Здоровье проблема «Поездки отнимают последние силы»: больные южноуральцы из отдаленных районов заявили о проблемах с диализом

«Поездки отнимают последние силы»: больные южноуральцы из отдаленных районов заявили о проблемах с диализом

Разбираемся, почему в маленьких городах сложно открыть отделения искусственной почки

Во время процедуры гемодиализа аппарат искусственной почки очищает кровь пациента от токсинов

Больные с терминальной стадией почечной недостаточности вынуждены трижды в неделю проходить процедуру гемодиализа, которая обычно занимает около четырех часов. Еще пять часов каждый раз тратят жители Карталов, чтобы добраться до медицинского центра и обратно. В схожей ситуации пациенты из Брединского и Варненского районов. Они не понимают, почему диализный центр нельзя приблизить к людям, ведь дорога отнимает слишком много сил. Мы спросили об этом у специалистов.

«На легковой машине больше 2,5 часа едем»

Елена в свои 40 с небольшим — инвалид II группы из-за болезни почек.

— У меня поликистоз — у нас это семейное. Мама в 1998 году от этого заболевания умерла, сейчас старший брат на диализе и тетя. И мне это тоже скоро предстоит, — с горечью констатирует жительница Карталов.

Женщина с ужасом ждет это время — и не столько из-за сложности процедуры, сколько из-за проблем с ее доступностью. Дело в том, что ближайший диализный центр — в Магнитогорске.

— Почему люди, которые проживают на юге области, должны мучительно добираться до жизненно необходимой процедуры? Расстояние от Карталов до Магнитогорска — 170 километров в одну сторону. Дорога местами даже без асфальта. Дорога безобразная, мы на легковой машине больше 2,5 часа едем, на «Газели» — еще дольше. Зимой дорогу часто переметает, — говорит Елена. — Многие больные физически истощены, это инвалиды I группы, но они вынуждены добираться до Магнитогорска и обратно три раза в неделю. Пропуск процедуры грозит смертью пациента.

Гемодиализ — метод внепочечного очищения крови при острой и хронической почечной недостаточности. Во время гемодиализа происходит удаление из организма токсических продуктов обмена веществ, нормализация нарушений водного и электролитного баланса.

Из-за проблем с транспортной доступностью часть пациентов вынужденно перебирается жить в город. Так, например, сделали брат и тетя Елены. Но сама она не хотела бы бросать дом.

— У меня знакомый из нашего района ездил так несколько лет, он постоянно жаловался, что эти поездки последние силы отнимают. Но ведь не все могут переехать в город. Вот представьте: живет человек в деревне, у него свой дом, хозяйство, и, если даже всё продать, в городе этого хватит разве что на комнату в общежитии, — приводит свои аргументы жительница Карталов. — Я сама не хочу переезжать, у меня еще есть дома дела. У нас отец старенький, после инсульта, а брат даже не может приехать у него погостить, максимум на выходные, перебежками, потому что даже одну процедуру пропустить нельзя, а пройти ее здесь негде.

«Открытие отделения нецелесообразно»

Недавно Елена обратилась к губернатору Челябинской области с просьбой решить проблему пациентов из южных районов региона и открыть диализный центр в Карталах или Варне, которая находится в 40 километрах от ее города. Ответ пришел из Минздрава.

— Пациенты из Варненского, Карталинского, Брединского и Чесменского районов получают лечение гемодиализом в медицинских организациях Троицка и Магнитогорска, где имеется достаточное количество диализных мест и медицинская помощь оказывается в полном объеме. Открытие отделения диализа в районной больнице села Варна в настоящее время нецелесообразно, — говорится в ответе. — Кроме того, оснащение и штатное расписание этой больницы для организации отделения диализа не соответствуют требованиям порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология».

По данным Минздрава Челябинской области, в регионе сейчас 1228 пациентов живут на диализе, из них в Карталинском районе — 11, в Варненском — 10.

Елена считает, что это несправедливо.

— По всем городам нашей области открываются диализные центры, и это очень хорошо! Даже в Копейске, из которого до областной больницы ехать 15–20 минут, открыли хороший новый диализный центр. А наши больные ездят через день в Магнитогорск, каждый раз полная «Газель» едет и еще легковая машина. Почему бы эти аппараты не перевезти к нам? — задается вопросом пациентка. — Ну есть же хорошие врачи и у нас, можно же обучить сотрудников!

«Задача практически нерешаемая»

В Челябинской области 11 центров, которые оказывают помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью методом диализа, два из них работают в рамках государственно-частного партнерства — это частные центры, которые оказывают помощь населению по полису обязательного медстрахования. Директор одной из таких клиник — ООО «Центр диализа» — Константин Ахматов рассказал 74.RU о перспективах открытия центров диализа в таких городах, как Варна и Карталы. Константин Владимирович много лет был главным внештатным специалистом по гемодиализу Челябинской области, поэтому хорошо знаком со всеми аспектами организации такой помощи.

По его словам, открытие отделений диализа в малых городах сопряжено с целым рядом проблем, и главная из них — кадры.

— В отделениях диализа — уникальный персонал. Это не просто нефрологи или анестезиологи. К этим специалистам предъявляются более широкие требования, так как для эффективного лечения наших больных необходимо иметь глубокие знания и в других специализациях, — объясняет специалист. — Аналогичная история и с медицинскими сестрами, которые для проведения процедуры должны уметь работать с пациентами с сосудистым доступом. Учитывая острый кадровый дефицит даже в крупных городах области, укомплектование отделений диализа врачами (а их нужно как минимум два) и медицинскими сестрами проблематично, а в небольших населенных пунктах — задача практически нерешаемая.

Отделение диализа — это не только аппараты искусственной почки, но и масса другого дорогостоящего оборудования

Второй важный аспект — оборудование и коммуникации, которые часто не способны выдержать нагрузку от диализных отделений.

— Оснащение подобных отделений очень дорогостоящее. Оборудование, обеспечивающее очистку воды для процедур, не зависит от количества пациентов — хоть один, хоть сорок — его нужно приобрести, установить, обслуживать, — говорит Константин Ахматов. — Кроме того, для работы подобного оборудования в населенных пунктах должны быть необходимые мощности у коммунальных систем, в частности достаточные мощности электроснабжения, подачи воды и водоотведения. Подключая оборудование, мы должны быть уверены, что не оставим эти населенные пункты без электричества или воды.

Кстати, по данным 74.RU, пару лет назад в Карталах рассматривалась возможность открытия отделения диализа, но этого не произошло как раз из-за проблем с коммуникациями.

Еще один ключевой аспект для организации диализного отделения — близость к крупным многопрофильным больницам, где в случае чего пациенту оперативно могут оказать помощь.

— Диализ — сложная инвазивная процедура. По сути, мы забираем весь объем крови, который по мере очистки возвращается пациенту. Во время ее проведения возможны любые осложнения — от головной боли до потери сознания. В этом случае очень важно иметь возможность максимально быстро доставить пациента в ближайшее многопрофильное лечебное учреждение для оказания экстренной помощи. В Челябинске, Магнитогорске, Златоусте и других городах такие больницы есть. Что касается Варны и Карталов — то оказание экстренной помощи в этих населенных пунктах не представляется возможным. Особенно зимой, когда высока вероятность заносов на дорогах, — скорая помощь может просто не успеть, — говорит наш собеседник.

По мнению специалиста, существующая сегодня система оказания помощи пациентам из южных районов максимально безопасна и эффективна. Но всё-таки очень хочется надеяться, что чаяния больных будут услышаны.

В 2020 году мы рассказывали историю челябинки в инвалидном кресле, которой отказали в помощи с поездками на гемодиализ.

Столкнулись с трудностями при получении медпомощи в Челябинске и области? Напишите нам.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Болтаю поболее, чем женщины, и паркуюсь так же». Журналист — о неприятии культа «настоящих мужиков»
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления