С начала пандемии прошло уже больше двух лет, за это время вирус не раз изменился, а врачи и ученые продолжали его изучать и корректировать методы борьбы с ним. В августе Минздрав выпустил новые методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению ковида. Мы поговорили с врачами, чтобы разобраться, что в них нового и как врачи планируют лечить нас во время этой волны коронавируса.
Информация о лекарственных препаратах публикуется для ознакомления. В каждом конкретном случае терапию назначает лечащий доктор. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, при симптомах болезни обратитесь к врачу.
Иммунолог и терапевт Иван Скороходов говорит, что если говорить именно о новых лекарствах в методических рекомендациях, то там появился препарат с названием имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты. Более известный широким массам как «Ингавирин». В документе говорится, что он «на уровне инфицированных клеток активирует факторы врожденного иммунитета».
— Я не берусь сказать, насколько он эффективен, потому что каких-то хороших клинических исследований [относительно применения «Ингавирина» в терапии ковида] не проводилось и не проводится, — говорит Иван Скороходов. — Ковид ушел на второй план в связи с событиями в мире, и сейчас к нему больше относятся как к неизбежному злу: он есть и есть, тех достижений медицины, которые происходили с начала пандемии — разработка вакцин, новых лекарств — сейчас нет. Сейчас, на мой взгляд, происходит просто латание дыр.
Иван Скороходов — практикующий терапевт, врач аллерголог-иммунолог. Член Российской ассоциации аллергологов и иммунологов.
Еще ряд препаратов, на которые стоит обратить внимание — лекарства, которые предотвращают размножение вируса. К таким, например, относится «Молнупиравир».
— Это довольно умеренной эффективности препарат, но работающий, — говорит иммунолог Николай Крючков. — Его нужно принимать только тем, у кого есть как минимум один фактор риска. Если успеть начать лечение им в первые пять дней, то эффективность защиты от более тяжелого течения составляет 30%. Есть еще более хороший препарат, но аналог зарубежного «Паксловида». Насколько я знаю, его так широко не раздают, хотя у него вроде по клиническим исследованиям у этой же категории пациентов до 90% эффективность.
Николай Крючков — иммунолог, генеральный директор ООО «Клиникал Экселанс Груп», доцент Медицинского университета имени И. М. Сеченова.
«Паксловид» зарегистрирован в США компанией Pfizer — той же, что разработала одну из распространенных в мире вакцин. «Паксловид» тоже применяют за рубежом — например, недавно о нем нам рассказывал доктор Борис Бриль из Израиля. Действующие вещества «Паксловида» — нирматрелвир и ритонавир. Российский Минздрав также включил их в свои рекомендации.
— В Российской Федерации нирматрелвир + ритонавир показан для лечения COVID-19 легкого и среднетяжелого течения у взрослых, в том числе с повышенным риском прогрессирования заболевания до более тяжелого течения и не требующих дополнительной оксигенотерапии (применение кислорода. — Прим. ред.), — говорится в методичке Минздрава. — Лечение лекарственным препаратом, содержащим нирматрелвир + ритонавир, должно быть начато как можно раньше после постановки диагноза новой коронавирусной инфекции или в течение 5 дней после появления первых симптомов заболевания.
Правда, Крючков говорит, что даже аналог «Паксловида» в России мало где есть, не говоря уж об оригинальном препарате. Да и в целом схемы лечения могут отличаться от региона к региону — в зависимости от того, какие есть лекарства в наличии.
— У нас есть «Фавипиравир», который на мой взгляд достаточно токсичный, — говорит Скороходов. — У моих пациентов, которые его принимали, как правило наблюдалось повышение печеночных ферментов. К «Умифеновиру» у меня очень скептическое отношение. Хотя я не устаю повторять, что несмотря на весь мой скептицизм, «Умифеновир» зарегистрирован достаточно серьезной конторой в США. К «Триазаверину» у меня достаточно позитивное отношение, потому что я видел эффект на нем у пациентов. Он неплохой, но к желудку относится безобразно и очень многие пациенты жалуются на тошноту, рвоту, боли в животе. Но это я видел, это не исследование, а мое умозрительное заключение.
Николай Крючков также отмечает, что в терапии ковида применяют гормональные препараты, но как правило в стационаре, при амбулаторном лечении их широко не используют. Они доступны, но самостоятельно их не надо применять. Некоторым пациентам назначают антикоагулянты — кому и зачем нужно их принимать, мы подробно рассказывали в этом материале.
— Если вам ставят диагноз «коронавирусная инфекция», спросите у врача, нужны ли вам антикоагулянты, нужны ли такие препараты как «Молнупиравир» или аналог «Паксловида». Но если речь идет о нетяжелом течении болезни, то общие рекомендации — жаропонижающее, горячее питье и лечение, которое вам нужно по другим заболеваниям, — говорит Крючков.
Врачи говорят, что каких-то особых методов лечения с новой волной не появляется — несмотря на то, что коронавирус мутировал, это все еще знакомый нам штамм «омикрон» — пусть и с некоторыми изменениями. Помимо новых вариантов коронавируса, у текущей волны есть и другие особенности — сейчас многие болеют по второму или третьему кругу. В этом материале мы рассказываем, почему повторное заражение не исключено, а здесь — о том, почему его все-таки очень желательно избегать.
Какова обстановка с коронавирусом на Южном Урале
Заболеваемость коронавирусом в регионе стремительно нарастает. На прошлой неделе Минздрав опубликовал список пунктов вакцинации от COVID-19 и гриппа в Челябинске. А вот опыт непривитой женщины, которая перенесла новый тип ковида.
За прошедшие сутки в Челябинской области выявлено 725 новых случаев заражения коронавирусом, в том числе у 26 школьников. С начала пандемии зарегистрировано 352 858 заболевших. За день выписаны 574 человека. Всего выздоровели 335 355 пациентов. Больных ковидом на данный момент — 8 312, сообщили в Минздраве.
Умерли еще 2 человека — непосредственно от COVID-19.
К 6 сентября с начала пандемии в Челябинской области скончались 9150 пациентов с COVID-19. Из них от осложнений коронавируса — 7888, еще 1262 — от других тяжелых заболеваний, инфекция у них была сопутствующей.