Тушению офисных зданий мешают стихийные парковки, а жертв может быть гораздо больше, если внутри – не соответствующие ГОСТам отделочные материалы. Об этом сообщил начальник управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области по пожарному надзору Александр Рымарев. О том, какие здания с массовым пребыванием людей могли попасть в черный список пожарных и как с ними работали, эксперты рассказали на пресс-конференции РИА «ФедералПресс».
Сегодня в Челябинске хватает техники для тушения пожаров, в том числе в высотных зданиях, однако работу служб осложняет нагромождение автомобилей возле них. «Как правило, все административные здания заставлены автомобилями. Вот представим, что в 22-этажной высотке начался пожар. У нас есть 50-метровый подъемник, рассчитанный на 20 этажей, но, чтобы установить его вблизи здания для тушения и эвакуации, нужна спецплощадка. При условии заставленности машинами установить ее невозможно», – говорит Александр Рымарев.
По словам пожарных, остается только пожалеть, что в России нет закона, который бы разрешал, как в Америке, не обращать внимания на чужое имущество, если оно мешает спасению жизней. «В США автомобиль, который мешает пожарным, могут отбуксировать, положить лестницу через него, а мы не защищены в этом плане законом, и, если машина будет повреждена, платить придется нам, – говорит Рымарев. – Поэтому нам приходится искать владельцев, просить, чтобы отогнали транспорт, освободили подъезд, а на это уходит много времени, которого просто нет при пожаре».
В 2011 году в Челябинске горело 21 административное здание. В 2012 – 17. Нарушение требования пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от 150 до 200 тыс рублей.
Ситуация осложняется тем, что используемые в отделке зданий современные материалы легко воспламеняемы и зачастую токсичны. По сведениям пожарных, нескольких вдохов дыма от загоревшейся отделки хватит, чтобы потерять ориентацию и сознание. Более того, в организме человека, вдохнувшего едкие пары, начинаются неотвратимые процессы, которые могут привести к плохому самочувствию и даже гибели спустя несколько дней.
Именно поэтому не удалось избежать лишних жертв во время возгорания в клубе «Хромая лошадь» в Перми. Многие пострадавшие погибли в следующие дни после ЧП.
«На нас часто обижаются, что мы придирчиво проверяем ГОСТы таких материалов, но на это есть веские причины. От дешевой потолочной плитки можно задохнуться, даже если она просто будет лежать в офисе, что же с ней будет, если она загорится?» – говорит Рымарев.
Часто небезопасной является и планировка зданий. Во время приема объектов пожарные проверяют противопожарную сигнализацию, систему оповещения, наличие знаков пожарной безопасности, путей эвакуации, устройств для самозакрывания дверей, систему включения вентиляции.
Офисные погорельцы Челябинска:
2008 год. Офисное здание на улице Карла Либкнехта, 2. Эвакуированы 600 человек.
2010 год: БД «Спиридонов» по проспекту Ленина. Эвакуированы 250 человек. 20 минут ушло на тушение пожара.
2011: Центр делового сотрудничества на улице Коммуны. В тушении участвовали 64 сотрудника ГУ МЧС и 21 единицы спецтехники.
Ресторан Tartufo Bianco, расположенный с торца, выгорел дотла.
«Нам пришлось поработать с 22-этажной высоткой на Кировке. Наш подъемник не достанет до самого верхнего этажа в этом здании, и поэтому при строительстве там была предусмотрена вертолетная площадка. Но в Челябинске нет таких вертолетов, они базируются в Екатеринбурге. Поэтому мы настояли на создании других путей эвакуации с верхних этажей и дополнительной системы тушения. Была специально пристроена отдельная лестничная клетка с подпором, которая выдержит 2,5 часа в огне. Был разработан норматив – больше 50 человек на верхних этажах находиться не должно», – сообщает начальник управления.
Пожарные поправили и планировку ТК «Фокус». Теперь там запасными выходами оборудован каждый торговый отдел. И все же нередки случаи, когда при сдаче пожарным здание соответствует норам, но в процессе эксплуатации планировка изменяется.
«В зданиях много арендаторов, собственников, разных структур и фирм, – продолжает Рылеев. – Когда они «заселяются», то делают перестановки, устанавливают мебель в коридорах, оргтехнику, не обращая внимания на степень защищенности и безопасность. А, как известно, оргтехника – это легковоспламеняемый пластик. Поэтому спустя три года после сдачи здания мы приходим с плановой проверкой и выносим предписания по устранению самопроизвольной перепланировки: перегородок, мебели не на своем месте, всего, что могло бы затруднить эвакуацию».
По мнению пожарных, арендаторы должны сами заботиться о безопасности зданий и не ждать предписаний. Если же нарушения заметили работники компаний, арендующих помещение, то им необходимо обратиться в прокуратуру, сотрудники которой организуют проверку.
Любопытно, что у самих арендаторов отношение к пожарной безопасности двоякое. «Сейчас люди более ответственно относятся к безопасности. Все активно принимают участие в тренировках, достаточно информированы. И обращают внимание на соответствующий пункт в договоре аренды», – делится своими наблюдениями директор УК «Аркаим-Плаза» Дмитрий Агапкин.
«Если бы здание не прошло пожарный контроль, оно не было бы сдано в эксплуатацию. А арендаторы есть разные. Крупные, с жесткими стандартами – такие как банки, страховые компании, – конечно, обращают внимание на пункт о пожарной безопасности в договоре аренды, а мелким арендаторам это часто неважно, – говорит директор по развитию РК «Служба недвижимости» Денис Стукалов, чей офис находится в «Челябинск-Сити».