RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

3 м/c,

южн.

750мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Чебаркульские баталии

Чебаркульские баталии

На Южном Урале незаметно, так и не начавшись, закончилась небольшая локальная война. Вооруженный конфликт был виртуальным, иррегулярные вооруженные формирования (читай – боевики) на деле оказались разнообразными мишенями. Но стреляли на Чебаркульском поли

На Южном Урале незаметно, так и не начавшись, закончилась небольшая локальная война. Вооруженный конфликт был виртуальным, иррегулярные вооруженные формирования (читай – боевики) на деле оказались разнообразными мишенями. Но стреляли на Чебаркульском полигоне по-настоящему.

Мишеням противостояла вполне реальная группировка с громоздким названием «Коллективные силы оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности». В Чебаркуле «Взаимодействие-2010» (такое название дали маневрам) отрабатывали военные России, Казахстана, Таджикистана, Армении и Кыргызской республики. Были и белорусы, но группа их офицеров находилась не на поле боя, а работала в штабах группировки. Забот, впрочем, хватило всем.

«Я тебя из головы выдумал...»

Любое военное учение (именно так, в единственном числе!) – это проверка профессионализма одних и вроде бы раздолье для других. Вышестоящих. Первоначальные вводные, полученные командующим КСОР полковником Алексеем Рагозиным, гласили, что союзной группировке (около 1700 человек и почти 300 единиц техники) противостоит некое «иррегулярное вооруженное формирование – бригада «Сура». Около 650 боевиков, автомобили, безоткатные орудия, противотанковые средства, стрелковое оружие. Для оснащенных фронтовой авиацией, бронетехникой, реактивной артиллерией союзников – вроде бы, плюнуть и растереть. Но, чтобы жизнь офицерам и солдатам пяти государств не казалась медом, руководитель учения был наделен почти что божественными полномочиями, ограниченными только соображениями безопасности (за пределами полигона не резвиться!) и здравым смыслом. То есть руководитель – заместитель командующего ВДВ РФ Александр Ленцов – мог в любой момент «выдумать из головы» еще тысчонку-другую супостатов и посмотреть, как будут выкручиваться из ситуации командующий КСОР и командиры национальных подразделений. От скорости, с которой принимаются решения, от проявленной младшими офицерами прямо на поле боя инициативы и зависели полученные в конце оценки.

Впрочем, основные «главы» сценария остались неизменными: после отражения первой атаки иррегуляров должны были последовать воздушный десант (дабы не дать противнику оторваться от ксоровцев и соединиться с подкреплениями) и «нейтрализация противника в населенном пункте с применением нелетальных средств» (это когда в тылу у ведущих бой союзников нехорошие сообщники истребляемых на поле боя боевиков захватывают некий поселок Ветрово и оказываются в нем в ловушке, потому что со спецназом Киргизская республики даже на Урале шутки плохи).

«Оптические» проблемы фронтового журналиста

Увы, репортеров, фотографов и операторов на броню и в ряды не пустили. Стрельба боевыми – и высокое начальство предпочло перестраховаться, отправив журналистов в тыл. Начальству хорошо – в командный пункт стекается информация от разведчиков. Зато нам без мощных объективов отличить далекий бомбардировщик от недалекой вороны было бы сложно. К счастью, прессой предводительствовал «специально обученный полковник» (его собственное выражение) Александр Чередник – начальник службы информации и общественных связей Воздушно-десантных войск России. Без его помощи мы вообще мало что увидели бы и услышали, кроме далеких разрывов и грохота артиллерии. Комментарии Александра Анатольевича помогали понять «обстакановку» на поле боя.

Итак, противника обнаружили. Навстречу выдвинулся боевой разведывательный дозор казахстанского десантно-штурмового батальона. В соответствии с уставом – скрытно, так что разведчиков мы так и не увидели. Зато они выполнили свою задачу и доложили комбату: мол, обнаружена вражеская колонна. Вот тут и началась «горячая фаза». За дальним расстоянием стрельба казахов казалась совсем не страшной: даже 30-миллиметровые пушки их БТР-80-А трещали не так уж громко. Вот казахстанская же батарея реактивной артиллерии выступила более эффектно: огненные стрелы из-за горизонта, затишье на несколько секунд – и медленно вспухающее на поле облако дыма. «Грады»! А уж когда над полем появились бомбардировщики – четверка Су-24-М – к канонаде подключились и щелчки журналистских фотокамер. Это была первая боевая техника, не спрятавшаяся от наших глаз. Впечатляюще (увы, не для объективов!) громыхнули и российские самоходки – дивизион орудий «Нона-С».

Противник угодил в огневую засаду, но продолжал приближаться: мишени поднимались все ближе к позициям казахов. Кто-то из коллег высказался: мол, сейчас манекены оживут и как влупят по броне из «Фагота»! («Фагот» – российский противотанковый ракетный комплекс. – Прим. автора.) Десантный полковник снисходительно улыбнулся и возразил: «Это ж противник! Откуда у него наш «Фагот»?

Руководитель учений тем временем занимался «наращиванием обстановки» – подкидывал войскам все новые задачи, вынуждая вводить в бой все новые силы. Вслед за казахами в бой вступили таджикские десантники и армянские мотострелки. Вот братьев-армян мы увидели – их БМП-2 ходко выкатились из-за лесочка и добавили жару несчастным мишеням. Пронеслись штурмовики Су-25, за ними перепахали НУРСами боевые вертолеты... Под конец самые зоркие из стана прессы даже научились предугадывать появление авиации – его предваряли клубы багрового дыма по переднему краю «наших» (чтоб своих не проутюжили) и прекращение канонады (чтоб свои нечаянно не подбили).

Кстати уж, о канонаде и ее связи с челябинскими подземными толчками. Дрожи земли мы как-то не ощущали. А ведь до тех гектаров, куда падали тонны взрывчатки, было куда ближе, чем до родных редакций.

Расплескалась синева...

К полудню «супостат» был разбит и начал отход. Но отпускать его просто так в планы КСОР не входило. К этому времени уже час в воздухе висели транспортные Ил-76. На бортах – девять БМД-2 и почти 400 российских и казахстанских «голубых беретов». Их решено было высадить, чтобы блокировать бегство нехороших манекенов.

Вот высадку удалось разглядеть в подробностях! Сначала – самолет-разведчик и передовая группа. Хорошо, но мало! А через 20 минут – пошла волна. Сначала бронетехника, за ней – личный состав. «Бээмдэшки» падали без экипажей – десантирование внутри практикуется редко.

В своей безопасности мы были уверены. Но наблюдать, как с неба на тебя валятся целые букеты многокупольных систем, увенчанные восьмитонными «чушками» боевых машин – это было сильно! Но с «Илов» уже сыпались крошечные фигурки десантуры. Проход самолета – каждые полминуты. Бойцы сыплются вниз каждые 0,7 секунды. То есть 44 десантника покидают транспортник за каких-то 30 секунд, и небо расцветает десятками куполов.

Беретов (парни были, конечно, в касках) мы «нащелкали» всласть. Боюсь, местами даже путались под ногами и лезли прямо под ноги приземляющимся. А ведь у парашютистов был жесткий временной лимит – собраться, сдать снаряжение (в реальном бою парашюты, конечно, бросили бы в поле, но сейчас – учение, а они денег стоят!), освободить бронемашины от посадочных систем – и на рубеж! На все – про все считанные минуты.

Боевых стрельб десанту в этот раз не полагалось: не та позиция, додавливать противника предстояло все тем же армянам, таджикам и казахам. Но свой маневр парашютисты выполнили четко.

У нас пятерок не бывает

Мы пропустили бой в городе. То есть ту самую нейтрализацию противника в населенном пункте. Зрелище наверняка было еще то: вертолетный тактический десант, блокировка виртуальных террористов в скопище домишек-макетов, атака киргизов – горных стрелков под прикрытием дымовой завесы... Несмотря на применение «нелетального оружия», в учебном городке, когда мы его увидели, что-то горело. Издержки производства...

Как по мне – так все сработали штатно. Но руководитель учения Александр Ленцов заявил, что союзники заслужили «твердую хорошую оценку». Его слова подсластил командир казахстанских десантников: «В армии бывает две оценки – удовлетворительно или нет. А мы говорим – хорошо!» – улыбнулся офицер.

Активная фаза второго по счету «Взаимодействия» признана успешной. Следующее учение состоится уже в Армении. В перспективе – создание постоянного штаба КСОР, ведь пока командующим силами оперативного реагирования назначается представитель того государства, на чьей территории разворачивается очередная операция, боевая или учебная. Но это – дело будущего. А пока братья-казахи, киргизы, таджики и армяне покидают Россию, возвращаются к месту постоянной дислокации наши гвардейцы из 217-го полка ВДВ. И окончательный финиш будет дан только тогда, когда последний солдат вернется домой.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления