История копейчанина Александра Бобняка, который каждый год проходил флюорографию, но умер от слишком поздно диагностированного рака лёгкого, породила массу вопросов у читателей 74.RU. Тема оказалась болезненной для многих, ведь смертность от рака лёгкого — самая высокая среди всех локализаций, соответственно, и трагических историй, связанных с этим заболеванием, очень много. Можно ли вообще увидеть рак на флюорографии или лучше заплатить деньги и пройти обследование на более «тяжёлом» оборудовании — мы спросили об этом у врача онколога-хирурга торакального отделения Челябинского областного центра онкологии и ядерной медицины Якова Гнатюка.
— Большая часть людей, которые попадают к нам в торакальное отделение, приходит после скрининга флюорографического, — говорит онколог. — Как это обычно происходит: пациент может никуда не обращаться, его ничего не беспокоит, многие даже гордятся тем, что много лет не были в больнице, а потом им приходится пройти флюорографию, и выявляется патология. Львиная доля образований в лёгких выявляются именно на флюорографии, это могут быть и доброкачественные образования, и злокачественные, и какие-то поствоспалительные изменения, именно на флюорографии рентгенолог может заподозрить, что что-то не так, потому что маленькие опухоли себя никак не проявляют, тем более рак лёгкого, он никуда не прорастает и не болит.
В случае с Александром всё было по-другому, он каждый год проходил флюорографию, а рак у него выявили только тогда, когда опухоль вышла за пределы лёгкого и появился болевой синдром. По словам врача, от пропуска патологии, как это было с Александром, никто не застрахован, но такие ситуации скорее исключение.
— Бывает, что на флюорографии образование может располагаться за тенью сердца, или конституция такая — пациент тучный, луч не пробивает. Но это происходит редко, — уверяет специалист.
Современные стандарты скрининга лёгких включают в себя именно флюорографию, и только если на снимках врачи заподозрят неладное, начнётся диагностический поиск.
— Дальше обычно назначается обзорный рентгеновский снимок в двух проекциях: прямой и боковой. Если на нём видят лимфоузлы или центральный компонент, назначают томограмму срединной тени (это тоже рентген). Все обследования назначаются от простого к сложному, сразу компьютерную томографию никто не назначает, только если это образования, по которым сразу видно, что это рак лёгкого. Если врач увидел тень в лёгком, может быть назначена бронхоскопия, в более крупных клиниках, как наша, могут сделать бронхоскопию с ультразвуком, либо взять биопсию через стенку бронха, — поясняет Яков Гнатюк.
По словам врача, сейчас в онкоцентре создан торакальный центр, в который могут обратиться пациенты со всей области со снимками флюорографии или рентгена, если по ним есть вопросы, и максимально оперативно пройти дообследование, вплоть до КТ и ПЭТ КТ.
Проходить флюорографию каждый год врач советует всем без исключения южноуральцам, но особенно тем, кто входит в группу риска. В первую очередь это пациенты с наследственным фактором — если у кого-то родственников уже был рак лёгкого. В группе риска — курильщики (причём любых сигарет и гаджетов), сотрудники вредных производств (металлурги, сварщики и другие), пациенты с тяжёлыми сопутствующими заболеваниями, хроническими пневмониями. Мужчинам — особое внимание, у них, в отличие от женщин, рак лёгких занимает вторую строку в рейтинге онкозаболеваний с показателем 16,8 процента.
— В любом случае, если не проходить ежегодное обследование, то и шанса выявить рак на ранней стадии не будет, — констатирует доктор. — Заметить опухоль на флюорографии можно, и их выявляют, тем более сейчас цифровые аппараты, благодаря цифровой визуализации получаются хорошие качественные снимки. Выявляемость опухолей на ранней стадии с учётом скрининга сейчас стала выше, и первых стадий тоже стало гораздо больше, чем четвёртых, а чем ниже стадия, тем лучше прогноз для больного, тем больше у него шансов жить долго и счастливо.
По данным онкоцентра, у 82 процентов пациентов, обратившихся к онкологам после диспансеризации и профосмотров, рак выявляется на 1-х и 2-х стадиях. Если же пациент обращается к онкологам с какими-то симптомами — обычно это 3-я или 4-я стадия рака.
— Можно вместо флюорографии всё-таки проходить КТ, пусть и за свой счёт? — интересуемся мы у врача.
— Обычная компьютерная томография — это лучевая нагрузка. Мы, сотрудники онкодиспансера, каждый год проходим флюорографию — не рентген, не КТ, мы доверяем флюорографии и прислушиваемся к своему здоровью. И не курим, — подытожил Яков Гнатюк.
Александр Бобняк скончался 22 августа. В начале сентября 2019 года он прошёл флюорографию и получил заключение о том, что с лёгкими всё в порядке. Однако уже через месяц сильнейшие боли в спине заставили обратиться к врачам. После трёх месяцев безуспешного лечения мужчину отправили на рентген, а потом на компьютерную томографию, которая показала опухоль размером почти 10×11 сантиметров. По жалобе пациента страховая компания провела экспертизу, которая показала, что заметить признаки опухоли на снимках можно было ещё в 2014 году, но врач копейской больницы их не замечал. Александр обратился в суд и потребовал взыскать с больницы 800 тысяч морального вреда, но окончания разбирательства не дождался. Сейчас по факту смерти пациента проверку проводит Следственный комитет.
Столкнулись с проблемами при получении медицинской помощи? Пишите нам на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.