Такую дату в среду назначил Аргаяшский районный суд по итогам прений сторон. На заседании 3 февраля к делу приобщили еще одну экспертизу и выписки о состоянии здоровья пострадавшей студентки Насти Вяткиной, адвокату владельца агрохолдинга «Равис» отказали в нескольких ходатайствах. Подробности — в репортаже 74.RU.
Заседание 3 февраля началось с обсуждения итогов экспертизы, пришедшей из Екатеринбурга. В этот раз обстоятельства ДТП разбирали сотрудники Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Свердловской области. После их заключения адвокат владельца «Рависа» Анастасия Таминдарова заявила ходатайство — попросила вернуть материалы дела прокурору, сославшись на то, что обвинительное заключение составили с нарушением.
— Экспертиза, которую суд назначил в соседней области, установила, что объем нарушений Правил дорожного движения [вторым водителем] гораздо больший, чем было указано в материалах следствия, — поддержал защитника Андрей Косилов.
Представители потерпевших и гособвинитель против ходатайства возражали, судья объявила перерыв.
— Я отказываюсь комментировать это всё. Просто меня уже из себя выводит эта позиция товарища Косилова, который грубо нарушил [правила], искалечил двух молодых людей и сейчас хочет всё перевернуть в свою сторону, — признался отец водителя «Лады» Анатолий Лавров. — Мы всё равно доведем до конца это дело, чего бы это ни стоило. У нас слишком большие потери здоровья, и судьба нарушена полностью обоих ребят.
Судья после изучения материалов прошение защиты отклонил. Тогда адвокат заявила второе ходатайство — предложила вызвать для дачи показаний экспертов из челябинского и свердловского ЭКЦ, поскольку заметила расхождения в расчетах тормозного пути. Но и в этом ходатайстве ей отказали.
— Там нет никаких противоречий в части выводов. То есть выводы, к которым пришли как наши челябинские эксперты, так и эксперты из Екатеринбурга, абсолютно совпадают, — прокомментировал старший помощник прокурора Аргаяшского района, гособвинитель Даниил Жутаев. — Поскольку Косилов, управляя автомобилем Lexus, выехал на встречную полосу там, где этого делать категорически нельзя, запрещено и знаком, и разметкой, то этот его выезд — уже опасная ситуация. Он создал опасную ситуацию самим фактом выезда на встречную полосу. При появлении там встречного автомобиля эта ситуация перерастает в аварийную. Эксперты, ранее допрошенные, объясняли, что такое аварийная ситуация. Аварийная ситуация — когда при любом стечении обстоятельств (будут оба автомобиля тормозить, будет один автомобиль тормозить или другой) аварии не избежать.
Ссылки защиты на то, что скорость автомобилей не установлена точно, посчитали несостоятельными.
— Чего пыталась добиться сторона защиты? Узнать расстояние, на котором один водитель увидел другого, в частности, на каком расстоянии водитель «Лады» увидел «Лексус» и почему он не предпринял мер торможения. Невозможно это установить, — объяснил Даниил Жутаев. — Потому что, как заявила представитель потерпевшего и как сам потерпевший в суде пояснил: «Я не помню, когда увидел Lexus». Поэтому здесь берутся объективные данные, которые у нас имеются. Были взяты экспертами скорость одного автомобиля, скорость другого, которые установлены со слов очевидцев, которые рядом проезжали. Эти данные и были заложены. Объективных других данных нет, и получить их не представляется возможным. То, о чем говорила защита, а именно показания спидометра, — это не объективные данные. Он мог в любом положении застыть — и на нуле, и на 120 км/час. Научной методики [расчета по спидометру] у нас не имеется. Возможно, эти данные как один из параметров заложить, но нужны и другие параметры — след торможения, допустим, и иные следы, которые бы нам позволяли сделать выводы.
Адвокат пострадавшей Анастасии Вяткиной на заседании тоже заявила ходатайство — попросила приобщить выписку о состоянии здоровья студентки и ее фотографии. Девушку, которая до аварии выигрывала конкурсы красоты и работала моделью, сейчас почти не узнать.
— У нее после трепанации черепа пластина стоит, и лицо у нее в шрамах. Плюс были сломаны скуловые и орбитальные кости, и у нее сейчас асимметрия — лицо на одну сторону перекошено, — рассказала 74.RU адвокат Насти Наталья Гилёва.
После ДТП прошло уже полтора года, и почти всё это время девушка провела в больницах и клиниках. Она лишь недавно начала говорить.
— Самый положительный момент (я сейчас приобщила выписку) — у нее полное сознание. А самое страшное, что у нее сознание вернулось, но она не помнит обстоятельств ДТП и не понимает, что вообще происходит. Она отображает, что она в клинике, с ней занимаются, но она не понимает, почему всё это происходит, — уточнила Наталья Гилёва. — И самое страшное — она не видит.
Шансы на то, что зрение вернется, есть.
— В Екатеринбурге ее обследовали и сказали, что в перспективе нужно ехать в Москву, — уточнила представитель потерпевшей. — Там ее готовы взять на обследование, всё упирается в финансовый вопрос. На данный момент спасибо Фонду святой Екатерины за то, что оплачивают ее лечение, и, может быть, окажут помощь в дальнейшем обследовании по зрению. Перспектива есть, она реагирует на свет.
При этом эмоциональное состояние девушки далеко от стабильности.
— У нее сейчас травма помимо физической еще и моральная. Она постоянно ревет, — поделился отец водителя «Лады» Анатолий Лавров. — Понимаете, сейчас мозг восстанавливается потихонечку, видимо, сознание приходит, а осознание того, что она проснулась — и темнота. Темнота и безысходность.
— Ей настоятельно рекомендована помощь психолога, чтобы произошла адаптация к действительности, — подтвердила адвокат Насти Наталья Гилёва.
Ходатайство пострадавшей стороны суд удовлетворил, и выписки о состоянии здоровья девушки к материалам приобщили.
После этого процесс наконец перешел к следующей стадии — прениям сторон. Прокурор запросил для Андрея Косилова 1 год и 10 месяцев ограничения свободы.
— Данное наказание я считаю объективным, справедливым, — сказал старший помощник прокурора Аргаяшского района Даниил Жутаев. — Ограничение свободы состоит в запрещении определенных действий именно по перемещению, по нахождению в определенных местах. В частности, у нас Андрей Николаевич Косилов проживает на территории Сосновского муниципального района, соответственно, эти ограничения и были мной запрошены в пределах этой территории. И с учетом того, что было совершено дорожно-транспортное происшествие, преступление в сфере безопасности дорожного движения, считаю, что в данных обстоятельствах объективным будет являться и назначение такого вида наказания, как лишение специального права на управление транспортным средством на срок два года.
Речи о том, чтобы назначить Андрею Косилову максимально возможное наказание — два года лишения свободы, — не идет.
— Санкции статьи предусматривают лишение свободы на определенный срок, но в общей части Уголовного кодекса есть ограничение на лишение свободы для лиц, впервые совершивших преступление небольшой тяжести. Часть 1 статьи 264 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести в соответствии с Уголовным кодексом. И в данном случае не может быть применено лишение свободы, — уточнил Даниил Жутаев.
Вину бизнесмена прокурор посчитал доказанной, а иски о возмещении морального ущерба — три миллиона водителю «Лады» Никите Лаврову и 10 миллионов студентке Насте Вяткиной — поддержал в полном объеме. Эти суммы у многих вызывали вопросы, но адвокаты завышенными их не считают.
— На Вяткиной не было живого места, у нее полностью сломано лицо, у нее открытая черепно-мозговая травма, она находилась длительное время в реанимации — между жизнью и смертью. Ей была вставлена титановая пластина в голове, чтобы скрепить эти кости, — напомнила представитель пострадавшей Наталья Гилёва. — Настя вообще без вины в данном случае пострадала. Будучи пассажиром, а не водителем.
Речи о скором восстановлении девушки, к сожалению, не идет.
— Как можно говорить, что 10 миллионов — много это или мало? Я думаю, что на ее месте никто бы не хотел оказаться, — сказала Наталья Гилёва. — 10 миллионов — это та сумма, которая могла бы восстановить социальную справедливость и компенсировать нравственные и физические страдания. То, что она нравственно страдает, безусловно. Физически она перенесла такие муки, которые не дай бог пережить каждому.
Семья Насти не отрицает, что Андрей Косилов до начала судебных заседаний помогал оплачивать лечение пострадавшей, но этого недостаточно.
— С законодательной точки зрения у нас не предусмотрено взаимозачета материального возмещения ущерба в счет компенсации морального вреда. Как нам объяснил подсудимый, денежные средства Вяткиной передавались непосредственно на лечение, что подтверждается расписками, — напомнила представитель студентки.
Адвокат водителя «Лады» Людмила Антонова отметила, что Никите Лаврову Андрей Косилов не помогал, а еще напомнила, что возможности избежать столкновения с Lexus бизнесмена у молодого человека не было.
— У нас имеются показания свидетеля Коваленко, который на момент дорожно-транспортного происшествия был пассажиром автомобиля «Лада», — напомнила Людмила Антонова. — На предварительном следствии, в судебном заседании он указал, что, когда он увидел встречный автомобиль Lexus, почувствовал торможение их автомобиля. То есть Лавров нажал педаль тормоза. А в связи с тем, что машина входила в поворот, ее начало разворачивать вправо, после чего произошло столкновение.
Сам водитель «Лады» обстоятельств аварии не помнит — после ДТП он некоторое время находился в коме в реанимации.
— Столкновение зафиксировано на середине практически проезжей части. Столкнулась левая часть Lexus и правая часть автомобиля «Лада». Даже на видео видно, что автомобиль Lexus перегородил полностью проезжую часть встречного для него направления, — уточнила Людмила Антонова. — Поэтому даже если бы не началось смещение «Лады» влево, то столкновение не было бы исключено.
А вот адвокат с выводами экспертов и следствия не согласна.
— Я считаю, что вина подсудимого не доказана, подсудимый подлежит оправданию, — заявила адвокат Анастасия Таминдарова. — Но в случае если суд посчитает доказанным состав преступления по части 1 статьи 264 УК, прошу учесть в качестве смягчающих обстоятельств совершение преступления небольшой тяжести впервые, положительные характеристики, наличие наград.
Среди таких наград, уточнила защитник, «Знак Почета», орден Дружбы, благодарности президента и губернатора Челябинской области, звание почетного жителя Сосновского района и прочее. Учесть она попросила также помощь потерпевшей студентке и то, что девушка не была пристегнута ремнем безопасности.
— Прошу назначить более мягкое наказание. С учетом значительной суммы требований (13 миллионов рублей), мнения потерпевших, не настаивающих на суровом наказании и оставивших решение данного вопроса на усмотрение суда, отсутствия отягчающих обстоятельств назначить наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей, — предложила Анастасия Таминдарова. — С учетом разумности и справедливости снизить чрезмерно завышенный денежный эквивалент морального вреда и судебных издержек, заявленных потерпевшими, до разумных пределов.
Сам Андрей Косилов тоже высказался по предъявленному ему обвинению, а еще прокомментировал в последнем слове слухи о вождении автомобиля нетрезвым.
Полную версию последнего слова можно прочитать в материале 74.RU. Приговор Андрею Косилову огласят 10 февраля.
Авария произошла 28 июля 2019 года в Аргаяшском районе на 18-м километре трассы Байрамгулово — Новоандреевка. Lexus бывшего вице-губернатора Андрея Косилова столкнулся с автомобилем «Лада», в котором компания молодых людей из Екатеринбурга возвращалась с озера. Водитель «Лады-Весты» Никита и его пассажирка Анастасия после аварии были в коме.
Водитель Lexus на время следствия находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. А на всё имущество Андрея Косилова (четыре объекта недвижимости, один автомобиль) наложили арест.
Всё об этой аварии и ее последствиях читайте в материалах 74.RU.