На Южном Урале проходит мониторинг учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также домов ребенка. Сегодня рабочая группа Общественного совета при минздраве Челябинской области посетила Областной дом ребенка №8, специализированный для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, расположенный в Копейске.
Копейский дом ребенка – один из самых «молодых» и самый маленький в области. Он был создан в 2001 году и размещен после ремонта в здании бывшего детского сада. Коечный фонд – 40 мест, но на сегодняшний день в нем находится всего 33 малыша от месячного до трехгодичного возраста. У большинства из подопечных есть шанс попасть в семью – либо свою биологическую, либо приемную. «Малыши поступают к нам по разным обстоятельствам, – отмечает главный врач ОДР №8 Юлия Тюрина. – Есть "отказники", как правило, это дети-инвалиды с рождения, есть малыши, которых, наоборот, изъяли из семьи из-за жестокого обращения родителей, у которых родители лишены родительских прав, есть у нас дети, их мало – биологические сироты, у которых или оба, или один родитель умерли, но большинство – это дети, находящиеся во временном содержании». По словам специалиста, вся работа с такой социальной проблемой, как социальное сиротство, сейчас направлена на то, чтобы сохранить семью, дать возможность ребенку воспитываться и жить в домашних условиях, поэтому делается все, чтобы оказать семье любую посильную помощь. Если родители, или одна мама, воспитывающая малыша, оказывается в каких-то трудных жизненных обстоятельствах, она может временно поместить малыша в дом ребенка, а потом его забрать без каких-либо санкций со стороны надзорных органов. Это может быть как необходимость пройти лечение, так и куда-то уехать по каким-то причинам, например, на заработки, или чтобы решить семейные проблемы.
«Мы – дом, – подчеркивает Юлия Викторовна, – мы и кормим, и ухаживаем, и лечим, и развиваем малыша, а потом отдаем маме: хоть родной, хоть приемной». Игры и игрушки не стоят без дела, на занятиях у логопедов и психологов в ход идет все: и комплекты Монтесори, и песочные столы, и разного рода чемоданчики с забавным содержимым, пестрые "дождики" и сухие бассейны, и несколько видов кукольных театров – от напалечного до ростового, и еще много-много всего интересного. Развивающие программы создаются педагогами так, чтобы отвечать самим потребностям ребенка: активному и возбудимому помогут успокоится, застенчивому и пугливому – стать смелее и активнее, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, речевого аппарата, коммуникативных навыков. Не забыты и родители – как приемные, так и биологические. Для них проводятся беседы, разного рода школы, на которых специалисты учат взрослых играть с малышами, разговаривать, одним словом, находить контакт и понимание.
Это приносит свои положительные плоды. По словам главного врача, за последнее время «выбывает» из дома ребенка больше, чем поступает в течение года. Это могут быть как родные семьи, так и приемные. Популярны все формы устройства ребенка в семью – и опека, и усыновление. Специалисты отмечают, что число российских семей, которые хотят взять малыша, значительно выросло. Есть и международное усыновление – один два малыша в год находит семью за рубежом, в основном это Испания, Германия, Италия и другие страны, кроме Америки, естественно.
Эксперты отметили, что в учреждении созданы благоприятные условия как для физического, так и психического развития, учитывается даже разница в режимах для самых маленьких, в одной группе – не более шести малышей. Есть дети и с тяжелыми патологиями, для которых в полной мере проводится необходимая медицинская реабилитация и лечение. Недавно одного из подопечных прооперировали врачи федерального кардиоцентра, а другой малыш готовится к операции в областной детской больнице. Выхаживает и реабилитирует маленьких пациентов сам персонал дома ребенка.
«Наша задача – оценить, как поставлена работа по устройству детей-сирот в семьи, и соответствие учреждения критериям, обозначенным в постановлении Правительства РФ №481. В дома ребенка малыши попадают с различными отклонениями в здоровье, поэтому важно понять, как поставлена медицинские помощь и реабилитация, а также условия пребывания детей, их развития – и психического, и физического, и речевого, обстановка должна быть максимально приближена к домашней, семейной, у детей должна быть своя одежда, игрушки, свой уголок», – поясняет член рабочей группы, заместитель начальника управления организации медицинской помощи детям и материям минздрава ЧО Эльвира Домрачева.
Такой мониторинг проводится в настоящее время по всей России, роль координатора возложена на Общественную палату РФ и регионов. «В Челябинской области создано пять рабочих групп, в которые вошли представители самых разных организаций, как общественных, так и профессиональных: врачи, педагоги, психологи, специалисты опеки и надзорных органов, члены общественных объединений и НКО, волонтеры и так далее, всего 37 человек, – добавляет член Общественной палаты ЧО, координатор мониторинга Елена Сыркина. – На сегодняшний момент проверку прошли девять детских домов, в том числе две школы-интерната, и один дом ребенка. Всего рабочим группам предстоит проверить 64 учреждения, из них 53 детских дома, три дома-интерната, один реабилитационный центр и семь домов ребенка».
По словам экспертов, за последние три года потребность в местах в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась, поскольку «дети хорошо усыновляются, изменились социально-общественные обстоятельства, работают все формы устройства детей в семью». Задача мониторинга – стимулировать этот процесс, дать общие рекомендации, обозначить пути решения, если будут выявлены какие-то несоответствия.
Фото: Фото автора