В Челябинске четыре морга вскрывают тела южноуральцев, умерших от COVID-19. Вся информация и образцы для микроскопического исследования стекаются к главному врачу областного патологоанатомического бюро Глебу Сычугову. Патологоанатом с 30-летним стажем работы показал 74.RU, как выглядят лёгкие ковидных пациентов, и объяснил, почему новый вирус похож на высокопатогенный свиной грипп Н1N1.
— При вскрытии видно, что лёгкие резко увеличены в объёме: если обычный вес от 600 до 900 граммов, то при COVID-19 он доходит до 1,5 килограмма, — показывает на мониторе специалист. — Здоровые лёгкие — розовые, при гриппе они просто красные, а здесь — тёмно-вишнёвые, бордовые, с очагами чёрного. Если их потрогать, они плотные, как будто резиновую консистенцию имеют, и на вид лакированными становятся. На разрезе с них стекает густая-густая жидкость, которая препятствует дыханию.
Главный специалист по патологоанатомической анатомии Челябинской области Глеб Сычугов говорит, что за свою жизнь сделал немало вскрытий. По его словам, такие лёгкие ему приходилось видеть при высокопатогенном свином гриппе Н1N1.
— Там лёгкие тоже тяжело поражались, не в таком количестве, конечно, люди погибали, но тоже много смертей было, — напоминает он. — Но эта инфекция очень сильно отличается от других.
— Чем?
— Тяжестью поражения. Нет, она не суперзаразна — тут подразумевается именно неадекватная реакция организма.
Патологоанатом объясняет, что из-за действия вируса воспалительная реакция в лёгких развивается бурно.
— Идёт так называемая гипераллергическая реакция, организм начинает повреждаться, — продолжает врач. — При тяжелой патологии лёгких все органы задействованы, особенно сердце и почки, развивается полиорганная недостаточность. Чем позже начато лечение, тем больший объём лёгких подвержен поражению. Поражения эти зачастую необратимы.
Например, микроскопически это более-менее сохранившийся участок лёгкого — вот видно воздушные полости, где происходит газообмен. Тоненькие стеночки — а здесь уже происходит поражение — розовые массы выстилают поверхность, на которой происходит газообмен, и стенки резко утолщены. Молекулы кислорода просто не могут попасть в кровь.
— А ещё более сложные поражения — когда из-за воспаления эритроциты заполняют полость, где происходит газообмен, естественно, воздуха в лёгких нет, и дышать у человека практически не получается. Процесс воздухообмена прекращается, и наступает летальный исход, — говорит специалист.
По словам Сычугова, у умерших от коронавируса, которых он видел, поражёны не менее 2/3 объёма лёгких:
— Это уже серьёзный прогноз. В большинстве случаев это субтотальное поражение — практически 4/5, или просто сплошь лёгкое поражено. Все случаи тяжёлые. Иногда встречается, что ковид обнаруживаем, но такой картины нет. Это, например, у людей, которые умирают от инфаркта миокарда, от инсультов. Бывает, что анализ показывает положительный результат, а в лёгких видим незначительные поражения в этом случае. А бывает просто в виде носительства, когда мы в лёгких вообще не обнаруживаем признаков такой реакции воспалительной — люди умирают от других причин, но у них выявляют положительную реакцию на ковид.
Как и другие врачи, челябинский специалист пока не может сказать, почему COVID-19 не у всех вызывает воспалительный ответ:
— Спрогнозировать, у кого будет какая реакция, пока трудно, исследования на эту тему сейчас бурно идут. Самый главный признак изменения в лёгких — одышка. Кашель может поздно проявиться, какие-то другие симптомы, но одышка означает снижение содержания кислорода в крови. Это признак, который сразу даёт клиническую картину.
Челябинское патологоанатомическое бюро включает в себя десять отделений по всей области, в трёх из них вскрывают умерших от COVID-19. То же самое делают ещё в патологоанатомическом отделении городской больницы № 8. Во время вскрытия все патологоанатомы работают в защитных костюмах.
— В данный момент никаких данных о том, что нельзя заразиться от мёртвого человека, нет, поэтому мы обязаны носить костюмы, защищая себя по полной программе, — объясняет Глеб Сычугов.
В середине июня главный внештатный специалист-эпидемиолог Минздрава заявил, что Челябинская область подошла к пику заражений коронавирусом, когда ежедневно регистрируется около 200 случаев COVID-19. А 22 июня из-за крупной вспышки COVID-19 в онкоцентре зарегистрирован суточный максимум по заболевшим — 270 человек.
К 25 июня с начала пандемии на Южном Урале скончались 129 пациентов с COVID-19. Из них от осложнений коронавируса — 82, ещё 47 — от других тяжёлых заболеваний, инфекция у них была сопутствующей.
В Челябинской области режим повышенной готовности из-за COVID-19 действует до 30 июня, но в региональном Роспотребнадзоре не исключили, что его могут продлить.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
У вас или ваших знакомых подтвердили коронавирус? Или вы попали в обсерватор? Расскажите нам о вашей ситуации на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 932 300–00–74. Телефон службы новостей 700–00–74.