RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

0 м/c,

749мм 39%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Алексей Пелымский, генеральный директор Челябинского концертного объединения: «Мы сняли проблему дефицита афиши, и публика несколько расслабилась»

Алексей Пелымский, генеральный директор Челябинского концертного объединения: «Мы сняли проблему дефицита афиши, и публика несколько расслабилась»

16 лет Челябинск жил без филармонического концертного зала, которому в уходящем году исполнилось 60. Но сегодня он есть, и афиши удивляют обилием звезд мирового масштаба. Однако филармонические волнения не утихают. Горожан теперь беспокоит переезд зала камерной и органной музыки в здание бывшего кинотеатра «Родина». О достижениях и проблемах уходящего 2010-го года, о проектах на будущее мы говорили с гостем нашей редакции – генеральным директором Челябинского концертного объединения Алексеем Пелымским.

Юбилеи-2010

Алексей Николаевич, какое событие уходящего года считаете центральным для концертного объединения?

– Их несколько. Самыми знаковыми гастролями считаю приезд Лионского балета в Челябинск. Нашими значимыми внутренними событиями – юбилеи концертного зала имени Прокофьева и ансамбля танца «Урал». В рамках своего 30-летия этот коллектив многое сделал – состоялись успешные гастроли «Урала» в Америке, Канаде, Испании. Мы выпустили к юбилею книгу «Сказ об «Урале». Сейчас коллектив находится в очень хорошей творческой форме. О том, что он занимает достаточно сильную позицию не только в России, но и в мире, говорит тот факт, что в будущем году, в октябре, в Челябинске пройдет конгресс руководителей фольклорных организаций мира. Это ежегодный конгресс, но в России он будет проведен впервые. И Челябинск был избран, потому что ансамбль танца «Урал» прекрасно зарекомендовал себя в Италии, в Чехии... на всех фестивалях за рубежом. Недавно в Италии я встретился с президентом международной фольклорной организации, и мы обговаривали проведение конгресса в Челябинске в рамках нашего фестиваля «Синегорье».

Вопрос финансирования этого мероприятия уже решен?

– Когда проект обсуждался в министерстве культуры, у вице-губернатора и губернатора Челябинской области, он был признан достаточно сильным. Такой проект будет позиционировать Челябинскую область не только в России, но и за рубежом, поэтому вопрос финансирования был решен. Вопрос финансирования из федерального бюджета также решен. Думаю, событие это будет знаковым в будущем году.

А концертному залу в этом году исполнилось 60 лет. Вы стали генеральным директором ЧКО после реконструкции зала, трудно было вернуть зрителей в филармонию?

– То, что 16 лет зал находился на реконструкции, конечно, ужасно. Когда мы его открыли, пригласили на гастроли Елену Образцову, Иосифа Кобзона... Думали, народ хлынет, зал будет битком. Мы ошиблись. Около трех лет понадобилось, чтобы восстановить у челябинцев интерес к филармоническим концертам, приучить горожан к мысли, что зал вновь существует. Только последние полтора года мы вышли на заполняемость зала на 80–95 процентов, до этого было 40–60. 16 лет! Потеряно целое поколение, которому не привили слушательскую культуру. Это же культурологическая трагедия в рамках Челябинской области. Сейчас уже можно сказать, что зал вновь раскручен, он в хорошем состоянии, о чем прекрасно заботится его директор Галина Анатольевна Братышева. Это не только концерты, в зале работает художественная галерея «Гармония», проведено множество выставок. Сейчас готовится к выпуску каталог галереи, очень стильный.

Но трамваи вам по-прежнему не дают жить спокойно. Говорят, из-за трамвайного движения начали появляться трещины в стенах?

– Деформация однозначно есть. И нельзя в зале сделать никаких записей. Когда устанавливают профессиональную записывающую аппаратуру, любая помеха улавливается сразу. А если музыка тихо звучит, то и зрители явственно слышат грохотание трамваев. Там и подушки пробовали ставить на стыках рельсов, чтобы не было перепадов – ничего не помогло. Сейчас, когда трамвайные пути перенесли, ситуация немного улучшилась.

Много было разговоров об акустике зала, музыканты довольны?

– Реконструкцию зала курировал замечательный архитектор Евгений Александров, который учел все, что можно было учесть, в том числе и акустику. Она была сохранена. Кто к нам ни приезжает, все говорят, что она идеальна. Этому способствует и стекло, которым засыпано пространство между потолком и крышей.

Разве его не свезли на свалку во время перестройки зала?

– Нет. И даже добавили. Сегодня другая проблема у зала – он маловат для миллионного Челябинска. Нужен нормальный концертный зал на 1200–1500 мест. И разговоры о строительстве такого зала идут. Но это случится не сегодня и не завтра. Надо дождаться окончания строительства зала камерной и органной музыки, а потом будем говорить о большом зале. Губернатор Михаил Юревич при встрече с Александром Калягиным правильно говорил, что зал у нас хороший, но стоит не на месте – нет ни подземного перехода к нему, ни парковки. Эти проблемы также будут решаться, но уже в ближайшем будущем.

По принципу бабы Яги

Темой органного зала вас уже замучили?

– Этот вопрос все и везде задают. Возможно, решение было принято поспешно. Но этого требовали решения на федеральном уровне. Мое субъективное мнение – патриархии было обещано решить вопрос о передаче храма Александра Невского церкви, поэтому надо обещание выполнять.

Не проще ли было построить для органа новый зал?

– Мы изначально говорили о строительстве нового зала. Но это потребовало бы еще большего времени, чем реставрация бывшего кинотеатра «Родина». Потому что необходимо было бы выбрать земельный участок, причем не на окраине города, а в центре, чтобы всем районам было удобно приезжать, равноправно пользоваться таким серьезным культурным заведением. Затем надо было бы подготовить проектно-сметную документацию... Этот подготовительный процесс затянулся бы года на два-три и даже на четыре. А потом еще нужно было бы построить. Думаю, что из всех зданий, которые нам предлагали для зала камерной и органной музыки, кинотеатр «Родина» – самое подходящее. Место идеальное. На сегодня однозначно решен вопрос финансирования его реконструкции. И речь не идет о том, чтобы только впихнуть орган в существующее здание. Надо увеличить его параметры, будем это делать. Главная задача – сохранить все необходимые для инструмента нормы. Сейчас мы ждем из Германии полное развернутое заключение по новому помещению. Исходя из него можно будет определяться с проектной организацией и начинать реконструкцию. Вопрос тоже долгий.

Насколько долгий?

– Мы планируем, но это гипотетически, завершить реконструкцию к осени 2012 года.

Церковь не будет торопить?

– Подписаны договоренности, что мы будем в храме Александра Невского проводить в полном объеме все свои мероприятия, все концерты до момента переноса органа. Как мы планировали на сезон вперед концертную афишу, так и планируем. Но наряду с нашими мероприятиями церковь будет проводить службы три-четыре в месяц. И мы никак не будем мешать друг другу. Самое главное, у нас нет разногласий – между православной церковью и концертным объединением, – у нас нормальные рабочие отношения.

А как складываются отношения с противниками переноса органа?

– Мое личное мнение – можно за что-то бороться, если последуют определенные результаты. Но когда вопрос решен на всех уровнях, когда найден выход и все готовы помогать, какой смысл бороться? Ведь никто же не говорит, что сейчас орган разберут, упакуют в ящики и спустят в подвал. И никто не ограничивает нас в средствах на реконструкцию другого здания. Нам дают здание в центре города и все необходимые затраты на его нормальную реставрацию готовы покрыть. Мне понравилось то, что сказал президент ЮУрГУ Герман Платонович Вяткин, когда был на юбилее нашего концертного зала, он, кстати, входит в общественный совет по переносу органа. Он сказал очень верно, что справедливость должна была восторжествовать – не сейчас, так лет через 10-15. Мы отобрали у церкви ее имущество, и необходимо было его вернуть. И правильно, что сегодня это происходит цивилизованно. И еще он добавил, что сейчас сделаем зал органной и камерной музыки, а затем наступит время, когда мы все-таки построим новый концертный зал, потому что он необходим.

Чтобы не арендовать для концертов оперный театр?

– Конечно. Поэтому я смысла не вижу в противостоянии переносу органа. Либо эти люди себя хотят показать, либо это происходит от непонимания вопроса. Либо они действуют по принципу «а баба Яга против»!

«Родины» не будет

Название «Родина» сохранится?

– Думаю, что нет.

В России много органных залов?

– Полноценных, как у нас, мало. Много органов втиснуто в систему филармонических концертных залов, как в Екатеринбурге, Тюмени... ну, и в костелах.

Вместимость зала в «Родине» будет меньше?

– Меньше однозначно не будет, но пока какие-либо цифры называть сложно. В новом зале мы планируем, правда, немного расширить сцену. Это важно, потому что для многих камерных коллективов прежняя была маловата.

Кто будет архитектором нового зала камерной и органной музыки?

– Буквально на днях решился вопрос с покупкой здания, и я написал письмо в минпром, что прошу передать здание кинотеатра «Родина» в оперативное управление Челябинского концертного объединения для создания зала камерной и органной музыки. Как только здание будет юридически оформлено на ЧКО, будет объявлен конкурс на подрядчика, и тогда все будет ясно с архитектором. Им мы и будем выдвигать свои требования.

Ходят слухи, что вы планируете в ближайшем будущем создание симфонического филармонического оркестра. Так ли это?

– Мы уже начали над этим работать. Это давняя мечта – наша и союза композиторов. В челябинской филармонии был когда-то симфонический оркестр, который передали театру оперы и балета. Но сегодня в миллионном городе должен быть не только репертуарный, как в оперном, а нормальный симфонический оркестр. Надеюсь, что с приходом новой губернаторской команды этот вопрос решится. Могу сказать, что мы всегда получаем позитивную реакцию на наши предложения. Я не говорю, что это будет завтра или послезавтра, симфонический оркестр невозможно создать в несколько дней. Его нужно формировать постепенно. Сейчас мы уже начали работать как филармонический оркестр. Что мы делаем? Есть камерный оркестр «Классика» – штат 25 человек, и когда нам нужен большой оркестр, мы добираем музыкантов из других коллективов. А чтобы уже сегодня формировать интерес горожан к симфонической музыке, мы называем его филармоническим. (Смеется.) Продвигаем бренд. Думаю, в 2012 году приступим к формированию филармонического оркестра. Все можно сделать, но постепенно, поступательно.

Музыкальный театр как проект

И еще ходят слухи, что в недалеком будущем филармония будет преобразована в музыкальный театр?

– Нет, вопрос стоит не так. Как можно филармонию превратить в музыкальный театр? Это неправильно и глупо. Филармония – это синтез разных жанров. Есть хор Михальченко, есть ансамбль «Урал», солисты, исполнители, органисты... Достаточно мощная база. О чем идет речь? Мы начали ставить мюзиклы. Во-первых, это дополнительная загрузка наших работников, во-вторых, новый толчок к развитию, в-третьих, это востребовано, потому что в городе нет музыкального театра...

Правда, что на мюзикл «Кировка» сегодня невозможно билеты купить?

– Да, там все очень хорошо. Без ложной скромности. (Смеется.) Пока в городе нет музыкального театра, мы решили на базе филармонии развивать проект «Музыкальный театр в рамках филармонии». А чтобы создать театр, нужна колоссальная подготовка. Не только артистов надо готовить, но и зрителей. Это время, думаю, долго еще не придет. Но делать музыкальные проекты на чьей-то базе можно уже сегодня, и это правильно. Если со временем появится еще и новый концертный зал с хорошей площадкой, звуком, светом, с хорошим количеством мест для зрителей, это вообще будет замечательно. Ведь народ сегодня избалован всеми техническими новшествами. Нельзя человека просто привести, посадить на стул и что-то показать, необходимо много всего, чтобы заинтересовать зрителя. Приходится в ногу со временем идти.

Что намечается вслед за мюзиклом «Кировка»?

– Кстати, авторы этого мюзикла – Константин Рубинский и Владимир Ошеров – получили госпремию правительства Челябинской области. А сейчас Татьяна Шкербина написала музыку к детскому спектаклю «Дюймовочка», Константин Рубинский сочинил совершенно замечательное либретто, и мы уже работаем. В феврале планируется премьера мюзикла «Дюймовочка».

Вновь будет кастинг актеров?

– Нет, уже все определены. Это наши солисты и ведущие солисты оперного театра: Наталья Воронкина, Артем Крутько... Сильный будет состав. И музыка потрясающая. Хороший музыкальный детский проект.

Кто шьет костюмы?

– Костюмы гениальные, всего их будет 186. Автор – художник из Петербурга, режиссер – лауреат «Золотой маски» Сюзанна Цурюк – тоже из Петербурга. Она ставила у нас «Аркаим». Художник по свету – из Москвы. Единственное, чего не будет в этом мюзикле, – декораций. Там все играется на костюмах. Увидите, это очень необычно. Конкурс на изготовление костюмов выиграла екатеринбургская фирма, которая профессионально занимается именно театральными костюмами. Мы здесь раскидать заказы не смогли, потому что объем большой, все сказали – не потянем. Думаю, что не только для Челябинска этот проект сильный, мы его двинем на фестивали обязательно. Это будет также событием года будущего.

У вас, наверное, и «Аркаим» хорошо продается?

– Немножко слабее. Хотя в этом году зритель уже лучше идет. В 2010-м вообще отмечен большой зрительский подъем по кассе. То есть люди привыкли, что в городе есть филармонический зал. Мои друзья, например, посмотрели «Аркаим» – были в восторге, позвали своих знакомых, и пошло... Сарафанное радио иногда лучше срабатывает, чем огромные растяжки на стенах филармонии. То же самое произошло и с «Кировкой». В мюзикле было много людей извне задействовано. На них пришли посмотреть мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, знакомые, знакомые знакомых... Слух разнесся. И тема «Кировки» заинтриговала, и проект интересный.

Публика обкушалась

Кого из гастролеров ждать в будущем году?

– В этом году мы выиграли в конкурсе проекта «Год Франции в России» и привозили на Урал Лионский балет. Недавно приезжал консул Франции в Екатеринбурге, атташе по культуре и выразил благодарность за организацию гастролей на самом высоком уровне. А несколько недель назад окончательно принято решение по проекту «Год Италии в России и России в Италии». На этот раз нам доверили организацию гастролей итальянского фольклорного коллектива. У нас они будут в октябре 2011 года. Мы их повезем также в Тюмень, Пермь, Новосибирск и Салехард.

Большие музыкальные проекты планируются?

– Следующий год будет богат симфоническими концертами. Мы очень долго добивались гастролей оркестра под управлением Михаила Плетнева, и наконец нам повезло. Это один из самых сильных коллективов на сегодняшний день.

Скандал не помешает?

(Смеется.) Только подогреет интерес публики. У нас будет также маэстро Гергиев в рамках ежегодного Пасхального фестиваля, это его второй приезд в Челябинск. На весну намечен также большой фестиваль музыки под патронажем губернатора Челябинской области. Руководитель проекта – Дмитрий Коган, он и вышел с инициативой. Есть хорошее предложение по фестивалю камерных оркестров. Если он состоится, то будет первым в России.

Филармония вернулась к воспитанию своей публики?

– Несколько лет назад мы открыли программу «Уроки музыки», сейчас делаем до 800 концертов в год. Выходим во все школы, это совместный проект с городским управлением образования. Билеты копеечные. Иногда они приходят к нам, но в основном это выезды в школы. Пусть не все станут поклонниками музыки, но если из 100 человек 20 потом будут приходить на концерты в филармонический зал – это уже победа.

Джазовый фестиваль весной намечается?

– Да, вопрос финансирования решился. Еще из крупных проектов – фестиваль «Синегорье», о котором я говорил. И конечно, приглашены на гастроли известные пианисты – Борисоглебский, Березовский... То есть будет сильная сольная программа и джазовый абонемент.

Вы не закормите публику?

– Есть такой момент. Не было долго в городе концертов симфонической музыки, и когда к нам поехали знаменитые оркестры, народ валом повалил. А теперь иногда чувствуем – обкушался уже. Люди почему-то считают, что раз сходил на Гергиева, и достаточно. Или: ничего страшного – сегодня не схожу, так в следующий раз. То есть публика поняла, что мы сняли проблему дефицита афиши, и несколько расслабилась.

Есть друзья и партнеры

Вы начали выпуск дисков ваших коллективов. Для чего это нужно?

– Это серьезный вклад в будущее. Вот записали мы диск «Петя и Волк» в исполнении камерного оркестра «Классика» и актера Александра Филипенко – и это уже не местечковый проект, это работает на имидж нашего концертного объединения и нашего региона в рамках Федерации. Есть Артем Крутько – наш гений, и мы с ним уже два диска записали – с Владимиром Хомяковым (орган) и с оркестром «Классика». Это тоже значимый капитал.

Иногда возникает впечатление, что филармония резиновая. Вы всех принимаете под свою крышу. Хватает ли площадей?

– Мы заинтересованы в насыщении коллективами. Филармония на то и существует, чтобы здесь существовала мощная концентрация самых разных коллективов. А площади... Потому и говорим о необходимости строительства большого зала.

Как будет решена проблема автомобильной стоянки для слушателей филармонии?

– Вопрос решается в администрации города и правительстве области. Речь также идет о безопасности наших зрителей. В будущем году все-таки будет строиться подземный переход от Кировки к филармонии. И планируется строительство парковки, пока не могу точно сказать где. Но думаю, проблему мы решим.

Чем радуете детей под Новый год?

– У нас яркая музыкальная сказка «Спящая красавица» с ансамблем танца «Урал». Все билеты проданы. Мы не повторяем старых спектаклей, каждый год у нас что-то новое. И спектакль ставим специально для новогодних праздников. Отыграли и больше его уже не повторяем. Политика такая, конечно, затратна, но новизна привлекает людей, и это окупается.

Раньше все знали, что Алексей Пелымский – человек театра. А теперь вы – человек вечного праздника?

(Смеется.) Нет, я по-прежнему безумно люблю Камерный театр, это же детище мое. Но теперь люблю и филармонию.

У филармонии есть свой совет попечителей?

– Мы пытались его создать, но проблема в том, что он, как правило, образуется вокруг сильной личности типа Владимира Спивакова. Пока мы не проводили переговоров с такой личностью, но будем это делать. Но у концертного объединения есть хорошие надежные друзья и партнеры, с которыми мы работаем. Это и «Мегафон», и «Люкс-вода», и другие компании... А попечительский совет все-таки лучше создавать под конкретные проекты. Вот сейчас будем оркестр создавать, нужны будут попечители. На днях мне позвонили из Германии, моя сокурсница. Она дружит с сыном Сергея Прокофьева. Поеду с ним знакомиться. Из этого может получиться гениальный проект – фестиваль или конкурс имени Сергея Прокофьева на площадке челябинской филармонии. Если мы это сделаем, будет замечательно для имиджа всей Челябинской области.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления