К искусственному прерыванию беременности прибегали еще в глубокой древности. Прямые или косвенные упоминания об этом содержатся в дошедших до нас документах времен Римской империи, в высказываниях Аристотеля и Цицерона, в трудах Гиппократа и даже в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины (Авиценны), жившего тысячу лет назад.
Отношение общества и государства к аборту никогда не было однозначным и всегда находилось в тесной зависимости от экономических и социальных условий жизни, численности и плотности населения, развития религиозных верований и так далее.
Например, законодательством Древней Греции и Рима жизнь будущего ребенка не охранялась, аборты не только не преследовались, но даже оправдывались. По существовавшему тогда представлению, плод в чреве матери не считался прообразом человека. Как сказал Аристотель: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить...» Отец древней медицины Гиппократ относился к абортам отрицательно и считал плодоизгнание безнравственным. Он был противником не только искусственного прерывания беременности, но и применения противозачаточных средств. В тексте врачебной клятвы, приносимой его учениками, было сжато сформулировано отношение врача к больным. В ней имелась фраза, дошедшая до нашего времени: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария (средства, могущего прервать беременность)».
С годами потребность Римской Империи и других стран в рабах и солдатах заставила пересмотреть отношение к аборту. Цицерон выступал за наказание женщины, прибегнувшей к нему: «...женщина должна быть наказана за изгнание плода, так как она крадет у республики предназначенного для нее гражданина...» С течением времени во многих странах все больше укреплялся взгляд на аборт как на преступное деяние, что послужило основанием для издания законов о наказуемости искусственного прерывания беременности.
За аборт наказывали по-разному. В XVI веке в ряде европейских стран искусственное прерывание беременности каралось даже смертной казнью. В России смертную казнь за аборт ввели во второй половине XVII века специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым. В 1715 году Петр I своим Указом смягчил наказание, отменив смертную казнь.
Позднее смертную казнь отменили и в других странах, однако мера наказания в течение многих лет оставалась довольно суровой. Русское законодательство даже в конце XIX столетия предусматривало за аборт тюремное заключение, ссылку в Сибирь или каторжные работы. Причем наказывались не только лица, производящие аборт, но и их пособники, а также сама женщина. В одной из статей «Уложения о наказаниях», принятого в 1885 году, говорилось: «Беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию с другими употребит какое-либо средство для изгнания плода своего, подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь на поселение».
В 1903 году меру наказания изменили: теперь мать, виновную в умерщвлении своего плода, отправляли в исправительный дом на срок не более трех лет.
Совершенно очевидно, что при таком положении дел население принимало все меры к тому, чтобы сохранить в тайне сам факт аборта и скрыть его участников. Этим и объясняется отсутствие в то время более или менее точных сведений о действительном числе абортов.
XX век принес значительные изменения в практику искусственного аборта: от юридического разрешения прерывания беременности ранних и поздних сроков до появления неоперационных, медикаментозных методов прерывания незапланированной беременности. Появление эффективных методов контрацепции в некоторой степени решило проблему, однако многие вопросы остаются актуальными и сегодня. Это безопасность женщины, сохранение возможности вынашивания беременности в дальнейшем, профилактика воспалительных заболеваний и другие.
Интересно отметить, что даже в 1977 году 36 % населения мира проживало в странах, где аборт разрешен по желанию женщин практически без ограничений; 23% – в странах, законодательства которых разрешают аборт по медицинским, генетическим и ряду широких социальных показаний; 12 % – в странах, где для производства аборта предусмотрены лишь медицинские, юридические и генетические показания. Остальное человечество жило в странах, где аборт производился только для спасения жизни беременной женщины или вообще был запрещен.
Наиболее «мягким» в настоящее время является законодательство об аборте в бывших социалистических, скандинавских и ряде других стран. Самые строгие законы остаются в некоторых странах Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. До 80-х годов XX столетия в таких странах, как Италия, Испания, Португалия и ряде других была даже ограничена продажа противозачаточных средств.
Материал предоставлен Клиникой репродуктивной медицины.