Челябинский нейрофизиолог Юрий Корюкалов изобрел умный браслет, который заменяет медицинскую лабораторию и десятки анализов в придачу. Устройство достаточно носить на запястье: электроника автоматически следит за хозяином и, если надо, вызывает скорую. Тот же коронавирус датчики распознают сразу же, впрочем, как и многие другие заболевания.
Идея умного браслета со встроенной медицинской лабораторией зародилась еще в студенческие годы. Слишком необъективными казались начинающему медику данные, полученные во время клинических обследований.
— В лабораторных условиях трудно создать полноценную реальность, — объясняет Юрий Корюкалов. — Вообще поход в больницу — всегда сам по себе стресс. А необходимо оценить, что происходит с организмом в обычной жизни: как он реагирует на те или иные вещи, как утомляется, возбуждается, из-за чего всё это происходит. Родилась идея сделать такой прибор, который можно надеть на человека и вести мониторинг. Стояла задача анализировать всё психофизическое состояние человека.
Юрий Корюкалов известен благодаря своим запатентованным аппаратам от грыж и протрузий. Сегодня их скупают в 51 стране по всему миру, многие врачи считают их альтернативой операции, и сами пациенты замечают серьезные улучшения. Нейрофизиолог по образованию, Юрий в студенчестве сорвал спину. А через несколько лет он выпустил первую партию ортопедических чудо-устройств, которые воздействуют на биологически активные точки, помогают расслабить мышцы у позвоночника, заодно избавляют от боли и напряжения.
Сейчас умные медицинские часы, или, как их называет Юрий Корюкалов, «нейротрекер», научили снимать кардиограмму, энцефалограмму (состояние мозга), измерять температуру, давление, следить за тонусом мышц и уровнем кислорода в крови (что особенно актуально в случае с ковидом).
— Ковид прибор распознает по температуре тела, утомлению (это покажет энцефалограмма) и сатурации (уровню кислорода в крови. — Прим. ред.). Но что еще важнее — пациент будет на постоянном наблюдении системы. Аппарат среагирует на аритмию, что опять же важно при ковиде. Если он видит в динамике, что постепенно идет нарастание, значит, возможно, имеет смысл перейти с амбулаторного домашнего лечения на стационарное, — объясняет изобретатель.
Все показатели отображаются в режиме реального времени в приложении смартфона. Кроме того, умная нейросеть просигнализирует, если надо обратить внимание на ту или иную проблему со здоровьем, спрогнозирует ухудшение или улучшение состояния. В критической ситуации переведет хозяина в оранжевую или красную зону, автоматически отправив СМС-сообщения близким людям пациента и врачам. В них будет геолокация и уже готовые данные обследований.
— В настройках можно выбрать контакты, кому будет отправлено СМС, а второй шаг — оповещение определенной службы, например скорой. Это как в некоторых странах есть «кнопка жизни», только тут даже нажимать не надо, всё происходит само собой. Риск инфаркта можно оценить за 12 часов до первых болей, что постарается сделать нейросеть прибора, потому что первые изменения в организме начинаются задолго до ощутимого дискомфорта, — говорит Юрий.
Умный браслет — находка и для профессиональных спортсменов: по данным аппарата можно понять, какие тренировки наиболее эффективны и когда носитель устройства, наоборот, утомлен — в таком состоянии чаще всего получают травмы и, само собой, не ставят рекордов, не могут бороться за первые места. Так, хоккейному клубу «Трактор» разработчики уже планируют поставить партию браслетов для тестирования.
Использовать браслет также можно в реабилитации детей с ДЦП или аутизмом.
— Измерения во время лечения делаются, но ребенок уезжает из клиники домой, и надо понимать, что происходит с ним там. Перерывы между курсами могут быть длительными: три месяца, полгода. Какие факторы благоприятно воздействуют на организм, а какие провоцируют регресс. Это может быть что угодно: громко работает телевизор и вызывает стресс у ребенка или родители ругаются. Пациенту становится хуже, и тут это будет не на уровне домыслов, всё будет видно наглядно, — продолжает рассказывать об изобретении нейрофизиолог.
Сейчас на нейротрекер получен патент, испытывается первая партия. Сразу после того как программисты отладят точность и настроят удобный интерфейс приложения, браслеты запустят в массовое производство. Ориентировочная цена пока колеблется в районе 30 тысяч рублей, но это скорее профессиональное медицинское оборудование, указывает предприниматель, в качестве основных клиентов видит как обычных южноуральцев, так и сами клиники.
Самим врачам идея нравится, но вот реализация, считают они, может страдать, и в первую очередь в муниципальных больницах. Если в платных клиниках стоимость прибора могут заложить в цену приема врача, да и в целом на оборудование там не скупятся, то бюджетные учреждения, возможно, долго еще не смогут себе этого позволить.
— Это будет работать не во всех поликлиниках, это же дорого, — рассуждает терапевт Ольга Гузь. — Если телефоны врачам раздать, которые будут принимать СМС, это серьезные затраты, плюс связь отдельно надо оплачивать. За сообщениями должен следить специально закрепленный сотрудник. Но в целом я поддерживаю такие разработки. У нас была такая программа, когда мы пациентам раздавали тонометры, и в обратную они нам высылали эсэмэски. Приборы были со встроенными сим-картами. Они строили графики, и мы за ними смотрели. Тем, у кого было высокое давление, мы звонили и говорили, что нужно принять меры. Мы же верим нашим умным часам, они объективные. Если нейротрекер и правда научат следить за тем, что что-то изменилось в параметрах, и включат сразу много видов диагностики, тогда вообще будет отлично. Есть опять же сатурация — очень удобно.
Другой челябинский изобретатель придумал, как заработать на санкционке. Его техникой заинтересовались в Монголии и Гане, а не в России.
Устройство, которое поможет экономить на отоплении, придумал школьник. А вот история девочки, которая изобрела незаметную помпу для диабетиков.
О другой задумке, которая потенциально может уберечь от коронавируса, читайте в нашем материале.