
Из-за внешнеполитических событий во многих семьях испортились отношения
Иллюстрация: Полина Авдошина
Поделиться
Любые конфликты — огромный стресс, особенно если ссориться приходится с близкими людьми. После начала военной спецоперации на Украине во многих семьях случаются перепалки: внешнеполитическую обстановку обсуждают на кухнях и зачастую не могут сдержать эмоций. Одни родственники не разделяют взгляды других, да и вообще общая напряженность чувствуется в каждом взгляде и движении. Как не испортить отношения в семье? Как уменьшить стресс? Как победить выросшую тревогу и меньше бояться? Отвечаем на эти вопросы с психоаналитиком Ольгой Архипцевой.
Разделять внешний круг и семейный круг
Любой разговор может перерасти в словесную перепалку, но как только эмоции берут верх, стоит тормозить себя простым вопросом, советует Ольга Архипцева.
— Надо задать себе вопрос: «Чего я хочу от своего близкого?» — предлагает специалист. — Ответив на него честно, желание спорить исчезнет. Никто не скажет себе: «Я хочу сделать родному человеку больно». Мы видим, что военная спецоперация на Украине происходит очень далеко, но сегодня это каждого затрагивает телесно и психически. Да, мы не можем об этом не говорить. Мы видим миллионные интерпретации того, что там происходит, и понимаем, что объективной информации нет.
Каждый пропускает военные события через себя, но важно не делать из этого драму, попытаться отстраненно посмотреть на ситуацию, каким бы сложным и кощунственным это ни казалось, предлагает психоаналитик.
— Люди, даже живя в одних семьях, были и остаются разными, — рассуждает Ольга Архипцева. — Полнейшая иллюзия — думать о том, что родственники должны разделять политические взгляды. Важно понять: есть отношения в семье и есть отношение к политике. Если человек имеет свою точку зрения, то нет никакой необходимости всех остальных строить в свои ряды. В конце концов это практически невозможно: даже если точки зрения будут схожи, они всё равно будут различаться в некоторых нюансах.
Говорить о смерти необходимо
Психоаналитик объясняет: сейчас люди испытывают страх, тревогу и стресс, и это нормально. Дело в том, что многие впервые поставили перед собой вопросы жизни и смерти. Осознание собственной уязвимости пугает.
— Сейчас все очень остро переживают события, которые происходят за тысячи километров, потому что мы обнаруживаем, что смерть рядом. На эту тему точно нужно говорить, — предлагает наша собеседница. — Закрываться от разговоров про смерть точно не стоит. Есть непростая истина: «Мы все умрем». Если человек отдает себе отчет в том, что он смертен, понимать всё происходящее, расставлять акценты, как ни странно, ему становится проще. Военная операция не может увеличить количество смертей, потому что смертность составляет 100%, каждый из нас умрет. Вопрос — как и когда. Понятно, что осознание всего этого причиняет боль.
Психолог советует найти собеседника: это может быть друг, родственник или специалист.
— Всё то, что мы переживаем и не проговариваем, в конечном счете сказывается на здоровье. Если тревожиться внутри и никаким образом не проявлять это внешне, в будущем это может вылиться в соматические болезни, — считает специалист. — Нужно говорить об эмоциях в семье, но не желая всех убедить в своих взглядах. Даже если проявлением чувств становится агрессия, она по сути очень человеческая, вопрос только в том, чтобы агрессия не приобретала крайние формы.
Понять, что важно, а что — нет
Один из распространенных советов сейчас — отключиться от новостей. Но такая стратегия облегчит переживания далеко не всем, считает Ольга.
— Любое насилие не срабатывает. Если человек легко может обходиться без новостей, это сработает. Но если человек привык быть в информационном потоке и будет заставлять себя существовать в вакууме, ничего хорошего не выйдет. Его стресс только усилится, такова человеческая натура, — рассуждает психоаналитик.
Строить планы на жизнь нужно, но важно жестко к ним не привязываться, быть гибким.
— Вообще, сейчас очень хороший момент, чтобы начать осознавать свою жизнь, — продолжает Архипцева. — Когда ты задумываешься о смерти в связи со сложившейся ситуацией, начинаешь понимать, что важно, а что — нет. Чему стоит уделить время — например, общению с друзьями, а на что тратить время не надо — на шопинг или пустые разговоры. Это как с деньгами: если у вас неограниченная сумма, вы можете покупать всё что угодно. А когда у вас тысяча рублей, вы расставляете приоритеты: пойти поесть, купить что-то своим родственникам.
новость из сюжета
Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине
Занять себя делом
Если вы чувствуете, что тревога нарастает, стоит найти себе занятие.
— Любая тревога успокаивается действием, то есть нужно что-то делать. Лучше делать то, что нравится: рисовать, ходить на лыжах, кататься на велосипеде. Делание точно успокаивает тревогу. Если вам помогает, можно сладкое поесть, но всё хорошо в меру. Если ваша работа — это дело вашей жизни, можно уйти с головой в работу, — рекомендует психоаналитик.
Тревога может смениться и более опасным состоянием — депрессией. Здесь важно вовремя распознать ее.
— Главный критерий здесь — время. Вы должны понимать: «Для меня свойственно погрустить один день, а на следующий я обычно понимаю, что жизнь продолжается и надо двигаться дальше. А если я грущу и тревожусь больше недели, надо задуматься, что происходит что-то не то». Если депрессия вас настигла, главный инструмент здесь — специалист, врач. Надо обращаться к нему, самостоятельно справиться с ней может быть сложно.
Всю информацию о военной спецоперации на Украине и ее последствиях мы собираем в одном сюжете.