – каждое культурное учреждение города сможет разбить свой скверик и ухаживать за ним.

У оперного театра был сиреневый садик, но его вырубили, а теперь вообще урезали, чтобы расширить улицу Труда. Никто из горожан не возмущался?

– Нет, горожане же понимают, в связи с чем это делается. Здесь не только этическая сторона присутствует, но реалии жизни – дороги-то надо расширять, город растет и число автомобилей тоже. Это необходимость.

О «мороженом» и хлебе насущном

Сейчас много говорят о переносе органа из храма Александра Невского. У вас есть свое отношение к проблеме?

– Как говорят: время разбрасывать камни и время вставлять их в оправу. Это к тому, что в свое время отобрали имущество у церкви – теперь надо иметь мужество его вернуть. Как бы сложно и дорого это не было. Храм был построен на народные деньги. Пусть это здание снова выполняет свое первоначальное предназначение.

Не так давно губернатор предложил менять имидж области по всем направлениям. Перед вами какая-то задача в связи с этим была поставлена – изменить имидж Челябинска?

– В первую очередь это развитие туризма, мне кажется. Город промышленный, и никуда от этого не деться. Но у нас есть что показать гостям. Нужно над этим работать. Любые мероприятия – городские, областные – мы обсуждаем вместе, смешиваем бюджеты, чтобы получилась конфетка. Нет, конечно, предела совершенству, но по-моему День города с каждым годом становится все интереснее. Это тоже работает на имидж.

Чем нынче удивит челябинцев новогодний ледовый городок?

– Конкурс прошел. Выбрана, на мой взгляд, самая интересная идея – знаменитая сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ждать ее реализации осталось недолго, вот тогда все и увидят много нового и удивительного.

В Перми уже много лет проводится международный конкурс ледяных скульптур – из Канады приезжают художники, из Финляндии. Может быть, нам что-то подобное провести? Громкие культурные проекты намечаются?

– Предложений много, но они очень затратны. На федеральном уровне существуют нацпроекты: жилье, медицина, транспорт, дороги, культуры нет... В Свердловской и Тюменской областях, Пермском крае на региональном уровне существует проект «Культура», они могут себе позволить все, что угодно. У нас этого нет и приходится выбирать – либо «мороженое», либо хлеб насущный.

То есть в региональном масштабе пока не предполагается грандиозных культурных проектов?

– Грядет 90-летие драматического театра. Это театр с богатой историей, у которого друзья есть по всему миру. Хочется отметить юбилей с размахом, но все будет зависеть от наличия финансов.

Если команда городской администрации поменяется, и вы останетесь не у дел, вернетесь в театр?

– Можно было бы сказать: нельзя войти в одну воду дважды или что-то в этом роде. Но жизнь покажет.

Какая роль для вас в театре была самой дорогой?

– Андрей Белугин в «Женитьбе Белугина», десять лет мы этот спектакль играли. Характер мой и героя удивительно совпали. К тому же это была постановка Наума Юрьевича, любая работа с которым была праздником.

Не кажется вам, что особенная любовь к этому художнику мешает труппе принять любого другого режиссера и другого худрука?

– Есть такое. Поэтому я сказал Линасу Зайкаускасу: ты должен строить свой театр, свою труппу, свое театральное архитектурное произведение. Нельзя реанимировать то, что прошло. Должна остаться благодарная память в умах, в сердцах, в истории. Но жизнь театра должна продолжаться. Ведь и Наум Юрьевич в свое время перевернул челябинский театр. Его первой работой был спектакль «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», который тогда взорвал Челябинск.

Вы были актером, администратором театра и сейчас вы чиновник. Какая ипостась вам ближе?

– Мне везде было интересно. И здесь особенно – каждый новый день не похож на предыдущий.

Искусством перевоплощения пользуетесь в новой должности?

– Никогда.

«Кризисных квартир» будет больше

Не так давно во Владимирской области у вполне нормальных, не пьющих и трудолюбивых родителей отобрали детей – двойню. И поместили в детский дом. Потому что был еще старший ребенок, а жилплощадь – комната в общежитии – была маленькой. Скажите, в Челябинске возможно такое?

– Кошмар какой-то. Ни в коем случае!

Что бы вы предприняли, чтобы разрешить такую ситуацию?

– Все возможное, чтобы дети остались с родителями. Мы недавно открыли кризисный реабилитационный центр на улице Российской для мамочек, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Это пилотный вариант, чтобы посмотреть – будет ли востребован.

Сколько уже человек прошло через этот центр?

– С июня, когда он был открыт, около 30 человек. Будем открывать такие центры, квартиры в других районах города, чтобы у женщин не только появилась возможность обрести крышу над головой, но и решить проблемы с документами, трудоустроиться. Им будут помогать соответствующие специалисты. На то мы здесь и сидим, чтобы помогать людям.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления