Журналист 74.ru Артём Краснов решил ходить на работу пешком и погрузился в прекрасный мир нечищеных тротуаров, отсутствия дорожек для людей прямоходящих и ужаса подземных переходов. Он красочно описал, каково это — быть пешеходом в Челябинске.
— Года четыре назад автодилер рекомендовал мне сменить аккумулятор на машине. Но аккумулятор оказался трудолюбивым и без капризов вытерпел ещё три зимы, испустив дух на восьмом году жизни — пусть электролит ему будет пухом. Так в прошлый вторник я остался без машины и решил до конца морозов ходить пешком.
Мой путь в основном лежал вдоль улицы Братьев Кашириных, и появление пешеходов здесь, тем более зимой, власти явно считают статистической погрешностью. Хуже того, в моём появлении есть элемент провокации, потому что остальные мирно стоят в пробке и всем довольны.
Дорога неоднородна. Перед улицей Косарева, например, оказываешься на такой вот узкой тропе, под которой, вероятно, есть и тротуар. Если смотреть строго под ноги и не дышать, идёшь будто в чистом поле. А если дышать — будто в грязном.
Когда встречается расчищенная дорога, не нужно обольщаться: сделано это ради автомобилей. Поэтому идти нужно с оглядкой и прощать нервных водителей, которые сигналят и оттесняют тебя к обочине. Неужели я такой же кретин, когда за рулём?
Около заправки проход расчищен на ширину лопаты, скорее всего, в интересах самой заправки. В любом случае спасибо.
Косоугольный переход недалеко от супермаркета «Лента» — место довольно неприятное. Автомобили массово сворачивают в этот проезд, чтобы обогнуть пробку, и видно их плохо. А поскольку идёшь по «зимнику», накатанному над тротуаром, могут боднуть и сзади.
Тропа вдоль Кашириных не позволяет двоим разойтись, а выпавший накануне снег к утру принакрылся смогом, словно серебром.
С моей стороны было бы неправильно видеть только плохое. Что в городе действительно делают на совесть, так это баннеры. Сколько любви и неравнодушия вложено в этот простой образец малых архитектурных форм: здесь и фундамент на совесть, и освещение работает. Аккурат возле баннера тропинка делает излом и становится рыхлой, но жаловаться на это глупо, ведь, в конце концов, не может всё быть идеально.
Огибающие пробку автомобили выигрывают минуты три и стоят затем в два ряда перед выездом обратно на Кашириных. Вожак на маршрутке медленно подкатывается к самой бровке, будто это что-то меняет в его судьбе.
Другой вожак тоже огибает пробку, но уже про тротуару, точнее, по толстому накату над его поверхностью. Когда «Би-2» сочиняли «Три сантиметра над землёй», имели ли они в виду и такой вариант?
Для зимнего Челябинска это очень типично: либо идёшь по ухабистой тропинке, зато без риска получить бампером, либо по временной проезжей части, но озираясь. Маршрутчик посигналил мне, я отошёл. У него, в конце концов, план.
Около другой АЗС не сразу становится ясно, идти ли по целине или в обход через заправку? Не то чтобы крюк был большим, но всё-таки это проезжая часть, появление на которой раздражает водителей.
Далее дорога забирает в гору, потом спускается по ступеням, потом поднимается снова и ещё раз спускается. Зато лестницы у Торгового центра неплохо прочищены.
Знак «Стоп-линия» на перекрёстке Каслинской и Кашириных так и не повесили, хотя я уже неоднократно сообщал о проблеме тем, кто способен её решить. Саму стоп-линию почти не видно, а камеры на перекрёстке возобновили работу с декабря. Аккуратнее.
Я приближаюсь к самому колоритному месту: мосту на стыке улиц Кашириных, Свободы, Труда и Российской. Проход по самому мосту закрыт знаками и решёткой, но если перелезть через ограждение, можно пройти по технологическому проходу. Занятие это — на любителя, поэтому я беру правее через стройку будущего конгресс-холла.
Это — любимая часть пути. На фоне эклектичного Челябинска пространство под мостами уже сейчас имеет свой стиль, пусть и мрачноватый. Место годится для декораций фильма про брутальных парней, которые приезжают в безлюдное место, чтобы зарыть в землю пару миллиардов... Впрочем, мы рискуем свернуть к теме челябинского метро.
Я понимаю, что «подмостье» в период стройки не предназначено для пешеходов. Формально мне следовало обогнуть его по улицам Кирова, Труда и Краснознамённой, но это даёт крюк почти в два километра к тем шести, что нужно пройти. Тем более на фоне остальной части Кашириных именно стройка выглядит прогулочной зоной. Искренне надеюсь, что это место когда-нибудь обустроят.
А вообще есть у меня грех: я люблю ходить пешком. И за морозную неделю понял, что в час пик машина экономит сущие крохи времени, так что я мог бы ходить чаще, избавив город от полутора тонн металла, которые везут 75 килограммов меня.
Но есть проблемы. Главная из них — воздух. В морозный день дым от котельной висел параллельно горизонту и как бы показывал городу горизонтальный «фак», и наверняка так же поступали его коллеги на промпредприятиях. Добавим к этому автомобили и прочие прелести. Хождение в Челябинске относится к вредным привычкам, и отказ от него нужно пропагандировать жутковатыми фотографиями, наклеенными на каждую пару удобной обуви. Мол, Минздрав предупреждал.
Но бывают экологически толерантные дни, и тогда на передний план выходит другая проблема: Челябинск смотрит на пешеходов с подозрением. Если разобраться, пешеход — это трутень, который не хочет втискиваться в маршрутку и тем самым через каскадную систему откатов спонсировать нужных людей. Он не хочет платить штрафы за невидимые стоп-линии. Он и баннера-то вдоль дороги не заметит, а если заметит — ничего не купит, ведь в самой натуре пешехода есть что-то такое прижимистое.
В экономическом смысле пешеходы настолько бесполезны, что установка заборчиков и обустройство пешеходных зон — это деньги, выброшенные в трубу. Но не ту трубу, что позволяет спускать на её консервацию несколько кило(мега)рублей в год, а в самую настоящую трубу, где пшик — и нету. Пешеход — нерентабельная форма материи, и этим он очень сильно отличается от тех же баннеров. Ведь баннеры приносят доход и не ворчат.
В идеальном Челябинске вы бы добирались до своей нынешней работы (места учёбы)... Можете выбрать несколько вариантов
Смещение фокуса интересов в пользу «безлошадных» заложено в новой стратегии развития города, правда, пешеходных зон будет не так уж много и в основном в имиджевых целях. Большой проблемой остаётся маршрутный транспорт, и, насколько можно судить, его развитие и контроль пока существуют лишь на уровне деклараций.
На прошлой неделе, когда в Челябинск пришли аномальные морозы и метель, компания «Южуралмост» существенно сократила вывоз снега с улиц. Мы оценили масштаб бедствия вместе с мэром (почти настоящим).
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».