Немало жителей Челябинской области родом из Казахстана — в соседнем государстве, где вспыхнули кровавые протесты, у них остались родственники и близкие. Связаться с семьями им удается с трудом: пропал интернет, телефоны не работают. Казахи рассказывают, обстановка нагнеталась задолго до Нового года. Что они думают о ситуации в разных областях и причинах происходящего, а также какие прогнозы дают соотечественники?
Челябинка Анастасия перебралась из города Актау (около 180 тысяч жителей) на Южный Урал 20 лет назад, однако в Казахстане остались ее мама и бабушка. Она призналась, мысли перевезти родственников в Россию были давно, но воссоединиться с семьей никак не удавалось. Тем временем протестные настроения на Родине только нарастали. Последние несколько суток Анастасия не находит себе места: нормально поговорить с близкими не удается. Связываться получается только ненадолго урывками, когда пробивается сотовая связь или интернет.
— Вчера мы с мамой общались днем, с бабушкой планировали сегодня связаться. Утром в новостях увидела, что ситуация ухудшается, написала сообщение в мессенджере, но оно до сих пор висит непрочитанное, — рассказала Анастасия. — У меня родственники есть в Костанае, в Лисаковске, в Актау. Я знаю, что все они сидят по домам, боятся выходить на улицу.
«На языке так и крутится: всё будет как на Украине. Честно, очень страшно. Сейчас особенно жалко, что не успели раньше вывезти родственников оттуда»
Правительство Казахстана накануне ушло в отставку, в нескольких регионах республики, в том числе в столице, Нур-Султане, ввели чрезвычайное положение, но протесты, начавшиеся после резкого подорожания с 1 января газового топлива, продолжаются. Анастасия считает, цены на газ были лишь предлогом, всё дело в националистических стычках. Они периодически были в прошлом и продолжаются до сих пор.
— Всё было очень напряженно, — рассуждает наша собеседница. — Назарбаев сдерживал националистические движения. Пару лет назад в Казахстане уже была подобная ситуация — там весь город обнесли стеной, вырубили интернет, военных ввели, митингующих разогнали. А тут чего-то ждали вместо того, чтобы действовать. Сейчас, как рассказывают родственники, между городами выставили посты, никого не впускают и не выпускают. Люди идут к войне. В Актау многих возмутило, что на главной площади поставили национальную юрту в цветах российского триколора. Как будто специально нагнетают обстановку: там многие требуют, чтобы повсеместно ввели казахский язык вместо русского. А этот флаг — как красная тряпка для быка.
Мадина живет в деревне Челябинской области, но сама родом из Астаны. Большая часть родственников сейчас в Костанайской области, граничащей с Южным Уралом.
— Мы вчера созванивались с родственниками из Костаная — они говорили, что у них периодически отключают интернет. У меня там тетя и брат с сестрой, до них до сих пор не доходят сообщения, — тревожится Мадина. — Раньше они признавались, что кто-то чем-то недоволен был, но, наверное, так же, как и в России, не хуже. Там была заметна межнациональная рознь, хотя родственники особенно ни на что не жаловались. Мы недавно поздравляли друг друга с Новым годом, всё было хорошо. Надеемся, что в Костанае всё спокойнее, чем в Нур-Султане.
«Южные и северные казахи всегда были порознь, были стычки между кланами. Цены на топливо — это лишь предлог, последняя капля»
Пожилые родители там остались в вакууме, переживает другая челябинка, Евгения. Им уже за 80, а сейчас никак не помочь.
— Второй день нет связи с родственниками. Они вчера с утра возмущенные писали, прорывались, очень были расстроены, — рассказывает Евгения. — А сейчас совсем нет связи. Конечно, мне очень тревожно. У нас еще несчастье случилось: умер родственник (из-за коронавируса остановилось сердце), а из-за того, что нет связи, сообщить родственникам в Казахстан не можем.
Другие выходцы из Казахстана отмечают — протесты похожи на спланированные действия, слишком уж всё организованно.
— До чего довели?! Казахи — трудолюбивый и добрый народ, многонациональный, но никто не мог раскачать там межнациональную рознь, — пишет читательница 74.RU Анастасия. — Тунеядцев там нет, как и бомжей. А вы не обратили внимание, что в России гастарбайтеры откуда угодно, только не из Казахстана?
«Хотите сказать, что народ озверел за сутки — до убийств и погромов?! Люди там живут хорошо. Пенсии выше, чем в России»
Ранее мы писали, какие проблемы из-за этих событий видятся для России в целом и для Челябинской области в частности.