Московские архитекторы изучили Челябинск и создали несколько образов для центральных улиц города, парков и скверов. Менять облик мест отдыха начнут в следующем году, но до старта работ специалисты хотят услышать мнение самих горожан. 3 декабря челябинцы встретились с авторами концепции и губернатором области Борисом Дубровским. Как общественность восприняла новые идеи — 74.ru рассказал в режиме реального времени.
Перед началом мероприятия с журналистами пообщался президент союза архитекторов России Николай Шумаков. Он отметил, что в центре Челябинска красивая сталинская архитектура, но ее быстро испортили. Жители стали застеклять и расширять балконы по своему усмотрению, повесили кондиционеры.
Хуже всего, по мнению столичного архитектора, сейчас выглядят первые этажи таких сталинок, где появились магазины с различными вывесками и рекламой. Николай Шумаков назвал это всё «порнографией».
— Но всё это можно исправить, — говорит Николай Шумаков. — Архитекторы постарались в своей концепции создать Челябинск удобный для людей. Главное, убрать наслоения — рекламу, широкие дороги, киоски, вывески. Сделать это можно быстро. Но всё будет зависеть от заказчика — властей города. И главное даже не деньги, а наличие воли это всё поменять.
На обсуждение облика города мог прийти любой желающий. На мероприятие прибыли губернатор Борис Дубровский, врио главы города Владимир Елистратов и председатель комитета архитектуры Челябинска Сергей Репринцев. В зале они заняли место рядом с президентом союза архитекторов России Николаем Шумаковым.
Со сцены губернатор попросил слушателей активно высказывать свои замечания и пожелания.
— Сегодня не будет докладов. Для сегодняшнего вечера выбрали формат интервью, — добавила советник президента союза архитекторов Евгения Муринец.
На вопросы из зала этим вечером будет отвечать Николай Шумаков и другие эксперты.
— Я сутки назад вернулся из Индии, где изучал степень благоустройства. Там тротуаров нет, везде мусор, по улицам ходят коровы и собаки. Для местных жителей это нормально. Приехал в Челябинск — это сказочный город, начал своё выступление президент Союза архитекторов России.
— Оставайтесь! Оставайтесь! — послышались крики из зала.
— Основная идея нашей концепции: город из враждебного к людям сделать удобным. Так уже сделали в Москве, Сочи, Казани, Екатеринбурге. Не нужно выдумывать велосипед. Как это сделать — в Челябинск прилетело полсамолёта с архитекторами из Москвы, чтобы это рассказать. 2020 год — это уже завтра. Надо делать все быстро, — добавил Николай Шумаков.
В зале произошла небольшая перепалка. Вопрос из зала задал житель микрорайона «Парковый-2» Роман Никитин. Видимо, у челябинца накопились претензии к челябинским властям. Он в довольно агрессивной форме обвинил губернатора, комитет архитектуры и главу города в том, что они не смогли вовремя решить проблему с уплотнительной застройкой в микрорайоне. Он также попросил московских архитекторов помочь с доработкой проекта застройки «Паркового-2».
— Не нужно агрессии. Не надо руками махать, — попросил выступающего жителя микрорайона Николай Шумаков. — Вы сами архитектор? Всё прописано и все будет в соответствии с регламентом.
Губернатор обернулся на жителя «Паркового-2».
— Будет интервью со мной, зададите мне этот вопрос, — высказался Борис Дубровский.
Зрителям показывают презентацию, в которой рассказывают, как изучали Челябинск. Архитекторы предлагают использовать на улицах гранит и природный камень из Челябинской области.
— К 2020 году можно благоустроить улицы Лесопарковую, Труда, площадь Ярославского и другие, — говорится в презентации. — Архитекторы разработали модульные остановки. Предлагается сделать хотя бы одну из чугуна от южноуральских производителей. В Челябинске темно и много проводов связи. Чтобы стало лучше, нужно использовать разную подсветку.
В первом ряду презентацию смотрит главный архитектор Челябинска Николай Ющенко. Он живо обсуждает проекты с замглавы города по вопросам градостроительства Владимиром Слободским.
Речь в презентации архитекторов зашла про пешеходные переходы. У замглавы города по дорожному хозяйству Владимира Алейникова в руках ручка и бумага. Он делает себе какие-то пометки, слушая презентацию.
Пометки в своих блокнотах делают и горожане. Одна из челябинок нарисовала симпатичный дом у себя в бумагах - вся концепция нового Челябинска на одном рисунке.
Снова пошли вопросы из зала. Микрофон передали челябинскому краеведу, координатору группы «АрхиСтраж» Юрию Латышеву.
— Не нравится, в каком состоянии сейчас находится перекрёсток улиц Карла Маркса и Кирова. Надо убрать ларьки и ничем не закрывать исторические здания. У памятника Курчатову делают какие-то площадки на незаконном торговом центре. Скейт-площадки надо убрать за памятник. Главное — это культурное наследие, — заключил Юрий Латышев.
Краеведу архитекторы ответили, что на пересечение улиц Кирова и Карла Маркса они предлагают сделать амфитеатр.
— Сейчас там блошиный рынок, — отвечают архитекторы. — Мы сделаем это пространство лучше.
К беседе со столичными архитекторами подключилась жительница Центрального района Ирина Соловьёва.
— Интересуют ливневые стоки. Челябинцы во время дождей ходят по щиколотку в воде. Куда вода будет утекать? — спросила челябинка.
Архитекторы отметили, что при разработке концепции будет учитываться и новый проект ливневых канализаций.
Другой актуальной темой для города остаётся озеленение.
— Липовая аллея на Кирова сейчас в плохом состоянии, — отметили архитекторы. — Мы предлагаем средства, как ее сохранить. Тотального мощения в новой концепции не будет.
Коснулся вопрос и транспортной схемы Челябинска.
— По Челябинску мы собрали данные, опросили жителей, изучили транспортные потоки. Опрашивали местных экспертов и общественников — Якова Гуревича, Льва Владова. Наши эксперты жили в Челябинске неделю. По результатам создали онлайн-карту. Данные передают архитекторам, чтобы им было проще проектировать. Предлагают сместить приоритеты и изменить баланс в пользу пешеходов и велосипедистов. Места для всех машин не хватит в центре. Поэтому приоритет будет отдан общественному транспорту, — рассказала одна из разработчиков комплексной системы организации дорожного движения в Челябинске (КСОДД).
Во время обсуждения нового облика Челябинска речь зашла про выделенные полосы для общественного транспорта. Такую практику хотели применить в центре города, на улице Труда. Но потом от этой затеи челябинские власти отказались.
Московские эксперты считают, что выделенные полосы для общественного транспорта нужны Челябинску. В этот момент замглавы города по вопросам дорожного хозяйства Владимир Алейников прищурился и очень скептически посмотрел на слайд с выделенными полосами.
Чувствуется, что масса претензий и замечаний к властям накопилась не только у горожан, но и у челябинских экспертов в различных областях.
— Челябинск — единственный город, где уничтожили ливневую канализацию, — напомнил челябинский эксперт в транспортной сфере Яков Гуревич. — Мы — столица ржавых ПАЗов. Разве мы ржавые пазики пустим по выделенным полосам? Балансовая стоимость общественного транспорта ноль рублей и ноль копеек сейчас. Давайте будем смещать приоритеты в сторону нормального транспорта для людей.
Предложение Гуревича зал воспринял громкими аплодисментами.
Столичные архитекторы отметили, что общественный транспорт не может быть прибыльным. Это то благо, которое власти должны предоставлять. И снова эти слова зал встретил громкими аплодисментами.
Челябинского урбаниста Льва Владова зрителям представили как профессионального архитектора и активиста. В процессе разработки концепции нового Челябинска он примкнул к московским специалистам.
— 40 человек изучали транспортные потоки в Челябинске с земли и воздуха. Челябинцы для передвижения по городу каждый день выбирают наименее худший маршрут. Это плохо звучит, — признает Лев Владов. — И это надо менять. Например, в городе на некоторых улицах нет тротуаров. Гулять вдоль дороги шумно и небезопасно. Летит пыль. Отгоняет людей с улиц и аудиореклама. У Кировки и площади Революции в районе подземных переходов настоящая зона отчуждения. Люди стараются их обходить, чтобы миновать парковку на площади.
Все замечания и наблюдения команда урбаниста передала москвичам.
— Спасибо вам, считаю, что вы проделали большой труд, — добавил Владов.
— Не рано ли сужать дороги, может быть, сначала наладить работу общественного транспорта? — задали урбанисту вопрос из зала.
— Пробки — это хорошо для Челябинска. Они помогут нам понять, что не нужно в центр ездить на машинах. И выделенные полосы нужны, — считает Владов.
— Площадь Ярославского мало как изменилась на картинке от московских специалистов. Откуда там возьмутся люди? — спросил из зала один из челябинцев.
Лев Владов объяснил, что там охранная зона памятника.
— Мне тоже не нравится такое положение вещей, но архитекторы работали по закону, — добавил урбанист. — Наш краевед Юрий Латышев стоит на защите таких мест. Но, пожалуйста, не трогайте скейт-парк возле памятника Курчатову. Не трогайте последнюю активную зону молодёжи.
Это предложение зал встретил бурными овациями.
Павел Крутолапов и Дмитрий Ступин — челябинские архитекторы, которые помогали московским коллегам разработать новую концепцию для родного города. Они выбрали для работы территорию по улице Сони Кривой от сквера Володарского до улицы Лесопарковой. По сути, это весь студенческий городок. Эта площадь, по их мнению, может стать очень востребованной среди горожан.
— Мы ожидаем, что после реализации такого проекта студенты после пятого курса не захотят потом уезжать из Челябинска, — говорит Павел Крутолапов. — Гулять сегодня в Челябинске негде. С друзьями все выходят гулять только по Кировке, но её проходят всего за 12 минут. Альтернативой пешеходной улице могут стать улицы Сони кривой, Ленина, Коммуны.