Росстат опубликовал неутешительные демографические данные за первое полугодие 2015 года. Согласно подсчетам, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года смертность в России выросла в относительных значениях, то есть на 100 тысяч населения на 2,6%, или почти на 27 тысяч жизней. В Челябинской области такой показатель даже выше среднероссийского – 3,6% населения.
При этом российские статистики отмечают, что наибольший вклад в увеличение смертности внесли инфекционные болезни (7,4%), новообразования – (2,6%), в их числе и злокачественные (2,4%) и сердечно-сосудистые заболевания (1,4%). В Челябинской области несколько иная картина. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наоборот, снизилась на 8,4%, зато масла в огонь подлили туберкулез (рост на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) и болезни органов пищеварения (рост на 9,6%). Обе позиции связаны с увеличением числа социально неблагополучных групп населения, а значит и заболеваниями среди них – в том числе с сопутствующими соматическими патологиями и ВИЧ-инфекциями, а также с участившимся употреблением суррогатов алкоголя, вызывающих цирроз и фиброз печени, острый панкреатит.
Показателен и тот факт, что на Южном Урале в первом полугодии 2015 года резко сократилась материнская смертность – на 74,1%. Добиться этого помогла маршрутизация беременных женщин в рамках трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
Однако всеобщую печальную картину традиционно дополняют и смерти при ДТП. В 2014 году на Южном Урале в авариях гибло 11 человек на 100 тысяч населения, а в 2015 – уже 13,3 (рост на 20,9%). Как сообщает пресс-служба Минздрава Челябинской области, основная причина увеличения смертности на дорогах – утяжеление самих ДТП, пострадавшие которых часто гибнут на месте до приезда скорой или по дороге в больницу.
Чиновники склонны искать причины роста смертности во внешних факторах – в старении населения, в увеличении летальных случаев инфекционных заболеваний, в частности, гриппа, и даже в ухоженных кладбищах. В некоторых областях России жители периферии не хотят быть похороненными на местных кладбищах: многие боятся, что к ним на могилы не будут ездить родственники, поэтому стремятся зарезервировать место на кладбищах областных центров. Однако муниципальные власти издают указы, по которым хоронить на городских кладбищах можно лишь тех, кто имеет городскую прописку. Поэтому многие пожилые люди, особенно тяжелобольные, прописываются к родственникам, а когда приходит их час – пополняют статистику смертности крупных городов. Такая тенденция наблюдается в Московской, Ленинградской, Сахалинской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Карелия.
Однако Фонд «Здоровье» считает, что истинной причиной увеличения смертности в России является оптимизация сети лечебных учреждений и медицинского персонала.
«Число коек в стационарах сократилось только в прошлом году на 33,7 тысячи, медработников стало меньше на 90 тысяч, а объем платных услуг вырос на 24%, – сообщил директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. – При этом больше всего пострадало село. За последние два с половиной года были закрыты 950 ФАПов и фельдшерских пунктов. Число госпитализаций сельских жителей снизилось на 32 тысячи, а смертность увеличилась на 15% по сравнению с городами».
В качестве сравнения Эдуард Гаврилов приводит данные 2008–2011 годов, когда министром здравоохранения была Татьяна Голикова. Согласно Росстату, число амбулаторно-поликлинических организаций на тот период в России увеличилось на 2,7%, (в том числе на селе на 12,2%), а число врачей выросло на 2%. Отчасти согласны с таким мнением и сами врачи. Из-за увеличения прикрепленного к поликлиникам населения, сокращения кадрового состава больниц и поликлиник, уменьшается и доступность медицинской помощи. «Люди не обращаются к врачам, занимаются самолечениям, что приводит либо к хроницизации патологического процесса, либо к осложнениям, которые сильно подрывают здоровье, – говорит участковый терапевт Эльвира Терешенко. – Это все косвенно сказывается на увеличении смертности».
Правозащитники и врачи негодуют, что вместо мер по сохранению медицинской сети и повышению качества и доступности медицинской помощи, российский Минздрав ищет оправдания росту смертности населения.
Фото: Фото Ocskay Mark с сайта Shutterstock.com