Здоровье Победимая боль

Победимая боль

Ничто так не изматывает и не раздражает, как нудная, тянущая боль: то руку толком не поднять, то не перешагнуть, угадывая в колене или бедре это сигнальное попискивание, то и не болит вовсе, а так – выщелкивает, заклинивает, тянет. Когда что-то сломал или стукнул, там все понятно: вот вам и травма, вот вам и боль. А тут… Вроде бы и причины нет, и ощущения какие-то несерьезные, даже привыкаешь к ним со временем, сживаешься. А ведь не стоит! Специалисты говорят, решение проблемы есть, и вполне себе результативное, многоэтапное.

Поскрипывает-пощелкивает, заклинивает и не разгибается

Обычная ситуация: катался на коньках, неудачно подвернул ногу. На рентген-снимке – ничего. В травмпункте выписали примочки-припарки, отправили домой. А колено болит. Или играли с друзьями в гандбол, мячом попали в плечо, со всей молодецкой дури его выбили. В травмпункте поставили на место, наложили «косынку», велели больше так не шалить и отправили домой. А плечо заныло. А через пару месяцев вылетело уже само по себе, когда с антресолей доставал ролики и резко развернулся всем корпусом. Снова вправили, сделали снимок – чисто. Но загадка все равно осталась: что ж там болит, и есть ли спасение?

Таких историй ортопеды знают за свою хирургическую практику сотни. «Если речь идет о колене, то чаще всего повреждаются мениски – внутренние и наружные – либо крестообразные связки, которые находятся внутри колена, – говорит

ортопед Александр Светличный

. – В основном это травмы, конечно, спортивные либо людей, которые ведут активный образ жизни». С другой стороны, можно и не быть спортсменом, а идти по улице, например, скользкой и не чищенной от снега, неудачно подвернуть ногу и повредить либо мениск, либо крестообразные связки. «Сначала пациента беспокоит острая травма – колено опухает, – соглашается специалист. – Иногда в травмпунктах или больницах такое состояние лечится как гемартроз – накладывают гипс, убирают кровь из сустава. Гипс затем снимают, колено разрабатывается, но в последующем пациента начинает беспокоить чувство нестабильности в колене: пациенту приходится искать какое-то удобное положение ноги, чтобы перешагнуть что-то, например лужу или яму. Появляется неуверенность при ходьбе: щелкнет – не щелкнет, разогнется – не разогнется, выстрелит – не выстрелит».

Та же беда и с плечом. «Есть такое понятие, как привычный вывих плеча, – вводит в курс дела Александр Владимирович, – пациент падает или ударяется, выбивает плечо из сустава, ему вправляют вывих, надевают на руку специальную косынку или гипс. Через месяц начинают разрабатывать плечо, и пациент как бы выздоравливает. К сожалению, у многих пациентов после такой схемы лечения случаются рецидивы, у молодых людей в возрасте до 35 лет повторные вывихи возникают по статистике в 50–60% случаев. Эта патология так и называется – привычный вывих плеча. И если вывих одного и того же сустава происходит повторно, то это показания для оперативного лечения».

У наших бабушек и дедушек, пап и мам плечо тоже дает о себе знать болью, однако причина другая. «В плечевом суставе есть четыре мышцы, которые крепятся к большому бугорку, их задача – стабилизация плеча, – вступает в диалог

ортопед Сергей Истомин

. – В пожилом возрасте эластичность этих сухожилий становится хуже, чем в молодом, поэтому у лиц старше 60 лет даже при незначительной травме эти сухожилия отрываются. Пациента начинают беспокоить постоянные боли, наступает ограничение функций – рука перестает работать так, как того требуется: невозможно отвести ее назад, поднять, закинуть за спину». В России эта группа пациентов самая многочисленная, считают специалисты. Однако ни пациенты, ни сами участковые врачи на приеме в поликлинике не знают эту патологию, потому что сразу после травмы человек обратился либо в поликлинику, либо в травмпункт. В диагнозе пишут – ушиб плечевого сустава или плече-лопаточный периартрит. Эти диагнозы «достались» еще со времен Советского Союза, но ничего за собой не несут, их ставят всем, у кого болит плечо. Эти недуги пациенты лечат у терапевтов в поликлиниках, у ревматологов, у неврологов, лечение стандартное – УВЧ, мази, примочки, припарки. Месяц, два, три. А боли не проходят. Это не помогает никогда, соответственно таких пациентов тысячи.

Проколы, дырочки и видеокамеры

Чем же они помогут? Либо удалят поврежденный мениск из колена, либо подошьют оторвавшиеся связки, либо обработают повреждённый хрящ в колене и плече, и, о чудо, боль пройдет. При этом валяться месяц на больничной койке не надо, а на месте операции и следа не останется! Ну почти. Артроскопия – малоинвазивная хирургия, вмешательство проводится через небольшие разрезы или проколы, таким образом помощь осуществляется без больших травм суставу и нежелательных косметических эффектов. «Появилась специальная аппаратура, которая вводится через небольшой разрез или даже прокол внутрь либо коленного, либо плечевого сустава, и те повреждения, которые калечат сустав изнутри, устраняются с помощью специального инструмента под контролем видеокамеры, – добавляет хирург-ортопед Александр Светличный. – Для плеча косметический эффект очень важен. Вместо разреза длиной 15 см, как при старой технологии, теперь остается всего три небольших прокола по одному сантиметру каждый, которые через полгода-год уже и не заметны». Так удаляется либо поврежденная часть мениска, которая мешала движению колена, заклинивала его в прямом и переносном смысле. Со временем она травмирует хрящ и приводит к быстрому развитию артроза, поскольку от такой нещадной эксплуатации он быстро стирается.

Либо так же, эндоскопически, вводится специальная аппаратура, и та поврежденная часть в плече – мышцы и сухожилия, которые оторвались в результате травмы, – при помощи специальных фиксаторов ушиваются и закрепляются на месте. Артроскопия показана не только после травмы, но и в силу возрастных изменений при развитии целой группы заболеваний, которые ведут к изнашиванию сустава. По сути артроскопия является первым этапом лечения того же артроза – при разрушении хрящевой ткани с помощью специального инструмента хирург под контролем видеокамеры и через небольшой разрез обрабатывает сустав. В результате стихает боль, уходят на время ограничения в движении, и пациент может еще какое-то время жить обычной жизнью. «При артрозах и других разного рода дегенеративных заболеваниях артроскопия является вспомогательным звеном, – обращает особое внимание Сергей Юрьевич, – избежать эндопротезирования (замены сустава) не удастся, к сожалению, но зато его можно будет отложить на некоторый срок и жить какое-то время без боли». А вероятность повторных вывихов плеча, по данным разных авторов, после проведения артроскопии снижается почти на 90%, поскольку восстанавливается анатомия плеча, которая была до травмы, что позволяет вернуть то качество жизни, к которому человек привык изначально.

После артроскопической операции следует самый важный и решающий период реабилитации, который продолжается от полутора месяцев до полугода. Очень многое зависит от того, как человек будет вести себя в этот период, будет ли он выполнять специальные упражнения, заниматься, разрабатывать руку или ногу, закачивать определенную группу мышц. Если не будет лениться и халтурить, то полное восстановление функций вполне возможно. Специалисты призывают, важно с патологией вращательной манжеты плеча обратиться к специалисту как можно раньше: чем дольше срок «терпения», тем труднее будет восстановить утраченное. «При застарелой проблеме мышца, которая отвечает за поврежденные и выключенные из работы сухожилия, постепенно атрофируется, и добиться полного ее восстановления будет очень сложно, – сетует хирург-ортопед Александр Светличный. – Но даже этим пациентам операция показана, потому что она в любом случае восстанавливает анатомию плеча и избавляет от постоянной изнуряющей боли».

Меняем старое на новое

Если в суставе – плечевом, тазобедренном или коленном – разрушительные процессы зашли слишком далеко, и при малейшем движении или даже в состоянии покоя сустав отзывается мучительной болью, то… паниковать тоже не стоит. Современная медицина позволяет заменить износившийся сустав на новый, искусственный. Эта отрасль ортопедии называется эндопротезирование. «Есть такие заболевания, которые в определенный момент уже бесполезно лечить мазями, таблетками и уколами, – вводит в курс дела ортопед Сергей Истомин. – В зависимости от разных причин – гормональный сбой, травма, врожденная патология – происходит необратимое разрушение хряща. После этого сустав деформируется, возникают боли во время ходьбы, контрактуры, когда человек не может согнуть или разогнуть конечность, говорят, «заклинивает». Выход на сегодняшний день унифицирован. Раньше выполнялось несколько видов операций – делали пересадку кости, сухожилий, разного рода остеотомии, эффективность этих операций была крайне невысокой, теперь операция одна – эндопротезирование». Разница только в том, кто оперирует, в какой клинике и какой при этом используется протез.

Эндопротезирование тазобедренного сустава заключается в том, что удаляется изношенная головка бедра, суставная часть изношенной или деформированной впадины и ставится искусственный сустав – сам поворотно-возвратный механизм. После операции проходит боль, контрактура, человек возвращается к обычной ходьбе, и многие пациенты вообще забывают о том, что у них есть искусственный сустав. Нужна ли будет повторная операция, зависит от многих факторов, в том числе и от того, какой ставится протез. «Мы ставим качественные швейцарские протезы с хорошими параметрами, которые подразумевают срок службы 20–30 лет, – уверен Сергей Юрьевич, – но, как правило, при качественной установке они стоят и дольше, практически пожизненно. В нашей личной практике есть пациенты, которых мы наблюдаем уже порядка 15 лет, и все у них замечательно».

Тот же алгоритм с учетом анатомических особенностей применяется и при эндопротезировании колена и плеча. «С коленом потребность в операциях не меньшая, чем с тазобедренным, но, к сожалению, наши люди привыкли страдать до последнего, – разводит руками специалист. – К тому же в народе гуляет множество предрассудков и слухов, что операция по замене коленного сустава очень сложная, трудная, тяжелая, имеет часто какие-то негативные последствия. Как любое хирургическое вмешательство, операция сложная, конечно, имеет свои риски, но в то же время она поставлена на конвейер: мы выполняем их по несколько в день, и пациенты после этого забывают очень часто про свой новый и неродной сустав. Она объемная, да, но длится всего час». Рядовая отработанная операция, настаивают специалисты, с отработанной технологией, алгоритмом действий, в котором нет и не может быть каких-то отклонений. Нюансы минимальны. Никаких тебе реанимаций и переливаний крови – такого уже нет и в помине!

Пациенты встают на вторые сутки, через пять дней с костылями уходят домой восстанавливаться, а через год будут скакать вприпрыжку и забудут обо всех страхах и болях, как о страшном сне. Костыли нужны лишь на время и для для снижения нагрузки в постоперационный период, пока сустав не врастет в кость нормально. «Доказано экспериментальным путем, что на четвертой–пятой неделе сустав начинает врастать в кость, становясь с ней единым целым. Протез плотно внедряется в кость, и дальше сдвинуть его уже невозможно», – добавляет хирург-ортопед.

Поэтому первые два месяца после операции пациент должен все-таки соблюдать определенные правила безопасности. Чем больше проходит времени, тем шире круг возможностей становится у пациента. Сначала, например, нельзя садиться на низкий стул – лучше постоять, нельзя поворачиваться на бок. А через полгода можно все, кроме прыжков, в том числе с парашютом, и тяжелых физических нагрузок в виде штанги, например. Беречься от инфекций, чтобы не испортить работу. Не переохлаждаться, не перетруждать сустав, не простывать. Можно даже заниматься сексом. Ограничения есть только на первые три месяца – можно использовать только определенные позиции при половом контакте, но со временем они тоже снимаются. «Особенность операции на плече только в том, что после ее проведения требуется гораздо более активная реабилитация, чем при операции на тазобедренном и коленном суставе, – напоминает Сергей Юрьевич. – Человеку нужно добиваться большой подвижности искусственного сустава – поднимать руку, махать ею, опускать, заводить за спину и многое другое. Нужна гораздо большая амплитуда движений. Сама операция такая же стандартная, как и на тазобедренный, и коленный сустав. Требования к дальнейшему функционированию руки и плеча у пациентов гораздо выше, чем к колену и бедру».

Успех эндопротезирования не заканчивается на операционном столе: пациент должен сам приложить много усилий, чтобы освоить тот результат, который создали хирурги, гимнастикой, выполнением определенных рекомендаций и упражнений.

Только для девочек

Современная хирургия нашла способ помочь и прекрасной половине человечества в ее извечном стремлении к красоте. Девочки, специалисты знают, как победить эту пресловутую косточку на ноге, из-за которой не влезешь ни в одни нормальные туфли!

«Хирургия переднего отдела стопы стоит на стыке ортопедии и эстетической хирургии, и обращаются в основном женщины, – улыбается Сергей Истомин. – Так называемая косточка или шишка, которая образуется на первом пальце стопы, часто болит, не дает носить обувь ту, которую хочет сама женщина. Раньше, конечно, больше обращали внимание на то, чтобы не болело. Сейчас эстетической составляющей уделяется не меньше внимания. Женщины хотят выглядеть хорошо, носить каблуки и модельную обувь, и операция позволяет эти женские пожелания воплощать».

Технология современной операции на стопе подразумевает также с помощью небольших разрезов восстановить анатомию стопы: большой пальчик ставится на место, фиксируется специальными крохотными винтиками, которые затем удалять не надо. С первого дня после операции пациентки месяц носят специальную обувь, а затем переходят в обычную, которую и хотели бы носить.

Причин этого недуга две: у 90% женщин врожденная предрасположенность к заболеванию, плюс дает о себе знать ношение обуви на высоком каблуке. В совокупности это способствует еще большему уплощению, распластыванию стопы, что декомпенсируется образованием косточки. Она появляется как явление поперечного плоскостопия. «Плюсневые кости стопы имеют и продольную, и поперечную арки, – поясняет специалист. – Они выполняют роль амортизаторов. Когда арка опускается, то и пальчик начинает загибаться. В результате операции мы ставим его на место, снова формируем арку и возвращаем стопе способность прогибаться и амортизировать (гасить удары). Как результат – операция на стопе сохраняет здоровье всему позвоночному столбу, позволяя при ходьбе пружинить и не деформироваться от ударов». Когда стопа уплощается, это моментально отражается на тазобедренном суставе, коленном и позвоночнике, причем вальгусная деформация проявляется не только на первом пальце, но и втором, и третьем. Возникают так называемые натоптыши, которые женщины пытаются безрезультатно сводить у косметологов – это тоже проявления плоскостопия.

«Помочь женщине мы сможем всегда, однако результат в запущенном случае может оказаться меньше ожидаемого. Я сторонник того, чтобы делать операцию как можно раньше, не дожидаясь ухудшения состояния, – уверен Сергей Юрьевич. – У меня были пациентки и в 18 лет, поскольку халюс вальгус – иногда явление врожденное. Не вижу никакого смысла терпеть и отказывать себе в ношении красивой обуви». Как правило, операция требуется на обеих ногах, однако есть разные варианты – либо оперировать сразу обе ноги, либо при большом объеме (если нужно ставить и первый, и второй пальчик на место) и сложности можно оперировать по очереди.

Куда пойти, кому отдаться

Справиться с болью очень просто. Нужно сделать всего три шага:

  • осознать, что боль (в плече, колене, бедре, стопе) существует, и при проведении лечения улучшения не наступило;

  • при любых болях в плече, колене и стопе обратиться за консультацией к ортопеду;

  • для ускорения постановки диагноза и определения тактики лечения можно провести обычные рентген- или УЗИ-исследования.

«Надо запомнить простое правило: если в течение месяца наблюдается боль в суставе непонятного происхождения, то это повод для более глубокого обследования и консультации ортопеда, который квалифицированно сможет интерпретировать их результаты, – добавляют специалисты. – На МРТ мы посылаем своих пациентов в те центры, специалистам которых мы доверяем. Нужно смотреть не «вообще» сустав, а выполнить определенные срезы: без специальных знаний поставить такую задачу перед исследователем невозможно».

Все остальное – план исследований, анализы, тактика лечения и время операции, рекомендации по реабилитационному периоду – после консультации у хирурга-ортопеда.

Медицинский центр «Канон»;
г. Челябинск, ул. Игнатия Вандышева, д. 6а;
тел.: 8 (351) 217-52-62;
Kanon74.ru.

Фото: Фото Татьяны Тихоновой и с сайта Shutterstock

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Последний раз я смеялся, когда цены на Lada объявляли». Журналист — о веселье в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Мнение
Священник-блогер отреагировал на скандал вокруг челябинского храма, в котором развернули родителей с коляской
Анонимное мнение
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
«Хватит романтизировать 10 кормлений в час»: молодая мама — о повальном принуждении рожать
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления