Из квитанций челябинцев на оплату коммунальных услуг раз и навсегда может исчезнуть навязчивая реклама. Правительство РФ поддержало идею запрета рекламы на платежных документах. Такой проект рассмотрят в первом чтении Госдумы, сообщается на сайте кабмина.
Выгода компаний, которые стремятся разместить на квитках рекламу о своей деятельности, товарах или услугах, очевидна. Квитанция является деловой бумагой, которую рекомендуют хранить не менее трех лет. В течение этого срока реклама на счетах вряд ли окажется в мусорной корзине. Информация на таком документе гарантировано дойдет до каждой квартиры, а значит, ее получит максимально большое количество людей.
Но многих такая реклама только раздражает, нередко жильцы обращаются в прокуратуру с жалобами на засилие рекламы в квитанциях. В связи с этим еще в мае текущего года депутат Госдумы Дмитрий Литвинцев выступил с предложением поправки в закон «О рекламе». После летних каникул власти вернулись к рассмотрению этой инициативы. При этом в правительстве считают нужным запретить рекламную информацию не только на лицевой части квитанции, но и на обратной.
По правилам предоставления ЖКУ информации о начисленной плате за коммунальные услуги, реквизитов плательщика и получателя, в квитанциях может содержаться уведомительная и справочная информация. Это нормативы потребления коммунальных услуг, показания приборов учета, сведения о перерасчетах и задолженности, сроки и способы оплаты и санкции за нарушение этих сроков.
Автор законопроекта отмечает, что в России уже есть судебная практика по поводу размещения рекламной информации в платежных документах. Суды признают ее ненадлежащей и противоречащей правилам предоставления коммунальных услуг. Но не каждый получатель коммунального спама готов пойти в суд. Необходимо законодательно раз и навсегда запретить размещение рекламы в платежных документах.
«Часто, чтобы освободить место для рекламного объявления, полезная для граждан информация на квитанциях печатается очень мелким шрифтом, – говорит Дмитрий Литвинцев. – Люди с плохим зрением, особенно пожилые россияне, с трудом могут прочитать данные о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Платежный документ превращается в рекламный буклет».
Председателя Союза потребителей России Петра Шелища, напротив, реклама в платежках не раздражает. Он отмечает, что это дополнительные доходы организаций, которые выставляют счета для жильцов. «Если они легально получают эти доходы, легально платят налоги и тем самым снижают нагрузку на плательщиков, то я не против, я готов мириться с рекламой, – говорит Петр Шелищ. – Если же деньги идут в чей-то карман левым путем, то с этим нужно разбираться».
С текстом законопроекта №526719-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.
«Новый законопроект с уверенностью можно назвать законом, защищающим права потребителей, – говорит уполномоченный по правам потребителей в сфере ЖКХ Челябинска Анатолий Вершинин. – Люди привыкли доверять официальным документам, поэтому многие воспринимают информацию с квитанций не как рекламу, а как руководство к действию. Квитанция – это документ об оплате коммунальных услуг, и посторонняя информация не должна размещаться на нем».
По мнению коммунального омбудсмена, с принятием новой инициативы бороться с незаконной рекламой на квитках станет проще: «Если жильцы квартир после вступления закона в силу продолжат получать квитанции с рекламой, они могут обратиться с жалобой в прокуратуру, ссылаясь на новый закон». Анатолий Вершинин также отметил, что в этом году в Госдуме было рассмотрено и принято огромное количество законопроектов, которые регулируют сферу ЖКХ и защищают права владельцев недвижимости.
У представителей УК свой взгляд на инициативу столичных властей. «Складывается впечатление, будто депутаты пытаются уличить в чем-то управляющие компании, которые и без того обложены различными санкциями и штрафами, – говорит пресс-секретарь УК «Ремжилзаказчик» Тимур Сафиуллин. – В городе на многих стендах и баннерах размещается реклама, однако претензии у властей появились именно к квитанциям за ЖКУ».
Кроме того, по мнению собеседника, большая часть населения сегодня оплачивает коммунальные услуги через различные электронные системы. Таким образом, некоторые челябинцы и вовсе не обращают внимание на квитанции, которые ежемесячно приходят на их имя. «Кстати, на сайтах, где можно оплатить ЖКУ онлайн, тоже есть баннерная реклама. Выходит, что и она может раздражать пользователей, и ее необходимо убрать», – замечает Тимур Сафиуллин.
Выразили свое мнение о появлении нового законопроекта и сами собственники квартир. На одном из форумов пользователь Сергей оставил комментарий: «Обнаружив в почтовом ящике листок с рекламой, машинально занес его домой. Спустя день выкинул его в мусорку. Только через два дня понял, что на обороте была квитанция об оплате. Считаю, что запрет на такую рекламу необходим».
Против рекламы в квитанциях выступает на форуме и пользователь Olga79: «Реклама должна быть там, где она нужна. Если мне приходит счет за квартиру, и на обороте реклама строительства деревянных домов, то такая реклама совсем не в тему и только раздражает меня». А читательница сайта Валентина Рыжова замечает, что в Челябинске за последние несколько лет можно было наблюдать отсутствие какой-либо цензуры рекламы в квитанциях. Так, например, в квитках можно было найти предложения от сомнительных компаний с сетевым маркетингом и даже рекламу услуг интимного характера.
Раздражает ли вас реклама на квитанциях за ЖКХ?
Однако есть и те, кто не считает новый законопроект необходимым. «Управляющие компании экономят немалые деньги: бумагой для печати квитанций их полностью обеспечивает агентство, которое размещает рекламу, – пишет на форуме жительница Челябинска Елена Шарова. – При запрете эти расходы лягут на плечи управляющих компаний, а соответственно, собственников квартир».