При оплате отопления и горячей воды с жителей города стали брать еще и банковскую комиссию — минимум по 50 рублей. Самыми пострадавшими оказались пенсионеры, которые не дружат с онлайн-сервисами. Разбираемся, откуда взялся новый сбор, насколько это законно и как сэкономить.
— «УСТЭК» продолжает «радовать» не только повышением тарифов, но и тем, что теперь бесплатно оплатить их услуги можно только тем, кто является клиентом Сбербанка. Все остальные должны почему-то внести за перевод денег 1,5% от стоимости счета, но не менее 50 рублей. Это с чего вообще? — возмущается челябинка, приславшая письмо на 74.RU. — У меня мама пенсионерка, пенсия ей приходит в Челиндбанк. Каждую копейку она экономит. Получается, чтобы платить за тепло и горячую воду без комиссии, ей надо или оформить карту Сбера или ехать к тепловикам напрямую! Это просто издевательство.
По словам нашей читательницы, поставщики тепла обосновывают добавку к платежу тем, что ранее они сами эту комиссию платили банкам.
— Но как проверить, сделали ли они перерасчет в платежках — сминусовали ли ее или нет? — недоумевает жительница города.
— Мало того, что взвинтили цены за отопление… Так ещё и начали брать большую комиссию за оплату в «Челябинвестбанке», — сообщает другой наш читатель.
Всеобщая цифровизация помогает оплачивать коммуналку онлайн. Молодежь и люди среднего возраста все операции проводят в телефоне или на компьютере. Но не все челябинцы в силу разных причин могут пользоваться такими сервисами. Многие по привычке идут в пункты оплаты по системе «Город» со всей кипой квитанций. И там с них берут по 50 рублей комиссии за каждый платеж.
— За каждую платежку пришлось заплатить комиссию — 50–60 рублей. За год это будет уже 1200 рублей, — подсчитал еще один читатель. — И это только за тепло и горячую воду. Чую, скоро и за другие коммунальные услуги плюсовать начнут. Этак никакой пенсии не хватит.
Энергетики говорят, что деньги с горожан берет не поставщик ресурсов, а платежные организации. А сам новый сбор возник из-за недавних изменений в законодательстве. Агентом по приему платежей «УСТЭК-Челябинск» (поставщик тепла и горячей воды в Челябинске. — Прим. ред.) выступает «Уралэнергосбыт». Сотрудники компании подтвердили, что с 1 марта этого года при оплате отопления и горячего водоснабжения через банки и сервисы, в том числе систему «Город», с суммы платежа может взиматься комиссия.
«Ресурсоснабжающие организации, в чей тариф теперь не включены эти расходы, не смогут компенсировать банкам комиссию за потребителя»
— С 2021 года запрещено включать в состав тарифа на коммунальные ресурсы, в том числе отопления и ГВС, комиссии за платеж (постановление Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164. — Прим. ред.). В результате ресурсоснабжающие организации, в чей тариф теперь не включены эти расходы, не смогут компенсировать банкам комиссию за потребителя, — объяснили в компании «Уралэнергосбыт». — Это значит, что при оплате услуг ЖКХ в адрес ресурсоснабжающих организаций потребитель будет оплачивать её самостоятельно. Решение о взыскании комиссии на оплату гражданами услуг ЖКХ, а также о ее размере, принимает банк.
Ранее поставщики коммунальных ресурсов заключали соглашения с банками по своему выбору и компенсировали им комиссию за потребителя. Такие расходы закладывали в тариф. Но если потребитель платил ресурсникам через другие банки и сервисы (с которыми не было соглашения. — Прим. ред.), то он самостоятельно оплачивал комиссию. Получалось, что в итоге с него дважды брали деньги. Первый раз — в составе суммы, указанной в платежке, второй раз — банк за перевод средств, объяснили эксперты. Кроме того, потребители вынуждены были пользоваться ограниченным кругом банков, а это уже искусственное ограничение конкуренции. В конце концов законодатели решили устранить эту несправедливость. Расходы на компенсацию комиссии банкам исключили из тарифов всех ресурсоснабжающих организаций, а потребителям дали возможность выбирать сервис для оплаты коммунальных услуг по своему усмотрению.
Теперь, чтобы избежать лишних комиссий, энергетики рекомендуют челябинцам платить за отопление и горячую воду в личном кабинете. При отсутствии доступа к интернету внести оплату за эти услуги можно в челябинских отделениях и сервисах Сбербанка. По словам энергетиков, Сбербанк единственный из банков, кто пошел навстречу ресурсоснабжающей компании в такой ситуации и согласился на снижение процента комиссии. В результате «Уралэнергосбыт» и Сбербанк заключили соглашение, позволившее обеспечить челябинцам бескомиссионную оплату за отопление и ГВС.
А как теперь проходит оплата через систему «Город»? Ее ведь специально разработали для автоматизации приема переводов наличных за коммунальные и прочие услуги. «Город» действует на финансовой и технологической базе «Челябинвестбанка». С вопросом, как избежать комиссии за коммунальные платежи в системе «Город», 74.RU обратился к специалистам «Челябинвестбанка».
«Платежи принимают кассиры и операторы пунктов приема платежей, труд которых должен оплачиваться»
— Действительно, в связи с изменением в законодательстве некоторые ресурсоснабжающие организации перестали оплачивать услуги по приему переводов через систему «Город». Однако деятельность по приему платежей осуществляют кассиры и операторы пунктов приема платежей, труд которых должен оплачиваться. Поэтому банк вынужден взимать дополнительную комиссию с плательщиков в соответствии с тарифами, — объяснили в пресс-службе «Челябинвестбанка». — Обратите внимание, что комиссия взимается, если вы платите в кассовых пунктах через оператора. Также комиссию берут, если оплата производится в сервисах Челябинвестбанка картами других банков. Это обосновано тем, что банк несет затраты на такие операции.
Чтобы не платить комиссию, представители «Челябинвестбанка» предлагают горожанам оформить карту своего учреждения. Владельцы таких банковских карт могут платить за коммуналку без всяких комиссий: на сайте Gorod74.ru, в мобильном приложении Город74, через интернет-банк «Челябинвестбанка» InvestPay, в приложении «Интерсвязь» и в банкоматах «Челябинвестбанка».
Есть риск, что банки просто переложат свои расходы на обслуживание лицевых счетов на управляющие и ресурсоснабжающие организации
По словам экспертов, есть два вида комиссионных вознаграждений в расчетах за жилищно-коммунальные услуги. Первая — это между потребителем и поставщиком коммунальных ресурсов, вторая — между ресурсниками и банками.
— В первой части депутаты Госдумы подготовили законопроект, который обязывает банки и биллинговые центры установить нулевую комиссию для населения. Это ударит прежде всего по бизнесу терминалов оплаты, которые предлагали такую услугу, а также есть риск, что банки просто переложат свои расходы на обслуживание лицевых счетов на управляющие и ресурсоснабжающие организации. А те будут пытаться переложить это в тариф, — объяснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. — Поэтому законопроект завис, но, скорее всего, до следующего созыва его все-таки примут.
Еще одна ситуация возникает, когда договор у коммунальщиков заключен с одним банком, а потребитель оплачивает через другой банк. Раньше за это тоже была комиссия для конечных потребителей, эту лазейку устранила антимонопольная служба.
— При этом необходимо различать две используемые банками технологии осуществления оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций (РСО) — платежи и переводы. Для осуществления платежей банк заключает с РСО соглашение об электронном информационном обмене, на основании которого предоставляет получателю средств электронные реестры платежей. Это позволяет ресурсникам снизить расходы на обработку платежей и добиться ее полной автоматизации, — добавил Павел Склянчук. — В настоящее время информационный обмен с ресурсоснабжающими организациями налажен у крупнейших банков. Поэтому людям предлагается оплачивать такие квитанции, например, через Сбербанк.
Как правило, банковские «надбавки» составляют от 0,5% до 2% от суммы платежа. Законопроект об отмене комиссии при оплате услуг ЖКХ подготовили в прошлом году. Пока он принят Госдумой в первом чтении.
Как повышали плату за тепло в Челябинске
Последний раз тарифы на коммунальные услуги повышали с 1 июля 2020 года. По данным регионального Минтарифов, рост составил 3,4%.
Но в этом году челябинцы получили огромные счета за отопление за январь. В «УСТЭК-Челябинск» сообщили, что этот месяц стал самым холодным за последние три года.
В разгар пандемии коронавируса пенсионеры столкнулись с резким снижением доплат на коммунальные услуги. Во время прямого эфира в инстаграме 74.RU губернатор Алексей Текслер пообещал разобраться в ситуации. В итоге всем, у кого в апреле-мае уменьшили субсидию, начислили доплату вместе с суммой за июнь.
В прошлом году челябинцы столкнулись с похожей ситуацией по отоплению — получили завышенные счета за декабрь. Тогда энергетики объяснили неожиданный рост новой датой учета: управляющие компании теперь передают показания общедомовых счетчиков 26-го числа каждого месяца, а раньше — до 23-го. Поэтому недостающую сумму доначислили в последней квитанции.
А в другой раз энергетики признали ошибку в расчетах по конкретному дому. Выяснилось, что некорректно применение показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Собственникам и пользователям помещений указанного дома пообещали сделать перерасчет.