„ел€бинец оседлал параплан
„ел€бинец оседлал параплан

¬с€ его жизнь св€зана с высотой. ≈вгений јхметов работал на крановом участке и «¬ысоте 239», а в свободное врем€ предпочитает парить в облаках — летать на параплане. 74.ru продолжает серию публикаций о заводчанах „ел€бинской области, их трудовых будн€х и хобби.

≈сли вы знаете интересных людей, работающих на чел€бинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Ќесуровый „ел€бинск».

„ел€бинец улетел в облака

  «¬ысотна€» работа

Ќа „ел€бинском трубопрокатном заводе ≈вгений јхметов успел поработать в разных подразделени€х — от электрика в трубосварочном цехе №6 до начальника кранового участка и энергетика на «¬ысоте 239».

¬первые на завод ≈вгений пришел еще в прошлом веке
¬первые на завод ≈вгений пришел еще в прошлом веке

ѕервое образование — наладчика радиоэлектроники — он получил в 83-м училище. ѕозже окончил агроинженерный университет по специальности «инженер-электрик». » даже успел поучитьс€ на психолога в ё”р√”.

— Ќа завод пришЄл простым электриком. ѕотом стал мастером, электриком цеха, — рассказывает ≈вгений. — ¬ 2006 году мен€ позвали строить совершенно новый цех «¬ысота 239». “огда проект ещЄ прорабатывалс€ на бумаге.

Ќа «¬ысоте 239» начал работать еще до запуска цеха
Ќа «¬ысоте 239» начал работать еще до запуска цеха

“ак что в строительстве и запуске образца белой металлургии јхметов принимал непосредственное участие, в том числе работал начальником кранового участка. ѕозже его перебросили в первый цех — тот самый, с которого в 1942 году начиналс€ „“ѕ«.

— √лавной проблемой было помен€ть мышление самих работников, их отношение к производству и оборудованию, — говорит јхметов. — “ем более, что большинство сотрудников мне в отцы годились. Ќачали мен€ть окружающую обстановку. ¬о-первых, сделали нормальное освещение в цехе, во-вторых, навели пор€док. «аметные результаты € увидел, когда ушЄл с первого цеха. ≈сли приходил туда, все махали руками, приветствовали, по-доброму реагировали.

јхметов в ответе за электроэнергетику „“ѕ«
јхметов в ответе за электроэнергетику „“ѕ«

—ейчас ≈вгений јхметов в ответе за всю электроэнергетику „“ѕ« — и за бесперебойную работу электрооборудовани€, и даже за то, что не воврем€ гаснет отдельно вз€та€ лампочка.

— —тараюсь не сидеть в кабинете, а больше ходить по цехам, — говорит ≈вгений. — ƒаже если нет конкретной задачи, приезжаю с народом пообщатьс€, из первых уст услышать о возможных проблемах или нестыковках или наоборот рассказать люд€м о том, что предполагаетс€ сделать.

≈вгений стараетс€ чаще бывать в цехах
≈вгений стараетс€ чаще бывать в цехах

ѕо словам јхметова, зачастую люди в цехах и заводоуправлении живут, как в разных мирах. » это не какой-то злой умысел, а просто потому, что каждый решает свои задачи.

— ѕомню, когда-то сам, работа€ в цехе, получал задание сверху и порой говорил: «„его они там оп€ть придумали?» — смеЄтс€ ≈вгений. — Ќо когда ты в курсе всех ступеней, становитс€ пон€тней взаимосв€зь всех процессов.

 аждый день — новые вопросы и задачи
 аждый день — новые вопросы и задачи

«авод большой, происход€т разные ситуации. Ѕывало, и ночевать приходилось на работе, и в субботу выходить.  огда в феврале 2013 года в „ел€бинской области упал метеорит, на заводе повылетала обшивка стен (сэндвич-панели).

— Ќа дворе зима, цех сразу начал выхолаживатьс€, панели падают на трубопроводы. ¬ общем, было «весело», — вспоминает ≈вгений јхметов. — “ут и эвакуаци€ людей, и перекрытие коммуникаций, чтобы ничего не разморозило. ѕотом всЄ это восстановили, конечно.

Ќа заводе ≈вгени€ знают многие
Ќа заводе ≈вгени€ знают многие

Ќа трубопрокатном заводе ≈вгений јхметов работает уже 17 лет. ќн знает всех, и его все знают.  огда идЄт по заводу, только и успевает со всеми здороватьс€ и попутно обсуждать рабочие вопросы.

∆ажда полЄта

¬ детстве ≈вгений јхметов мечтал прыгать с парашютом. Ќо в итоге увлЄкс€ не менее экстремальным спортом — парапланеризмом. Ётот сверхлЄгкий летательный аппарат похож на парашют, но позвол€ет не просто спускатьс€ с небес на землю, а по-насто€щему летать. ј если параплан снабжен мотором, то можно вообще не прив€зыватьс€ к горам, холмам и потокам воздуха.

¬ детстве он мечтал прыгать с парашютом
¬ детстве он мечтал прыгать с парашютом

— ѕервый раз € увидел параплан на ”вильдах в 2004 году, — рассказывает ≈вгений јхметов. — ≈хал куда-то с пл€жа, и тут в пол€х така€ красота. ѕодъехал поближе, посмотрел, пообщалс€. ќказалось, товарищ тоже с „“ѕ«. ѕоказал мне, что и как, дал попробовать — подн€ть, поуправл€ть. » всЄ — € загорелс€!

“огда подобный спорт был в новинку. ѕо словам ≈вгени€ јхметова, в „ел€бинске насчитывалось два-три парапланериста. јппараты заказывали по интернету, везли из ћосквы. —начала ≈вгений летал на параплане того самого товарища, встреченного на ”вильдах. „ерез полгода набрал форму, как говоритс€, встал на крыло и купил свой первый параплан.

„ем дольше летаешь, тем больше внимани€ пилотажу
„ем дольше летаешь, тем больше внимани€ пилотажу

— Ёто был, конечно, старенький, бэушный аппарат, — улыбаетс€ ≈вгений. — Ќа что денег хватило — тыс€ч 20, наверное. ј новые тогда продавались по 60-70 тыс€ч рублей.

— тех пор он начал летать самосто€тельно. «а это врем€ јхметов помен€л с дес€ток парапланов. —начала брал аппараты поновее, потом начал разбиратьс€ в технических характеристиках парапланов. “еперь к ≈вгению даже обращаютс€ с просьбой протестировать тот или иной аппарат, подсказать, как им управл€ть.

—коро начнутс€ зимние полеты
—коро начнутс€ зимние полеты

¬ –оссии этим видом спорта увлекаютс€ несколько тыс€ч человек. ¬ „ел€бинске — дес€тка полтора. ѕрактически все друг друга знают, фактически это неформальный клуб любителей парапланеризма. Ќа ёжном ”рале у каждого есть свои любимые места дл€ полЄтов.

— Ќо € вам про них не скажу. »з соображений безопасности, — качает головой ≈вгений. — ’от€ нашу зимнюю площадку, наверное, многие видели — на озере —молино, напротив ƒворца культуры „“ѕ«. ќна официально оформлена дл€ полЄтов на параплане. ѕодаЄм за€вки в ≈катеринбург (аэропорт  ольцово), они отправл€ют еЄ в Ѕаландино. » в день полЄтов мы согласовываем их с местным аэропортом.

ѕоказательные выступлени€ в  итае
ѕоказательные выступлени€ в  итае

ќфициально на параплане разрешено летать на высоте до 100 метров. ѕон€тно, что в принципе современный аппарат может взлететь в несколько раз выше. Ќапример, французы установили рекорд, подн€вшись на высоту в дев€ть тыс€ч метров. ≈вгений признаЄтс€, что его личный рекорд — 3500 метров. ќн налетал уже больше 1000 часов, фактически полтора-два мес€ца провЄл в воздухе.

— —начала мне было интересно подн€тьс€ как можно выше и улететь как можно дальше, — вспоминает јхметов. — ѕотом привык. Ћетишь на высоте 1000 метров со скоростью примерно 60 км/ч, а вид перед глазами практически как из самолЄта: земл€ как будто на месте стоит. —ейчас мен€ больше привлекают спортивные моменты, например, бреющие полеты над землей, пролететь между деревьев, по оврагам. Ёто гораздо интереснее, чем просто сидеть в подвеске и глазеть с высоты. »менно здесь и провер€етс€ твоЄ мастерство пилотажа.

Ќа высоте бывает холодно
Ќа высоте бывает холодно

ѕарапланеризм зародилс€ во ‘ранции. ¬начале летательные аппараты напоминали парашюты. ѕостепенно они совершенствовались и теперь мало чем отличаютс€ от крыла самолЄта. ƒл€ их создани€ используютс€ специальные прочные и легкие ткани. ≈сли раньше парапланы весили 15-20 килограммов, то теперь всего шесть-семь (без мотора) плюс мотор около 25 килограммов. ѕо словам јхметова, аппарат легко входит в багажник легковой машины. ƒвигатель заправл€етс€ 95-м бензином (расходует 3 л в час), с таким запасом можно пролететь более 100 километров. ќдин полЄт может длитьс€ около часа.

¬ интернациональной команде были русские, французы и тайцы
¬ интернациональной команде были русские, французы и тайцы

Ќаши парапланеристы летают в основном в –оссии — в ѕодмосковье, „ебоксарах, ѕскове, »нгушетии и так далее. Ќо иногда удаЄтс€ выбратьс€ и за границу. „ел€бинец ≈вгений јхметов недавно вернулс€ из  ита€, где участвовал в грандиозном параде мотопарапланеристов.

— “ам проходила международна€ выставка средней и малой авиации, — уточн€ет он. — ¬ этом году она была наиболее масштабной. ќдних парапланов выставл€лось штук 80, очень много самолЄтов. ѕроводились показательные выступлени€ пилотов самолЄтов, парашютистов, парапланеристов.

¬  итае прин€то проводить массовые полЄты парапланов. ¬ одном из таких довелось прин€ть участие нашему земл€ку. ќдновременно в небо взмыли 70 аппаратов. Ѕольшинство пилотов, конечно, китайцы. »ностранцев объединили в международную команду: четверо росси€н, два француза и п€теро тайцев.

¬ параде участвовало 70 парапланов
¬ параде участвовало 70 парапланов

— ” китайцев подобные полЄты строем отработаны практически до автоматизма.  ажетс€, что могут лететь с закрытыми глаззами, — добавл€ет ≈вгений јхметов. — Ќо нашу команду потренировали несколько дней и тоже «встроили».  стати, мы летели со своими флагами — прикрепили полотно на крыло.

 ак и в других видах спорта, провод€тс€ самые разные соревновани€ по парапланеризму — от местных до чемпионатов ≈вропы и мира. ѕилоты соревнуютс€ в скорости преодолени€ дистанции, высоте подъЄма, продолжительности или дальности полЄта и так далее. «десь многое зависит от условий полЄта, поэтому очень важно рассчитать скорость и расход топлива с учЄтом прогноза погоды, силы и направлени€ ветра, рельефа местности и прочих нюансов.

— Ћюбой человек хочет оторватьс€ от земли. „увство полЄта — это неописуемые ощущени€, — пытаетс€ анализировать своЄ пристрастие к парапланеризму ≈вгений. — ≈сли один раз попробовал, то т€нет вновь и вновь. ј когда позанималс€ хот€ бы год, уже не бросишь, это своего рода зависимость. Ѕез полЄтов жить невозможно.

≈вгени€ ман€т небеса
≈вгени€ ман€т небеса

” нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости „ел€бинска. ≈сли вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.