Главный скандал недели, а то и года: ФАС возбудила дело в отношении губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, регионального Министерства дорожного хозяйства и компании «Южуралмост» о сговоре на торгах по ремонту дорог. Нарушения антимонопольного законодательства выявлены при проведении 29 аукционов на общую сумму более восьми миллиардов рублей. Разбираемся, как на Южном Урале появился новый дорожный монополист и какие контракты ему доставались.
От автобана до моста
До 1 апреля 2016 года содержанием автодорог регионального и межмуниципального значения на 411 объектах Челябинской области занималась компания «Южуралавтобан». Позже в регионе наступила эра другого главного подрядчика, о котором раньше вообще мало кто слышал, — компании «Южуралмост». Обе организации имеют магнитогорские корни.
Сегодняшний дорожный монополист до 2015 года особо не участвовал в торгах по госзакупкам. Мы нашли сведения всего о двух контрактах в общей сложности на 27 миллионов рублей. Зато теперь, спустя три года, «Южуралмост», по данным УФАС, имеет 95-процентную долю по содержанию и ремонту дорог.
ЗАО «Южуралмост» входило в группу компаний «Автобан». Этот факт в общем-то и не скрывался.
В конце 2015 года компания выиграла первый крупный дорожный аукцион на 980 миллионов рублей. С 1 января 2016 года «Южуралмост» приступил к содержанию дорог Челябинска — контракт заключили на год.
— Для нас это не первая, но значимая победа, — заявил тогда руководитель группы компаний «Автобан» Алексей Бубнов. — «Южуралмост» и «Южуралавтобан» исторически дополняли бизнес друг друга в содержании автодорог и мостов Челябинска и области. Ресурсы обеих компаний, спецтехника и трудовой персонал будут объединены с целью максимально качественного оказания услуг городу.
Кроме того, администрация Челябинска по условиям контракта передала «Южуралмосту» в аренду 92 единицы спецтехники, принадлежащей муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожных работ города Челябинска».
В декабре 2016 года «Южуралмост» выиграл ещё один аукцион в Челябинске — уже на 4,4 миллиарда рублей. За эти деньги компания обязалась три года подряд — с 2017-го по 2019-й — убирать дороги в столице Южного Урала.
Но городские контракты были всего лишь цветочками, ягодки покрупнее дорожники начали собирать позже.
Нам любые дороги дороги...
Первый лакомый контракт в Челябинской области «Южуралмост» получил в начале 2016-го. Компании достались сразу два крупных заказа на общую сумму 13 миллиардов рублей. Миндортранс региона обеспечил тогда подрядчика работой на три года.
Антимонопольной службе не понравилось соглашение, и с её подачи оба аукциона отменили. По одному контракту — на миллиард рублей — не было публичных слушаний. А второй, на 12 миллиардов, по мнению ФАС, ограничивал конкуренцию: в один лот завели содержание и ремонт 411 объектов.
В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта первое замечание исправили и провели публичные слушания.
Дмитрий Микулик, в ту пору занимавший должность замглавы министерства (сейчас он министр дорожного хозяйства. — Прим. ред.), заявил, что заключение контракта на три года — в первую очередь в интересах области. Так чиновники смогут контролировать работу подрядчика на всех этапах выполнения договора.
— Трёхлетний контракт позволит установить гарантийные обязательства, предусматривающие устранение недостатков за счёт подрядчика в течение всего срока действия контракта. Для подрядных организаций самый очевидный плюс заключается в планировании, — убеждал Дмитрий Микулик.
Претензии к заказчику — Миндортрансу — глава регионального УФАС Анна Козлова озвучивала неоднократно.
— Тенденция укрупнения лотов отмечается с 2011 года. На торгах по ремонту и обслуживанию дорог область раньше делилась хотя бы на четыре зоны, сегодня — лишь одна, — в июле 2016 года объясняла 74.ru Анна Козлова. — В итоге пришли к тому, что на рынке строительно-ремонтных работ в регионе сегодня конкуренции практически нет, есть лишь два крупных хозяйствующих субъекта. То есть ставились одни цели, а добились другого — появились такие, можно сказать, монстры-монополисты, а качество работы мы с вами не всегда видим.
По словам руководителя регионального УФАС, в Челябинской области эта проблема наиболее ярко выражена.
— Мы достаточно часто отменяем закупки как раз по той причине, что неправильно сформированы лоты. Один из недавних примеров — в один лот работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения объединили 411 объектов Челябинской области, — указывала Анна Козлова.
Челябинские антимонопольщики подавали в суд по 12-миллиардному контракту на содержание дорог региона, попавшему в тройку самых дорогих госконтрактов России 2016 года. Но в итоге арбитраж Москвы принял сторону Миндортранса.
Кто владеет «Южуралмостом»
Компания «Южуралмост» зарегистрирована в Магнитогорске на улице Северный переход, дом 2, корпус 2. При этом на её официальном сайте значится челябинский адрес: улица Российская, 110. Здесь в офисном комплексе Greenplex сидит руководство компании.
ЗАО «Южуралмост» создали в июле 2001 года, в ноябре 2016 года перерегистрировали в АО. Уставный капитал — полмиллиона рублей. Компания занимается строительством, реконструкцией, капремонтом, текущим содержанием и обслуживанием мостов и путепроводов в Магнитогорске, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областях и Башкортостане.
По данным сервиса Kartoteka.ru, участниками АО «Южуралмост» являются ООО «УРАЛТРАСС-СЕРВИС» (70%) и находящийся в стадии ликвидации «Южуралавтобан» (30%). Компания «УРАЛТРАСС-СЕРВИС» признана банкротом в 2011 году. Её учредителем был Виталий Сидоренко — сын бывшего заместителя главы Магнитогорска Виталия Сидоренко, которого в 2012 году приговорили за взятку к девяти годам колонии строгого режима. В прошлом году сотрудники Интерпола разыскали в Малайзии Сидоренко-младшего и доставили его в Москву. Сына бывшего вице-мэра Магнитки обвиняли в пособничестве в получении взятки отцом.
Гораздо интереснее, но и более запутанной выглядит история «Южуралавтобана». Ещё в 1995 году компанию учредил Магнитогорский меткомбинат, деятельность она стала вести с 2001 года. Сейчас же у ММК остался всего один процент. Совсем недавно,15 августа этого года, арбитражный суд Челябинской области признал ЗАО «Южуралавтобан» банкротом. В отношении него открыто конкурсное производство на четыре месяца.
Кстати, с иском о признании несостоятельным выступила сама компания. В материалах дела указано, что «Южуралавтобан» должен кредиторам более 391 миллиона рублей, а задолженность по налогам превышает 1,2 миллиарда.
В то же время ещё в январе 2018 года 74.ru обнаружил в информационно-аналитической системе «Глобас» связь между местными дорожниками «Южуралмостом», «Южуралавтобаном», ММК, пятью кипрскими компаниями и неким Androulla Papadopoulou. По словам экспертов, такие цепочки обычно используются для вывода средств из действующих компаний за границу.
— За последние годы «Южуралавтобан» минимум два раза менял собственников, — рассказал 74.ru источник, пожелавший остаться неназванным. — В 2012 году компанией управляли структуры Юревича. После его отставки «Южуралавтобан» передали москвичам, имеющим отношение к бизнесмену, сыну генерального прокурора России Артёму Чайке.
Но ни в известных сервисах по проверке контрагентов, ни в системе ЕГРЮЛ сведений о новых владельцах не найти.
— Информацию о смене собственников акционерных обществ можно увидеть только в реестре акционеров компании, — объяснила юрист Ольга Попова. — Также её могут затребовать официальные органы в ходе рассмотрения дел в суде.
Компания «Южуралавтобан» фигурирует в уголовном деле, возбужденном в прошлом году в отношении экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Его обвиняют в получении взяток более чем на три миллиарда рублей и в подстрекательстве к клевете. По версии следствия, будучи главой региона, Юревич получал астрономические откаты в рамках «дорожной революции».
Так или иначе «Южуралмост» уже давно сменил своего учредителя — «Южуралавтобан» на рынке дорожных госконтрактов. Главное — не пришлось бы налоговикам вновь бегать за дорожниками, выбивая миллиардные долги, как это было с «Южуралавтобаном».
Губернатор Челябинской области в 2017 году заработал 60,4 миллиона рублей. По данным, которые официально представил Борис Дубровский, у него в собственности три земельных участка, два дома, дача, квартира, гараж и доли в нежилых помещениях, а также Mercedes-GLE 63. Годом ранее доход главы региона был выше — 73,8 миллиона рублей, а в 2015 году — 77,8 миллиона. Гораздо больше Борис Дубровский получал до того, как стал руководителем региона. Например, в 2013 году он заработал в пять раз больше — 340 миллионов 514 тысяч рублей. Тем не менее отрицательная динамика в доходах не мешает Дубровскому входить в число самых обеспеченных глав российских регионов.
Если вы хотите поделиться информацией о нарушении в сфере госзакупок, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.