Что-то не так… Это я понял еще на первом рейсе Челябинск–Москва, едва началось снижение самолета. Уши заложило необычайно сильно, а через несколько минут начались боли, слово я нырнул в морскую воду метров на семь (кто пробовал, знает ощущения).
Аквалангисты в этом случае «продувают» уши: выдыхают в зажатый нос, барабанные перепонки легонько щелкают, и давление внутри головы выравнивается с наружным. Я попробовал, но стало еще хуже. Несколько часов после посадки я слышал как через матрас: звуки неслись из прекрасного далека, а собственный голос неприятно резонировал в голове.
Как назло, в последующие четыре дня меня ждало еще три перелета, и с каждым приземлением боль усиливалась, а заложенность в ушах после посадки отпускала все менее охотно. На всякий случай я научился читать по губам.
Раньше я и внимания не обращал, но оказывается, самолет начинает снижение минут за 40 до посадки, в течение которых боль прогрессирующе нарастала. Ох, как я мысленно материл пилота и мечтал быстрее или вместо него посадить 250-тонный Airbus: «Давай, отец, сажай, где есть нормальное поле!» Замечу, что летаю достаточно много, но такой «взрыв мозга» в самолете случился впервые.
Естественно, я пытался как-то справится с ситуацией: пил воду мелкими глотками, ел и съел весь бортовой запас леденцов. Перепугал проводниц своим неаппетитно-бледным видом.
В перерывах между полетами полез на медицинские форумы в поисках решения. Название проблемы я выяснил быстро – аэроотит, но вот насчет рекомендаций... На форумах сидят суперпрофессионалы, которые знают четыре тысячи негативных последствий аэроотита и смачно обсасывают перспективу заражения головного мозга какими-то там бактериями, но на прямой вопрос «а что делать-то?» отвечают в стиле «о, это очень сложно, необходимо сделать четыре типа УЗИ, рентген (анфас и профиль), 15 анализов крови, мочи и прочих субстанций, после чего, может быть, удастся купировать боль...». И обязательная ремарка в духе: «но, может быть, уже поздно...»
В перерыве между вторым и третьим перелетом я решил вызвать врача. Дело было в Чехии, график перемещений – очень плотный, поэтому я дождался, когда мы вернемся в Прагу, ибо вызывать врача в деревню с названием Hluboka nad Valtavou казалось бесперспективной затеей.
Он ли меня спасет?
Вот скажите честно, отправляясь в поездку за границу, медицинскую страховку вы покупаете осмысленно или первую попавшуюся лишь потому, что это необходимо, например, для получения визы?
У меня был страховой полис одной из известных и широко разрекламированных компаний. Первое, что напрягло, это отсутствие бесплатного телефона: в буклете указывался только городской московский. А роуминг с моим оператором в Европе совершенно «конский»: этак 100 рублей за минуту. А для вызова врача нужно потратить минут десять, а то и больше! Хорошо, одна пражанка одолжила телефон.
Девушка-оператор записала жалобы и адрес отеля, после чего произнесла обнадеживающее: «Ожидайте, врач скоро будет».
Я ждал часов пять в номере отеля, но врач где-то заблудился. Я набрал в «Ингосстрах» снова, долго объяснял ситуацию, еще дольше ждал повторного звонка, и наконец в 23:00 по местному позвонил представитель компании и траурным голосом сообщил, что дозвониться до врача они не могут, поэтому ясности в вопросе нет. Вот тебе и на!
У меня сложилось впечатление, что, экономя на туристах, казалось бы, крупная и солидная страховая работает с какими-то частными врачами (видимо, так дешевле), а не с нормальными клиниками, у которых есть регистратура, транспорт и штат специалистов. Видимо, в тот день ангажированный медицинский «гуру» был занят другим пациентом или гульнул, поэтому и выключил телефон от греха подальше. Мне посоветовали обратиться в какую-то местную клинику, которая вроде бы примет меня бесплатно и выставит счет страховой, для чего нужно зайти в нее с заднего хода и показать паспорт. Где эта клиника, примут ли меня там, сколько времени займут формальности?! Через семь часов я уже должен быть в аэропорту, поэтому просто лег спать.
Оператор страховой компании позвонил на следующее утро, но дорога ложка к обеду. В тот момент я был уже на пути в Россию.
И вас, батенька, вылечим!
Все-таки отечественная медицина мне как-то ближе и роднее, по крайней мере та ее часть, которая досталась нам в наследство от Советского Союза и еще не успела уйти на пенсию. Вот и я попал к такому отоларингологу в городской больнице, который без лишней суеты и запугиваний объяснил мне суть проблемы и за несколько дней вернул слух. Правда, его диагноз звучал длиннее: «Двухсторонний катаральный отит».
Причиной стал недолеченный насморк, в результате которого каналы, соединяющие ушные полости с носоглоткой, оказались заблокированными. При посадке самолета давление в салоне растет (точнее, возвращается к нормальному), и если у нормального человека оно одинаково давит на внешнюю и внутреннюю полость барабанной перепонки, то в моем случае – только на внешнюю. Это вызывает болезненные ощущения и травмирует ухо.
«Так-так... Перепонки втянуты, воспалены, – осматривал меня врач, а затем показывал на схеме, как именно это произошло. – Еще пара перелетов, и было бы совсем грустно. А так ничего, вылечим».
Друзья, будьте осторожны с перелетами после простудных заболеваний или насморка! На тот случай, если не долечились, а лететь все-таки необходимо, мой доктор посоветовал следующее. Возьмите с собой любые капли для носа, сужающие сосуды, и еще перед полетом закапайте их, а через некоторое время высморкайтесь и «продуйте» уши. Последнее означает зажать нос и выдохнуть в него до появления характерного ощущения в ушах: иногда барабанные перепонки «щелкают» или «скрипят», а уши как бы закладывает изнутри. То же самое повторите во время полета и особенно в начале снижения.
Мой отит вылечился дней за пять. Я капал сосудосуживающие капли в нос, продувал уши, закапывал их лекарством, грел, а также ходил к доктору для более «жесткой» продувки с помощью специальной груши. В целом лечение быстрое и безболезненное, и большую часть его можно было бы проводить в поездке самостоятельно, если знать как.