RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

ю-в.

741мм 56%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Город Маршрутный передел

Маршрутный передел

В Челябинске больше года идет необъявленная война на рынке пассажирских перевозок. Так называемые «черные» газелисты всячески препятствуют выходу на линии новых комфортабельных и безопасных автобусов. По разным оценкам, только с октября 2010 года было сов

В Челябинске больше года идет необъявленная война на рынке пассажирских перевозок. Так называемые «черные» газелисты всячески препятствуют выходу на линии новых комфортабельных и безопасных автобусов. По разным оценкам, только с октября 2010 года было совершено более 100 диверсий и последовавших за ними захватов маршрутов. Депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Василий Швецов обратился к властям и правоохранительным органам Челябинской области с просьбой дать правовую оценку криминализации рынка пассажирских перевозок на маршрутных такси в Челябинске и принять закон для предотвращения подобных преступных действий.

Лихорадочный расцвет

Полтора десятка лет назад создание на Горьковском автозаводе пассажирского микроавтобуса «Газель» дало мощный толчок развитию в России рынка маршрутных такси. В зачаточном состоянии это направление пассажирских перевозок существовало и в советские времена. В отличие, скажем, от торгово-челночного бизнеса не сразу начался бум маршруток и в постсоветские времена: не было ни законодательной, ни технической базы. Только к концу 90-х годов стало очевидно, что альтернативой традиционному автобусно-трамвайно-троллейбусному способу перевозки пассажиров, особенно в крупных российских городах, должна стать сеть частных маршрутных такси. Так и случилось: частники открыли ворота своих гаражей и гаражиков, и на улицы Челябинска, как и других городов-миллионников, хлынули вереницы юрких «желторотиков» – пассажирских «газелей», окрашенных в желто-оранжевые цвета. Стоимость проезда в маршрутках была сравнительно невелика, вполне доступна даже студентам и бюджетникам.

Но моментально тот еще хаотично-лихорадочный рынок породил и массу проблем. Запах наживы заставлял владельцев маршрутов гонять машины по городу денно и нощно, нещадно эксплуатировать водителей, которые, в свою очередь, вносили сумятицу в движение транспорта, совершали массу аварий, хамили пассажирам. Вскоре стало ясно, что и сама конструкция пассажирской «газели» ущербна с точки зрения безопасности перевозок, их комфортности. Буквально за три-четыре года парк маршруток-первенцев устарел, перестал соответствовать новым условиям пассажирских перевозок. Перед владельцами предприятий (как правило, частными предпринимателями) встала дилемма: либо модернизировать свой автопарк и принимать новые условия игры, либо уходить с рынка.

Новее машины – жестче конкуренция

Городские власти, в том числе и под давлением общественности, начали предпринимать действенные меры к тем перевозчикам, которые не хотели или не имели возможности выводить на маршруты более комфортабельные и безопасные автобусы. Лицензии стали выдавать только тем владельцам маршрутов, которые делали реальные шаги в переоснащении автопарка. На улицах Челябинска появились более вместительные микроавтобусы таких мировых марок, как «Форд», «Пежо», «Фиат» и даже «Мерседес». Но тут же сработал неписаный закон: тот, кто не выдерживает здоровой конкуренции, не в силах играть по новым правилам, создает черный рынок со всеми его негативными проявлениями. Это произошло и в Челябинске. Вчерашние официальные владельцы маршрутов, лишившись лицензий, не желали покидать рынок. Мотив оставался прежним: как можно больше откусить от денежного пирога. «Черные» газелисты не только не желали списывать устаревшие маршрутки, но и начали пополнять свои гаражи теми «убитыми» машинами, от которых избавлялись «белые» перевозчики.

Но всякое появление на маршрутах нелегалов неизбежно приводило к столкновениям на рыночной поляне. «Белые» призывали власти навести порядок, обращались в правоохранительные и надзорные органы. «Черные» (иначе их называли «зелеными» по цвету табличек на бортах) бомбилы объявили негласную войну: они попросту стали захватывать маршруты, выводя на них отживающие свой век «газели». Так челябинский рынок маршрутных такси захлестнула волна рейдерства – незаконного захвата бизнеса.

Как действуют рейдеры

В самой схеме захвата бомбилы-маршрутчики не изобрели ничего нового. Организаторы рейдов действуют просто: любым способом препятствуют выходу новых автобусов на «белые» маршруты. При этом применяются уже забытые с 90-х годов приемы: по утверждению руководителей компаний-перевозчиков, рейдерские захваты происходят с применением холодного оружия, группы молодых людей спортивного вида жестоко избивают водителей на глазах у пассажиров с причинением вреда здоровью различной степени тяжести, прокалывают шины, бьют стекла и зеркала, даже подбрасывают на места стоянок автобусов гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Стоит автобусу не выйти на маршрут, как тут же по нему мчится давно списанная, не имеющая лицензионной карты «газель». Как правило, за рулем таких «убитых» машин – граждане зарубежных государств, преимущественно закавказских республик.

Именно это обстоятельство стало частью рейдерской схемы, изобретенной в Челябинске. Дело в том, что рекрутирует водителей-иностранцев на работу в маршрутках некое агентство по подбору персонала (назовем его «Кадровый советникъ»). За трудоустройство кавказцев кадровики получают немалые деньги, они заинтересованы в трудоустройстве иностранцев. Чаще всего полулегально их садят за управление списанными «газелями» и выводят на захваченные маршруты. Существует легальная компания перевозчиков, которая на интернет-сайтах заявила о противодействии рейдерским захватам маршрутов такси. Это «Беркут 2», представители которой обратились и к жителям города, и к властным структурам с просьбой защитить интересы законных владельцев городских маршрутных такси. К сожалению, пока власти практически никак не отреагировали на те правонарушения, о которых говорят руководители «Беркута 2». В ответ на заявления – постановления об отказе в возбуждении уголовных и административных дел. Стандартная фраза в этих постановлениях – размер нанесенного ущерба незначительный, хотя реальный урон владельцам новеньких автобусов исчисляется уже сотнями тысяч рублей. По разным оценкам, только с октября 2010 года было совершено более 100 диверсий и последовавших за ними захватов маршрутов. Вот лишь часть той хроники рейдерских захватов.

20 ноября 2010 года на территории ООО «Автотранс» после выпуска автомобилей на законный маршрут №372 (конкурентный нелегальному №72к) неизвестные бросили ручную гранату, взрывом повреждено два автобуса, ущерб составил около 300 тысяч рублей, по факту возбуждено уголовное дело №426618 от 20.11.2010 г., но результатов расследования нет.

5 июля 2011 года совершено нападение на автомобили маршрута №24, повреждено 29 колес. Написано заявление в полицию.

В августе 2011 года подверглись нападению водители ООО «ТСМ», работавшие на маршруте №60. Рейдеры средь бела дня вытаскивали водителей из маршруток и избивали их, прокалывали шины и били стекла. На следующий день на маршрут вышли чужие автобусы, а водители ООО «ТСМ», боясь за свою жизнь, отказались выходить на работу.

В октябре 2011 года ООО «Беркут 2», обслуживающее маршруты №172 и №7, подверглось рейдерскому захвату по тому же сценарию: угрозы водителям, повреждение автобусов, выставление на маршруты автобусов по документам ИП Краснощекова и ИП Каминский.

В ноябре 2011 года неизвестными повреждены автомобили ООО «Мегаавто» на маршруте №372, ущерб составил около 100 тысяч рублей.

В декабре 2011 года повреждены восемь автобусов ООО «Автотранс» на маршрутах №26 и №372, повреждены автобусы ООО «Автоконт» на маршрутах №86 и №52.

4 января 2012 года были повреждены автобусы ООО «Мегаавто» на маршруте №7, разбиты стекла, зеркала и фары, молодчики резали ножами шины и били битами стекла.

7 января 2012 года стоянку с автомобилями ООО «Автотранс» ночью неизвестные забросали семью бутылками с зажигательной смесью, две бутылки пробили стекла, в результате сгорели салоны автобусов, одна прожгла шины, ущерб – около одного миллиона рублей.

Власти хранят молчание

По статистике, которую вынуждены вести владельцы официальных маршрутов, за прошедшее время атаковано 28 маршрутов (№№372, 24, 60, 7, 172, 3, 6, 14, 20, 22, 29, 37, 40, 42, 50, 52, 53а, 56, 62, 63, 65, 85, 89, 90, 92, 95, 96, 99), принадлежащих более чем 20 компаниям-перевозчикам. При этом в отказных материалах правоохранительных органов содержатся, например, такие фразы: «…На основании вышеизложенного прихожу к выводу, что в действиях молодых лиц отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст.167 УК РФ, так как… они не повлекли утрату функциональных свойств автомобиля и не препятствуют его использованию по назначению». Это цитата из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.07.2011 г., подписанного сотрудником ОМ №2 майором Фетисовым Р. В. «…Состав преступления отсутствует, так как причиненный ущерб в размере 61 000 рублей не может быть значительным для организации…», – утверждал начальник ОП №2 УМВД РФ по г. Челябинску полковник Цицер А. И. 29.08.2011 г.

Пострадавшие стороны уверены, что действия рейдеров должны квалифицироваться не только с позиции ст. 167 УК РФ, но и по другим составам преступлений, предусмотренным статьями УК РФ: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 127 (незаконное лишение свободы), ст. 199 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации), ст. 205 (террористический акт), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)).

Поскольку ни одно ведомство не встало на защиту прав легальных предпринимателей, в суть проблемы был вынужден вникнуть депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Василий Швецов. Такая ситуация, по его мнению, подрывает доверие собственников бизнеса и граждан к власти, способствует нагнетанию криминогенной обстановки в городе, ухудшает качество обслуживания населения, мешает развитию малого предпринимательства, негативно сказывается на трудовых коллективах компаний, подвергшихся рейдерским атакам. При этом уничтожается частная собственность и попирается само право на ее неприкосновенность.

Депутатские запросы Василий Швецов направил губернатору области Михаилу Юревичу, начальнику ГУ МВД Владимиру Скалунову и прокурору области Александру Войтовичу, в которых он попросил дать правовую оценку криминализации рынка пассажирских перевозок на маршрутных такси в Челябинске, принять соответствующие меры для привлечения к ответственности лиц, причастных к противоправным действиям, и предотвращения подобных преступных действий в дальнейшем. Пока реакции на депутатские обращения не последовало, зато нападения на стоянки перевозчиков продолжаются. Похоже, недалек тот день, когда в криминальные разборки начнут вовлекать и жителей города, которые зачастую по неведению вынуждены пользоваться услугами бомбил и ездить в списанных «газелях». Такую тревогу Василий Швецов высказал и при личной встрече с главным федеральным инспектором полномочного представителя президента России в Уральском федеральном округе. Ему же передан и пакет документов, подтверждающих факты нападения на водителей и порчи автомашин. Что же еще должно произойти, чтобы представители властных структур изменили свою позицию, делая вид, что ничего не происходит на улицах областного центра?

На правах рекламы.

Егор АРТЕМЬЕВ

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления