В Челябинске продолжают обсуждать смертельную аварию на улице Труда, где «Лада» завиляла по дороге и вылетела на встречную полосу после попытки перестроиться вправо. В результате один человек скончался на месте, еще четверо были ранены. Мнения о том, кто виноват в столкновении, разошлись. Одни винят исключительно 32-летнюю женщину, управлявшую «Грантой», другие — водителя Mercedes, помешавшего ей спокойно перестроиться.
— Перестраиваться начала, не глядя в зеркало, и вот результат, — написал один из наших читателей.
— Mercedes тоже хорош. Играют в «шашки», потом аварии такие, — возразил один из водителей.
Таких комментариев под публикациями уже сотни, и мы обратились за разъяснением к экспертам. Так можно ли говорить о виновности водителя иномарки?
— Судя по всему, происходит одновременное перестроение Mercedes и «Лады». У нас, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, при одновременном перестроении надо уступать водителю, который находится с правой стороны, — напомнил автоюрист Лев Воропаев. — То есть Mercedes в этой ситуации имеет преимущество, а водитель «Лады», соответственно, не имел права перестраиваться. Дальше он нарушил пункт 10.1 — не выбрал скорость, которая бы позволяла ему обеспечивать постоянный контроль за движением и избежать дорожно-транспортного происшествия.
Правила поведения водителей при перестроении прописаны в пункте 8.4 ПДД, подтвердил юрист Николай Попов. Там действительно указано преимущество водителя, который находится справа. Однако эта авария, на его взгляд, не рядовая, и многое будет зависеть от экспертов.
— Ситуация, конечно, не классического характера. На первый взгляд кажется, что виновником ДТП является именно водитель Mercedes, так как в его действиях есть агрессивное вождение, — оценил Николай Попов. — Он явно перестраивается из одной полосы в другую, возможно, нарушает скоростной режим, и всё это создает сложности для действующей достаточно классически водителя «Лады». Она показывает поворотник, начинает перестроение, но не уступает дорогу. Такие вопросы всегда разрешаются автотехнической экспертизой. У экспертов, конечно, больше данных, чем у нас — это не только видео, но и схема ДТП, трасология, [характер] повреждений и следов, которые остались на дорожном полотне.
Только при комплексном изучении всех данных выводы о виновности кого-либо из водителей можно будет считать корректными.
— Если эксперты придут к выводу, что есть вина водителя Mercedes, у него целый букет возникает. Это и уголовная ответственность ввиду того, что есть пострадавшие вплоть до летального исхода, и оставление места ДТП. Здесь водителям нужно быть очень внимательными, — предупредил Николай Попов. — Несмотря на то, что они могут никого не задеть и не ударить, если нарушение правил будет выявлено, соответственно, может быть установлена вина в ДТП. И такая практика уже есть.
По словам юриста, в его практике случаи привлечения к ответственности в похожих ситуациях уже были.
— Самого удара, касания у участника не было. Водитель перестроился из одного ряда в другой, и там на достаточно большой скорости ехала бетономешалка, — рассказал Николай Попов. — Бетономешалка не задела то транспортное средство, которое выскочило на ее полосу движения (оно должно было уступить), но уехала в столб. Какие последствия в данной ситуации? Водителя, создавшего помеху для бетономешалки, привлекли к ответственности по статье 12.27 КоАП — это оставление места ДТП.
Статья 12.27 КоАП РФ (невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием) в этом случае влечет лишение прав на срок от года до полутора лет или административный арест до 15 суток.
Значение в случае с аварией на улице Труда может иметь и то, показал ли поворотник водитель Mercedes перед маневром. Пока сделать однозначный вывод об этом качество записи с регистратора не позволяет.
— Водителя Mercedes можно обвинить лишь в том, что он не включил указатель поворота, но с большой долей вероятности эксперты укажут, что отсутствие указателя поворота не находится в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием, — прокомментировал автоюрист Лев Воропаев. — Вероятность того, что можно наказать водителя Mercedes, я думаю, процентов 20-30. Всё будет зависеть от судьи, который будет рассматривать дело.
— Вина может быть признана и обоюдной, то есть могут быть виноваты в ДТП оба водителя. — напомнил юрист Николай Попов.
Напомним, авария произошла 29 декабря около полудня. Очевидцы сняли, как на месте происшествия работали сразу машины скорой, МЧС и ГАИ. Сам момент попал на записи регистраторов, где видно, как Lada Granta крутило на дороге. В списке пострадавших — водитель Lada и ее двое детей, у них тяжелые травмы. В больницу также попала 41-летняя пассажирка Renault. В полиции возбудили уголовное дело.
По части 3 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения со смертельным исходом.) виновнику грозит до пяти лет лишения свободы.
Разбор типичных аварий, в которых сложно определить виновного — в специальной рубрике на 74.RU.