ѕривычки питани€ формируютс€ в детстве, дл€ взрослого они могут перерасти в проблемы с пищевым поведением
ѕривычки питани€ формируютс€ в детстве, дл€ взрослого они могут перерасти в проблемы с пищевым поведением

2 июн€ в –оссии — ƒень здорового питани€, его придумали в противовес «дню обжорства», который в јмерике отмечаетс€ как праздник, когда можно есть то, что хочетс€. јпологетам «ќ∆ и правильного питани€ и праздничных дат не надо, чтобы напомнить о том, как и чем питатьс€, чтобы вам было хорошо. Ќо не всегда проблемы решаютс€ только правильной пищей — вредные привычки за столом преследуют нас с детства.

ѕсихолог, работающий с расстройствами пищевого поведени€, —ергей Ћеонов подтверждает: отношени€ с едой у человека развиваютс€ с детства, и даже поведение мамы и папы за столом может отразитьс€ на пищевом поведении ребенка. Ќапример, если родители посто€нно заставл€ют доедать порцию, в будущем такому ребенку будет сложно чувствовать сытость и понимать, когда нужно перестать есть.

ѕопул€рные ошибки из детства разберем со специалистом.

ќшибка № 1: есть, когда все ед€т

ѕравило «все пошли на обед, и € пойду» играет против вас — со временем будет сложно понимать, когда вы действительно голодны. ≈сть нужно тогда, когда хочетс€ вам, а не тогда, когда это собираютс€ сделать другие. 

ќшибка № 2: есть то, что не нравитс€

ћеню в столовых садиков и школ — одно на всех, но дет€м стоит есть только то, что им реально нравитс€
ћеню в столовых садиков и школ — одно на всех, но дет€м стоит есть только то, что им реально нравитс€

–ебенок с ранних лет способен понимать, что ему нравитс€ кушать, а что нет, но не все родители в это вер€т. ѕохожа€ истори€ случаетс€ в садиках, где чаще всего меню — одно на всех.

— ¬ садиках, особенно советского типа, меню составл€етс€ по стандартам, но специалисты, которые этим занимаютс€, не учитывают, что дети разные. ¬ одной группе могут быть реб€та, отличающиес€ по росту и весу. –ебенку покрупнее и порци€ нужна покрупнее, — объ€сн€ет —ергей Ћеонов. — ≈ще одна проблема — это состав меню: кто-то не любит рыбу — и это тоже нормально. –ебенок может отказатьс€ от нелюбимой еды при условии, что за спиной не стоит воспитатель, который бдит, чтобы все было съедено. ¬о взрослом возрасте у ребенка, который умеет отказыватьс€ от того, что не хочет, проблем с пищевым поведением не будет.

ќшибка № 3: не просить добавки

≈сли тарелки супа мало, ребенку не стоит стесн€тьс€, чтобы попросить еще
≈сли тарелки супа мало, ребенку не стоит стесн€тьс€, чтобы попросить еще

¬спомните, говорили ли вам в детстве: « уда тебе добавка, ты уже тарелку съел»? ≈сли не родители указывали, сколько нужно съедать, то в каждой второй диете прописано, сколько граммов/калорий/кулаков положено. ѕо словам психолога, все эти методы и фразы из детства учат одному — ориентироватьс€ на внешние факторы, а не на ощущени€ собственного тела, которое знает, когда и сколько нужно есть. ѕо€вл€етс€ риск переесть или не доесть.

— Ќе доел человек один раз, значит, есть веро€тность, что в другой раз он съест больше, чем ему нужно. ¬ серьезных случа€х это приведет к расстройствам пищевого поведени€, в том числе анорексии, когда человек просто морит себ€ голодом, — объ€сн€ет психолог. — Ёто проблема не только дл€ здоровь€, но и дл€ жизни: смертность от анорексии — сама€ высока€ среди всех психических расстройств.

ќшибка № 4: делить еду на вредную и полезную

¬редна€ еда — значит, запретна€. ј ее всегда хочетс€ больше
¬редна€ еда — значит, запретна€. ј ее всегда хочетс€ больше

—читать одни продукты плохими, а другие хорошими — неправильно, ведь чем старательнее вы запрещаете себе «вредную» еду, тем больше ее хочетс€. ј та еда, что считаетс€ полезной — курина€ грудка, морковка или огурец — не доставит много при€тных эмоций.

–азделение продуктов может привести к нарушению пищевого поведени€, а это пр€мой путь к перееданию. ≈сть можно все, но в меру, поэтому будучи голодными, задумайтесь, какой пищи хочетс€ на самом деле, от чего телу будет при€тно и легко.

ќшибка № 5: терпеть до обеда

≈сли вы уже голодны, а до обеда еще час — перекусите сейчас
≈сли вы уже голодны, а до обеда еще час — перекусите сейчас

—колько раз в день есть — каждый решает сам. ќфисный сотрудник и грузчик могут питатьс€ по-разному: одному хватит трех-четырех раз, а второму и шесть — норма. »де€ с трехразовым питанием не так плоха, если в ней присутствует и сытный завтрак, и гор€чий обед — это лучше, чем дес€ть раз в день перекусывать одними йогуртами и бананами.

≈сли вы хотите есть, а до обеда еще час — ешьте сейчас, советует психолог.

—  роме голода есть чувство, на него похожее: разные специалисты называют его аппетитом или эмоциональным голодом. Ќапример, если вы хорошо пообедали, а через полчаса вам хочетс€ есть снова — скорее всего, это эмоциональные потребности, а не физиологические. ≈да ни при чем, — объ€сн€ет —ергей Ћеонов. — –азобратьс€ с пищевыми привычками поможет психолог, а составить рацион с учетом потребностей и здоровь€ — диетолог.