Мужчина работает на станции скорой помощи, выезжает к больным в составе реанимационной бригады, которая регулярно доставляет на компьютерную томографию и в больницы тяжёлых пациентов с обширным поражением лёгких. По словам медика, он заболел после очередного такого вызова, и у него подтвердился COVID-19, но выплачивать страховку челябинцу отказываются.
Иван (имя изменено по просьбе собеседника. — Прим. ред.) заболел 20 августа. На работе у медбрата поднялась температура, и его сняли со смены.
— За три дня до моего заболевания мы возили тяжёлого пациента, у него по результатам компьютерной томографии было поражение 75 процентов лёгких. Пациент в итоге скончался, — утверждает сотрудник скорой. — Когда я заболел, ко мне приехали, взяли мазки на коронавирус, тест оказался положительным. Я две недели провёл на больничном, у меня заболела жена. Доктор, с которым мы возили того пациента, тоже заболел через 10 дней после меня, он тоже с положительным тестом оказался на карантине.
Выйдя с больничного, мужчина решил подать документы на страховую выплату, ведь заразившимся на работе медикам положена компенсация 68 811 рублей. По словам Ивана, он получает доплаты за работу с ковидными пациентами, значит, документы, подтверждающие данный факт есть, но этого оказалось недостаточно.
— Когда я решил подать документы, мне ответили, что выплата положена только тем, кто за 14 дней до начала заболевания возил пациентов с COVID-19, подтверждённым анализом ПЦР (такой анализ проводят по биоматериалу, взятому из носа или зева пациента. — Прим. ред.). Если подтверждённых пациентов не было, значит, выплата не положена. По мне якобы проверили информацию о 52 пациентах, которых я перевозил за это время, и ни у одного не было положительного теста. Самое интересное, что результат пациента, после которого я заболел, в системе «Барс» просто не нашли. В итоге сказали, что выплата мне не положена, — рассказывает мужчина. — То, что мы рискуем заразиться на каждом вызове, никого не волнует, мы ведь часто приезжаем на боль в груди, а там оказывается температура. Обидно и то, что я такой не один. У нас есть фельдшеры комнаты комплектации, их там четыре человека, они все переболели коронавирусом, причём в тяжёлой форме — с пневмониями, в стационаре лежали. Им вообще никаких доплат за ковид не положено и страховка тоже, потому что они не контактируют с пациентами. Зато мы им привозим биологические материалы, они обрабатывают наши костюмы, утилизируют их, но при этом якобы не контактируют с ковидом.
Иван написал жалобу на сайте госуслуг и в региональный Минздрав, а также местному депутату. После этого 25 сентября по его случаю всё-таки провели врачебную комиссию, но результат остался тем же. В заключении говорится о том, что в инкубационный период с 6 по 19 августа сотрудником была оказана помощь 52 пациентам, в том числе 9 неизвестным.
— Результаты обследований на COVID-19 у 43 идентифицированных пациентов просмотрены в МИС «Барс» (регистр пациентов, обследованных на COVID-19) и в регистре положительных пациентов Министерства здравоохранения Челябинской области. Пациенты с положительным результатом теста ПЦР на COVID-19 не установлены, — говорится в обосновании отказа в выплате.
То есть оставшихся девять неопознанных пациентов комиссия просто опустила, раз нет данных, значит, они точно были здоровы — отличная логика!
Корреспондент 74.RU направил запрос в управление здравоохранения Челябинска с просьбой прокомментировать отказ в выплатах не только медбрату, но и фельдшерам комнаты комплектации, и получили вполне ожидаемый ответ.
— Выплаты производит Фонд социального страхования (ФСС) на основании решения комиссии в составе представителя работодателя, организации, где проходил лечение пациент и сотрудника ФСС. Комиссия руководствуется указом президента Российской Федерации от 6 мая 2020 № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников». Факт заражения медицинских сотрудников коронавирусом в результате контакта с пациентами не подтверждён (ни одного пациента, с которыми был контакт у данных сотрудников подстанции, нет лабораторно подтверждённого анализа). Соответственно, нет оснований для назначения выплат, — прокомментировал главный врач станции скорой медицинской помощи Александр Васильев. — Каждый руководитель заботится, в первую очередь, о безопасности своих сотрудников, а в случае их заражения — все случаи направляются на рассмотрение комиссии для осуществления выплат.
Где станция взяла требование о пациенте с подтверждённым ПЦР — непонятно. В указе, на который ссылаются в скорой, говорится о том, что дополнительные страховые выплаты положены «врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию». Подозрение на инфекцию не подразумевает обязательного положительно теста ПЦР. При этом результат КТ с заключением о поражении лёгких, по этому документу, принимается даже для подтверждения факта заболевания медицинского работника.
Для назначения выплат утверждён временный порядок расследования подобных страховых случаев, он прописан в постановлении правительства РФ № 695 от 16 мая 2020 года. В нём тоже нет ни слова про тест ПЦР.
— По результатам расследования страхового случая врачебной комиссией в Фонд социального страхования Российской Федерации направляется справка, подтверждающая факт осуществления работы работником, содержащая следующую информацию: ФИО работника, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность работника, СНИЛС, адрес, наименование работодателя, должность работника, период работы работника в указанной должности, перенесенное заболевание и предпочтительный способ получения работником выплаты, — перечисляется в постановлении.
В этом документе вообще не идёт речи о подтверждении контакта, только факт работы с пациентами, у которых подтверждена или подозревается коронавирусная инфекция. Этот факт подтверждён уже тем, что сотрудник получает ковидные доплаты, не так ли?
Есть ещё один любопытный момент. В постановлении прописан алгоритм действий для работодателя и Фонда социального страхования. После положительного теста у медицинского работника больница или поликлиника, которая его обслуживает, обязана незамедлительно известить об этом ФСС и работодателя. В тот же день работодатель обязан создать врачебную комиссию по расследованию страхового случая, оно проводится в течение суток, и справка сразу отправляется в Фонд социального страхования. В день получения справки фонд готовит документы и на следующий день перечисляет выплату. То есть врачебная комиссия должна была собраться и выдать заключение ещё в 20-х числах августа, но произошло это лишь спустя месяц после заболевания сотрудника.
В Фонде социального страхования Челябинской области прокомментировали, что ни в августе, ни в сентябре справки для назначения выплат Ивану и его коллегам не получали, соответственно, не могли начислить выплату.
— Единовременные страховые выплаты назначаются и выплачиваются региональными отделениями фонда социального страхования по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. Работодателем оформляется справка, которая направляется в территориальный фонд. Эта справка является основанием для осуществления единовременной страховой выплаты медицинскому работнику, — объяснили в ведомстве.
Требование о подтверждённом по анализу ПЦР контакте с пациентом в ФСС прокомментировать не смогли, сославшись на то, что это компетенция Минздрава, ведь фонд выплачивает деньги по факту получения справки от медиков. В Минздраве же корреспондента 74.RU с вопросами о том, кто считается «пациентом с подозрением на коронавирус» и требуется ли для страховки обязательное подтверждение методом ПЦР, перенаправили обратно в ФСС.
— Страховые выплаты начисляет Фонд социального страхования. Для понимания начисления выплат и необходимых документов нужно обратиться за разъяснениями ФСС, — прокомментировали в Минздраве. — А в случае возникновения спорных ситуаций, сложностей в определении источника заражения (бытовой или профессиональный) либо иных вопросов создаётся специальная комиссия в составе представителей региональных отделений ФСС, Роспотребнадзора, Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, а так же врачей — специалистов центра профессиональной патологии и представителей медицинских организаций, — прокомментировали в пресс-службе Минздрава.
Печально, что специалисты Министерства здравоохранения даже не попытались вникнуть в суть вопроса, ответив на него отпиской. Но после запросов 74.RU сотрудники Фонда социального страхования всё-таки договорились с Минздравом провести согласительную комиссию и ещё раз совместно рассмотреть случаи отказа в выплатах сотрудникам скорой. Хочется надеяться, что на этот раз здравый смысл победит над бюрократическими проволочками.
Информацию о начислении выплат медицинские работники могут получить по телефонам горячей линии ФСС. Региональный номер (351) 263–41–99, федеральный — 8 800 302–75–49.
В начале сентября мы рассказывали историю другого медика, которому пришлось буквально выбивать свою страховку. Врач из Златоуста заразился COVID-19 ещё в апреле, когда там произошла массовая вспышка новой инфекции. Но положенную за это страховую выплату получил лишь спустя четыре месяца, после публикации 74.RU.
В конце апреля в городской больнице Златоуста десятки медиков и пациентов заразились COVID-19. Заболевшим при исполнении своих служебных обязанностей врачам и медсёстрам полагалась страховка. Но доплаты они получили лишь после вмешательства прокуратуры. Не выплаченные ранее деньги в июне перечислили девяти специалистам.
В августе девяти работникам Дорожной клинической больницы, инфицированным COVID-19 при исполнении обязанностей, также вовремя не сделали страховые выплаты. Начисления произошли только после вмешательства Уральской транспортной прокуратуры.
Аналогичные проблемы с получением выплат возникли и в Калининском районе Челябинска.
Вы врач и тоже не получили страховку за заражение коронавирусом на работе? Расскажите нам об этом на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.