RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

ю-в.

750мм 71%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город «Вышка» без пандусов

«Вышка» без пандусов

Челябинцы с ограниченными возможностями ополчились против крупных вузов области, не организующих доступную для них среду. Местные общественники в числе первых проверили ЧелГУ и заявили, что вуз совершенно не приспособлен для инвалидов. Представители госуниверситета в свою очередь ссылаются на недостаток финансов и несистемность решения проблемы на государственном уровне. Вопрос обсудили 8 ноября за круглым столом в региональном Заксобрании.

В рамках экспертного клуба обсуждалась помощь и поддержка маломобильных групп населения, в частности, в образовательных учреждениях. Выпускница ЧелГУ Ксения Слащева заявила, что за шесть лет заочного обучения в ее корпусе ничего не изменилось – он всегда был недоступен для инвалидов. Сначала колясочникам предлагается каким-то образом преодолевать многоступенчатое крыльцо, но в холле их также встречают ступени. «Первые два года преподаватели даже не подозревали, что у них есть такая студентка, – рассказывает Ксения. – На третий год некоторые педагоги, войдя в мое положение, занимались со мной дома. В последние годы, когда мне стало полегче, я сама приезжала в вуз, но сталкивалась с трудностями уже у крыльца. Помогали его преодолеть случайные прохожие, охранники. Еще было не очень комфортно за партами – они не приспособлены для инвалидов-колясочников. В день выпуска я не смогла выйти на сцену и получить диплом об окончании вуза, чувствовала себя лишней».

Председатель общественной организации «Социальная инициатива» Евгений Коробейников поддерживает Ксению и добавляет, что ЧелГУ позиционирует себя в качестве наиболее доступного для инвалидов вуза, только там есть единственный на Урале центр доступного образования. Но эта доступность должна выражаться во всем. «В ЧелГУ не только должны давать образование людям с инвалидностью, но и обеспечить комфортные условия обучения, – считает Евгений Коробейников. – Для людей с ограниченными возможностями оборудован только первый корпус, но есть еще пять корпусов, которые совершенно не доступны. В Челябинске порядка 100 инвалидов на колясках, и они принимают активное участие в общественной жизни, в том числе учатся в ЧелГУ. Я понимаю их, я обучался в этом же университете и также в недоступном для меня корпусе. Все время обучения меня таскал на руках одногруппник».

ЧелГУ первым попал под критику общественников, но это только начало. Представители молодежной общественной палаты при Заксобрании области заявили, что намерены провести обширный мониторинг вузов на предмет доступности инвалидам.

По данным пресс-службы ЧелГУ, в этом году в вузе обучаются 165 студентов-инвалидов, в том числе 73 – очно, 73 – заочно, 19 – с использованием дистанционных образовательных технологий. Среди них десять инвалидов-колясочников с юридического и математического факультета, факультета психологии и педагогики (все находятся в первом корпусе). Еще трое учатся на экономическом факультете, занятия которого проходят в первом, втором и четвертом корпусах.

Как сообщила руководитель регионального центра образования инвалидов ЧелГУ Дарья Романенкова, говоря о проблемах инклюзивного образования, госуниверситет открыт для общественных проверок, но только тех, которые дополняют оценки профессиональных экспертов.

В пресс-службе ЧелГУ уточняют, что в первом корпусе вуза, где в основном и учатся студенты-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создана безбарьерная архитектурная среда: имеются пандусы ко всем входам, лифты и вертикальный подъемник для перемещения между этажами, дополнительные перила и горизонтальный подъемник на лестничных маршах, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, на каждом этаже имеются специально оборудованные туалеты.

«Существует план реконструкции остальных корпусов университета, реализации которого поможет включение ЧелГУ в федеральные целевые программы, – отмечает Дарья Романенкова. – Однако доступность высшего образования инвалидов не сводится только к архитектурной доступности. Мы создаем условия для полноценного обучения студентов-инвалидов. Это довузовская подготовка, которая помогает восполнить пробелы в знаниях, адаптироваться к учебе в вузе, определиться с выбором профессии, узнать себя и свои возможности. Региональный центр образования инвалидов оказывает им различные виды поддержки и сопровождения».

Советник ректора ЧелГУ Елена Мартынова отмечает, что вуз много лет занимается проблемами доступности среды для инвалидов, но сразу решить все вопросы невозможно в силу серьезных финансовых затрат. «Досадно, но конвенция о правах инвалидов была ратифицирована в России в этом году, и осенью в наш университет пришел первый документ, конкретизирующий вопрос доступности среды, – говорит Елена Мартынова. – Кроме того, стоит отметить, что вуз федерального подчинения не может просить средства на решение этой проблемы у областных властей, а на федеральном уровне никогда не было программы доступности среды. Но теперь своей проект для каждого вуза будет разрабатывать московский инженерный институт. И я думаю, что решение проблемы не за горами».

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления