RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

750мм 50%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Шухер для шумахеров

Шухер для шумахеров

На Южном Урале стартовала масштабная проверка учебных заведений, занимающихся подготовкой водителей. Прокуратура совместно с региональным министерством образования и ГИБДД проинспектирует...

На Южном Урале стартовала масштабная проверка учебных заведений, занимающихся подготовкой водителей. Прокуратура совместно с региональным министерством образования и ГИБДД проинспектирует автошколы на предмет соответствия лицензионным требованиям. Причина внеплановых визитов контролирующих органов – слишком низкий процент водителей, успешно сдающих экзамен на права с первого раза и высокая аварийность среди начинающих мастеров баранки.

Беспокойство этими цифрами первый вице-губернатор Олег Грачев выразил еще месяц назад на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. По данным регионального УГИБДД, за первую половину 2011 года водительские удостоверения получили более 28 тысяч человек, но с первого раза экзамены сдали лишь 46 процентов из них. Кроме того, неопытные водители за шесть месяцев совершили 74 аварии. 46 процента вице-губернатор посчитал браком в работе системы подготовки шоферов. И вот, спустя месяц, последовала проверка.

«Я не понял, почему так поздно включилось зажигание? – удивляется первый вице-губернатор. – Тогда в докладе ГИБДД прозвучало, что в некоторых автошколах в результате сдачи каждый второй срезается. Причем это не конкретный выпуск, а статистика за определенный период. Такие результаты означают, что либо преподавательский состав в этой школе очень слабый, либо нет практической базы и возможности довести вождение до нормального уровня. Потом аварии, смерти».

Кроме того, заместитель главы региона отметил, что сегодня на дорогах очень много водителей, «находящихся в состоянии опьянения и далеко не алкогольного, а совершенно иного порядка. Проверки в автошколах должны выявить мошенников – тех, кто непрофессионально подходит к делу и занимается исключительно сбором средств».

На Южном Урале сегодня действует 197 автошкол и 17 филиалов. Предыдущие плановые проверки по данным пресс-службы министерства образования показали, что во многих из них недостаточно литературы, отсутствует материально-техническая база, превышено допустимое количество обучаемых. Все вместе действительно может насторожить. Но вот в самих автошколах считают, что причина для проведения проверки надуманна, а 46 процентов – далеко не брак. Некоторые директора прямо заявляют: инициированная ГИБДД проверка – спекуляция. Дескать, новый закон «О полиции» отобрал у автоинспекции полномочия контролировать работу образовательных учреждений, так что «жалоба» на июльском заседании комиссии – это такой «прощальный привет».

«Автодром у областного ГИБДД нам перестали сдавать в аренду, – возмущается директор автошколы Сергей Рязанов (имя и фамилия изменены по просьбе респондента. – Прим. автора). – А ведь проверка идет именно на соответствие лицензионным требованиям, одно из которых – наличие закрытой площадки для обучения вождению. Отличный способ лишить лицензии неугодных, ничего не скажешь!»

Начальник отдела пропаганды регионального управления автоинспекции Виктор Хайрулин, правда, заверил, что слухи об «отлучении от автодрома» – не более чем слухи, там по-прежнему идут занятия. Но другие аргументы автошкол также выглядят разумно. По словам Рязанова, еще в 2003 году сдавших на права с первого раза курсантов было более 85 процентов. Но, как только гаишники начали борьбу за безопасность, эта цифра сразу упала. Причем подавляющее большинство курсантов «срезается» как раз на последнем этапе экзамена на права, на вождении в городе, где все зависит от оценки инспектора. Автодром и теорию, как правило, сдают без проблем, что подтверждает статистика того же ГИБДД. Мол, это сами инспекторы подгоняют цифры под необходимые для себя, заваливая «лишних» водителей. Впрочем, у некоторых южноуральцев действительно есть сомнения в качестве подготовки в автошколах.

«Уровень подготовки неудовлетворителен, – считает руководитель челябинского отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Мало практики, вообще в последние годы наблюдается тенденция к упрощению учебного процесса. Ни из одной челябинской автошколы не выходит водитель – всем требуются дополнительные часы вождения с инструктором или хотя бы просто с опытным знакомым. И это неудивительно: автошколы, как ни парадоксально звучит, учат не водить, а сдавать экзамен на получение водительских прав.

Впрочем, в любом случае более-менее опытным водитель становится только через два-три года непрерывной практики. А до этого каждый новичок – источник опасности, а особенно тот, кто откатался где-то полгода и уже решил, что на дороге он просто Шумахер. Не хочу облыжно обвинять все автошколы – есть много хороших инструкторов и преподавателей, но у них слишком мало времени, чтобы передать ученикам свои навыки. Надеюсь, проверка, затеянная властями и ГИБДД, позволит выявить какие-то наиболее явные недостатки, отсеять совсем уж фиктивные курсы обучения вождению. Но ситуацию это не переломит: надо в корне менять саму систему подготовки водителей!»

С Алексеем Бруем частично согласны и работники автошкол: слишком мало времени, чтобы достойно подготовить будущих участников дорожного движения. Так, преподаватель теории Марина Юрина уверена, что срок обучения стоит увеличить если и не до полугода, то хотя бы месяцев до четырех. Вдобавок принятая сегодня программа обучения не сбалансирована.

«Я работаю в нескольких автошколах и могу заверить: преподавательский состав в большинстве своем хороший, грамотный, – рассуждает Марина Юрина. – Но от нас зависит не все! Например, по сравнению со старой программой в новой часов теории в два раза меньше, а на курсах по повышению категории теоретической подготовки вообще всего пять часов. Зато медицине уделено целых 24 часа! Понятно, что каждый должен уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, но, может, все же лучше сделать упор на тех навыках, которые позволят вообще не допускать критических ситуаций на дорогах?»

За первые шесть месяцев 2011 года на Южном Урале зафиксировано снижение общего числа ДТП на 5%. Однако за полгода произошло 74 аварии с участием водителей со стажем до года. В них погибли четыре человека и 111 получили ранения. За этот же период по вине водителей со стажем управления менее трех лет совершено 219 ДТП, в которых погибли или пострадали люди, что составляет 13,7% от общего числа таких аварий.

Впрочем, серьезным игрокам на автообразовательном рынке бояться внеплановой проверки, по мнению Николая Живца, заместителя председателя челябинского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов, нечего. Другое дело, считает Николай Иванович, что сами критерии оценки «подозрительности» школ неверны. 46,1 процента, декларированных в сводной таблице УГИБДД – это, так сказать, средняя температура по больнице, в которую включается не только самая «аварийная» категория «В» (по ней процент во многих школах сдачи даже ниже), но и вообще все курсанты, даже те, кто проходит на муниципальных курсах обучение вождению пассажирского электротранспорта. А на рост аварийности влияет не только базовая подготовка на курсах, но и состояние дорожной сети, и постоянное увеличение числа машин на дорогах, и даже сокращение личного состава МВД, в том числе и госавтоинспекции.

«Некоторых людей я бы и близко не подпустила к управлению машиной, – считает Марина Юрина. – Может, стоит задуматься о привлечении к работе на курсах психолога для отсева таковых? Вдобавок не стоит забывать и о коррупции. Не секрет, что права зачастую просто покупаются, и на дорогах оказываются люди без качественных знаний, зато с фиктивным документом и уверенностью в том, что они – хозяева жизни!»

«Профнепригодность» иных курсантов замечал и инструктор по вождению Анатолий Нестеров: «Многие идут учиться и садятся в автомобиль не потому, что им это действительно нужно. Просто иметь машину сегодня модно, и деньги позволяют. Если бы таких можно было отсеивать на раннем этапе, не пришлось бы поднимать вопрос об адекватности самих школ! Ведь мы точно не учим ездить по встречке или садиться за руль пьяным!»

«Низкий процент сдачи экзаменов с первого раза – абсолютно нормальное явление в нынешних условиях, – утверждает Сергей Рязанов. – Кстати, в Великобритании с первого раза сдают меньше 40 процентов водителей-новичков и никого это не пугает. Наоборот, первая неудача побуждает относиться к дорожной ситуации внимательнее, взвешивать свои силы, в конце концов, потренироваться еще! И если уж на то пошло, то как раз на Южном Урале ситуация с качеством подготовки в автошколах получше, чем во многих других регионах. По крайней мере только в Челябинской области действует местная программа обучения, учитывающая недостатки общепринятой».

Понятно, что и у проверяющих, и у проверяемых своя логика. Как полагает Николай Живец, определенная польза от визитов прокуратуры может быть: отсеются действительно низкопробные курсы вождения. Но проверка может зацепить и иные, качественные школы, ведь объективных критериев оценки не существует: на них просто скопом вешают всех дорожных собак.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления