RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

749мм 41%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Павел Киселев, генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт»: «Мы стремимся стать более доступными для наших потребителей»

Павел Киселев, генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт»: «Мы стремимся стать более доступными для наших потребителей»

Уходящий год многие называют периодом оживления экономики после кризиса. Проследить эту тенденцию можно и по состоянию промышленности Южного Урала. На докризисный уровень объемов энергопотребления мы еще не вышли, но стабильный рост продолжается. Какие факторы оказали серьезное влияние на энергетику в 2011-м, что изменится в следующем году, как застраховаться от скачков оптовых цен на электроэнергию, продолжится ли установка «умных» счетчиков и чем порадует южноуральцев онлайн-сервис «Личный кабинет»? Об этом мы беседуем с генеральным директором ОАО «Челябэнергосбыт» (гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области) Павлом Киселевым.

Либерализация рынка и «ручное» управление

Павел Васильевич, какие факторы стали определяющими в деятельности Челябэнергосбыта в уходящем году?

– Во-первых, с 1 января 2011 года произошла полная либерализация поставок электроэнергии для всех групп потребителей, за исключением населения. То есть теперь все, кроме обычных граждан, приобретают энергию по рыночным ценам. Во-вторых, сетевые компании перешли на новые принципы регулирования тарифов. В частности, самая крупная сетевая компания Челябинской области – «Челябэнерго» – использует метод регулирования тарифов по принципу фиксированной долгосрочной доходности на инвестированный капитал. В первом полугодии 2011 года мы наблюдали существенный всплеск цен на оптовом рынке электроэнергии. Беспрецедентная неопределенность цены в течение всего первого полугодия, отставание в сроках ее получения и трансляции нашим клиентам доходили до трех месяцев от периода поставки.

Именно тогда федеральные власти применили метод, который теперь называют «ручным» управлением электроэнергетикой?

– Правительство вынуждено было вмешаться в тарифное регулирование, и в конце первого полугодия во многих регионах тарифы были дополнительно пересмотрены в сторону снижения. Это делалось для того, чтобы ограничить рост регулируемой части тарифов 15-ю процентами. «Ручное» управление энергетикой коснулось и Челябинской области, а значит, отразилось на работе всех участников процесса производства, передачи и сбыта электроэнергии.

С какими финансово-экономическими результатами Челябэнергосбыт завершает год?

– По нашим расчетам, по итогам 2011 года объем реализации электроэнергии составит 11,2 млрд киловатт-часов. Это на полтора процента больше, чем в прошлом году. На докризисный уровень потребления электроэнергии мы пока не вышли – до него расти еще процентов на пять-шесть.

Когда планируется «догнать» 2008 год?

– Ну, если кто-то мне скажет о перспективах мировой экономики в 2012 году, я смогу более точно ответить… Пока же отмечу, что мы вышли на запланированные показатели прибыльности. При этом компания выполнила требования правительства к гарантирующему поставщику, которые касаются ограничений по структуре балансовых отчетов. Уровень оплаты нашими клиентами по итогам года составит 101%. Добиться такого результата мы смогли благодаря достаточно комфортным ценовым условиям для наших клиентов в течение всего года. Де-факто стоимость электроэнергии для большинства юрлиц, за исключением бюджетных потребителей и сельхозпроизводителей, в 2011 году даже снизилась. Основной эффект получили предприятия среднего бизнеса, имеющие такую характеристику, как диапазон числа часов используемой мощности менее шести тысяч.

«Мертвые» долги

Как обстоят дела с долгами за электроэнергию?

– Дебиторская задолженность по итогам 2011 года оценивается в пределах 1,25 млрд рублей, что означает снижение на три с лишним процента по отношению к прошлому году. Как я уже сказал, комфортная цена для конечных потребителей позволила им более ответственно подойти к расчетам, в том числе к погашению долгов. Проблема дебиторской задолженности уже не считается такой острой, как ранее, за исключением двух категорий потребителей.

Речь идет о банкротах?

– Действительно, среди наших потребителей есть предприятия, находящиеся на разных стадиях процедуры банкротства. Сейчас у нас таких долгов 297 млн рублей, что составляет почти 25% от общей величины дебиторской задолженности. Опасение вызывает прирост такого рода «мертвых» долгов – в 2011 году он составил 9 млн рублей. Наиболее крупными проблемными потребителями в этой категории традиционно являются Станкомаш, ЧАМЗ, Троицкий дизельный завод.

А кого еще вы относите к категории самых проблемных должников?

– С точки зрения возможности рассчитываться по накопленной задолженности опасения вызывают предприятия ЖКХ, сформированные на базе муниципальных активов, которые после накопления долгов передаются в управление другим организациям. Таким образом происходит неконтролируемый рост долга с непонятными перспективами его взыскания. Однако в этом вопросе мы находим понимание областного правительства и совместно пытаемся выработать механизмы противодействия таким способам ухода от оплаты потребленной электроэнергии.

Страховка от ценовых скачков

Челябэнергосбыт закупает электроэнергию на оптовом рынке. Какие новые технологии вы собираетесь использовать в этой работе?

– Участие в работе оптового рынка давно стало сильной стороной нашей компании. В этом году мы начали внедрять интересный проект, который впервые в России дает возможность предприятиям застраховаться от неконтролируемого изменения оптовых цен. Речь идет об энергофьючерсных контрактах. Совместно с Московской энергобиржей мы предложили такой продукт клиентам. И они высказали серьезную заинтересованность – уже заключены первые контракты на четвертый квартал 2011-го и на 2012 год. Так что будем развивать это направление.

Расскажите поподробнее, в чем смысл энергофьючерсных контрактов.

– Впервые в России мы совместно с Московской энергетической биржей предложили такого рода продукт нашим клиентам и получили хорошую обратную связь. Вообще такое пугающее слово, как фьючерсы, – давным-давно сформировавшаяся практика, понятная тем, кто имеет опыт работы на фондовом рынке. По сути это возможность застраховаться от неконтролируемого изменения оптовой цены.

И все же потребители, наверное, с осторожностью относятся к вашему новому предложению. Здесь много узкой специфики, не так-то просто разобраться…

– На самом деле наши промышленные предприятия, у которых существенную долю в сбыте занимают поставки на экспорт, прекрасно понимают специфику предлагаемого продукта. В частности, южноуральский завод «Кристалл» первым заключил такой контракт. Специалисты предприятия часто сталкиваются с изменениями валютного курса, и их заинтересовала именно минимизация рисков по аналогии с колебаниями доллара или евро. Думаю, что клиентская база будет расширяться. Конечно, объемы таких контрактов пока небольшие, но на этапе входа нового продукта в рынок рассчитывать на стремительный рост продаж не приходится.

В то же время, столкнувшись с непониманием сути нового продукта со стороны клиентов, проблемой перевода «на человеческий язык», мы решили организовать своего рода ликбез. Будем проводить специальные семинары по энергофьючерсным контрактам, разъяснять все тонкости потенциальным клиентам и партнерам.

Прогнозы 2012-го

Павел Васильевич, как вы оцениваете перспективы работы компании в 2012 году?

– Для нас, как и для всего энергетического сообщества, он будет проходить на фоне реализации так называемого 877-го постановления правительства, радикально изменившего правила игры на сбытовом рынке электроэнергии. Поэтому нашей основной задачей считаю сохранение достигнутых уровней доходности и платежной дисциплины в отношении наших контрагентов-кредиторов. Что касается клиентов, то мы продолжим политику информационной открытости и доступности. Для этого будем использовать широкий перечень каналов для коммуникации, в частности онлайн-сервис «Личный кабинет», запущенный во втором полугодии 2011 года, предложим клиентам технологию оплаты счетов через Интернет посредством банковской карты, расширим возможности интернет-приемной, реализуем в пилотном варианте принцип «одного окна», где потребитель сможет решать весь комплекс вопросов по энергоснабжению.

Всех нас – и население, и бизнес – интересует увеличение тарифов в будущем году. Скажите как эксперт в этой области, чего ожидать?

– С 1 июля 2012 года тариф на электроэнергию для населения увеличится на 6%, с учетом этого среднегодовой рост составит три процента. Для всех остальных потребителей с 1 июля 2012 года ожидается увеличение цены электроэнергии на 11%, а среднегодовой рост оценивается в 5,5%. Но при этом надо понимать, что сейчас нет конечной фиксированной цены для юридических лиц, так что это именно прогноз.

Все слышали о переносе повышения тарифов с января на июль 2012 года. Как, по вашему мнению, это повлияет на работу Челябэнергосбыта?

– Точно так же, как и на работу всех других участников поставки электроэнергии – генераторов и сетевиков. Это выразится в увеличении кассовых разрывов, ведь наши издержки все-таки будут увеличиваться раньше – с 1 января. Однако предусмотрен порядок компенсации такого рода непокрываемых затрат – это будет сделано посредством изменения тарифов с 1 июля 2012 года. Думаю, никто не питает особых иллюзий, что такое нововведение упростит жизнь энергетиков. Хотя есть и положительные стороны. В частности, клиентам вновь облегчается возможность рассчитаться по накопленной задолженности, реструктуризировать ее и выполнить свои обязательства перед поставщиком, который от этого тоже выигрывает.

От «умных» счетчиков к «Личному кабинету»

Будет ли продолжаться установка системы автоматизированного учета энергопотребления для бытовых потребителей?

– Да, мы планируем сохранить это направление, в том числе для бытовых потребителей, но очевидно в меньших масштабах. По крайней мере в оптимистичном варианте бюджета Челябэнергосбыта на 2012 год тиражирование этих работ предусмотрено. Мы попытаемся максимально учесть пожелания граждан, но, в свою очередь, попросим их заранее легитимно эти пожелания оформить, например, в виде решения собрания собственников жилья. Так как мы уже не раз сталкивались с проблемой применения данных АСКУЭ для начисления. Отмечу, что многие граждане понимают безусловные плюсы автоматизации учета, к тому же она снимает с жильцов обязанность по выполнению требований 261-го закона по энергосбережению за свой счет. Речь идет об установке общедомовых приборов учета. Сейчас по сути эта работа делается нашими руками и за наш счет. «Умные» счетчики устанавливаются не только в Челябинске, ведутся работы в Миассе и Озерске. В настоящее время 130 тысяч квартир и около 1000 жилых домов уже снабжены современной системой учета потребления электроэнергии.

В этом году многие потребители столкнулись с проблемой перехода электросчетчиков на зимнее время. Перевод часов был отменен, а приборы все-таки сделали это. За чей счет ведутся работы по перепрограммированию счетчиков?

– В разных регионах эту проблему решают по-своему: где-то финансируется из бюджетных средств, где-то – по соглашению с энергоснабжающими организациями, где-то – из кармана жильцов. Потребителям, имеющим АСКУЭ, Челябэнергосбыт предлагает бесплатную опцию – дистанционное перепрограммирование. Что касается потребителей, не включенных в эту систему и ранее установивших зоновые счетчики (по области их насчитывается около 65 тысяч), то здесь вопрос пока прорабатывается. Обсуждается возможность включить средства на эти работы в тариф на 2012 год. Если сброситься всем миром, то это будет не так ощутимо, а для конкретного человека – чувствительная экономия. Впрочем, свою позицию по этому поводу должен высказать Единый тарифный орган.

Насколько востребована услуга «Личный кабинет» для бытовых потребителей?

– Челябэнергосбыт одним из первых среди сбытовых компаний России начал активно использовать интернет-технологии для того, чтобы упростить процесс взаимодействия с клиентами, обеспечить прозрачность системы начислений. Когда речь идет о передаче показаний счетчиков посредством SMS, дистанционном перепрограммировании счетчиков (там, где дома оборудованы АСКУЭ), онлайн-сервисе «Личный кабинет», – мы действительно чувствуем себя передовиками.

В настоящее время около 20 тысяч граждан регулярно пользуются «Личным кабинетом» для предоставления информации о потреблении электроэнергии, контроля своих начислений. Пассивных участников раза в два больше, и пока мы не удовлетворены темпами использования ресурса со стороны населения. Для нас это сигнал – надо совершенствовать работу.

Какие новинки вы приготовили своим потребителям?

– В конце декабря 2011 года – в январе 2012-го мы запустим технологию оплаты счетов банковскими картами через Интернет. Так что потребители смогут платить за свет не выходя из дома.

Одной из приоритетных задач Челябэнергосбыта является расширение каналов общения с клиентами. Мы хотим стать более доступными для наших потребителей. Поэтому в ближайшее время сделаем еще один шаг в этом направлении – предоставим опцию «Личный кабинет» для юридических лиц. Безусловно, будут и другие новинки, но пусть пока это останется нашим секретом и сюрпризом для потребителей.

На правах рекламы.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления